УРОК: МДК.03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя.
Тема: «Определение цели и задач, планирование деятельности классного руководителя».
Тип занятия: урок формирования умений и навыков.
Вид занятия: практикоориентированный.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы и приемы обучения:
Цель: обобщить знания о планировании работы классного руководителя, формировать умения планирования воспитательной работы и культуры оформления рабочей документации классного руководителя.
Задачи занятия:
Образовательные:
-формировать умения планировать воспитательную работу;
- совершенствовать умение формулировать цель и задачи мероприятий.
Развивающие:
- формировать навыки самоконтроля и самооценки;
- развивать умение самостоятельной работы с источниками информации на разных носителях;
- развивать аналитическое самостоятельное мышление; способность к рефлексии.
Воспитательные:
-формировать умения сотрудничества и взаимодействия;
-воспитывать стремление к самообразованию и самосовершенствованию.
Формируемые компетенции:
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Профессиональные компетенции:
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
Учебно-методическое обеспечение и оснащение:
Учебно-методический комплекс по МДК 03.01. «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя».
ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска, ноутбуки.
Презентация SmartNotebook по теме урока.
Дидактический материал: рабочие листы для студентов.
Литература:
1. Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений. Утверждены приказом Министерства образования и науки России 3 февраля 2006 года № 21.
2. Нечаев, М.П. Классный час в современной школе. Методические рекомендации/ М.П. Нечаев.// Совершенствование деятельности классных руководителей. Выпуск 4. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011. – 60 с.
3. Нечаев, М.П. Номенклатура дел классного руководителя. Учебно-методическое пособие / М.П. Нечаев. – М.: Перспектива, 2013. – 156 с.
4. Нечаев, М.П. Методика воспитательной работы в новом классном коллективе. Методическое пособие / М.П. Нечаев. – М.: Перспектива, 2010. – 144 с.
5. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, 2006. – 160 с.
6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. – М., 2006.
7. Сергеева, В.П. Классный руководитель в современной школе / В.П. Сергеева. – М.: Центр гуманитарной литературы РОН, 2002. – 224 с.
8. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М., 2012.
Интернет-ресурсы
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/
2. http://school2rti.ucoz.ru/index/fgos/0-22
3. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html
4. http://www.consultant.ru/popular/edu/ 3
6. http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/
Ход урока
I.Организационный момент
– Добрый день! Улыбнитесь друг другу, пожелайте плодотворной работы на уроке.
II. Основная часть
1. Определение темы, целей и задач урока.
– Прочитайте высказывания известных людей.
Планы – это мечты знающих людей. Эрнст Фейхтерслебен (австрийский ученый, хирург, психиатр, писатель, поэт, философ, литературный критик).
Хороший план сегодня лучше очень хорошего плана завтра. Платон (древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля).
План заключается не только в том, сколько нужно сделать столов и стульев. План – это тонкое кружево норм и отношений. А.С. Макаренко
– Сформулируйте тему нашего занятия.
– Для большинства классных руководителей планирование – это не очень простая процедура. Многие считают, что план нужен администрации школы, и потому составляют его формально и не находят в этом своего интереса и смысла. Но, тем не менее, планирование является одной из функциональных составляющих деятельности классного руководителя.
– Как вы думаете, какие цели и задачи мы должны решить в ходе занятия?
(обобщить знания о планировании работы классного руководителя, формировать умения планирования воспитательной работы и культуры оформления рабочей документации классного руководителя.)
- Сегодня на уроке мы формируем общие компетенции, такие как:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
– Выберите, какие профессиональные компетенции мы должны будем формировать? С 3. (ПК 3.2.Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.)
2. Актуализация знаний.
– Уточните понятие «план воспитательной работы классного коллектива».
– С чего необходимо начать планирование? (С изучения основных нормативных документов и локальных актов школы.)
– Какие документы вы можете назвать?
– Какие функции классного руководителя должны быть отражены в планировании? (Аналитико - прогностическая, организационно - координирующая, коммуникативная, контрольная).
– Назовите виды плана воспитательной работы. (Перспективный, текущий, оперативный).
– У вас есть уже определенная подготовка в рамках МДК 03.01. «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» и началась производственная практика «Внеурочная воспитательная работа в школе», попробуйте выделить структурные компоненты перспективного плана работы классного руководителя.
1. Психолого -педагогическая характеристика класса.
2. Анализ работы за предыдущий период (если с классом работали ранее).
3. Основные цели и задачи на планируемый период.
4. Конкретные дела по всем направлениям работы.
5. Индивидуальная работа (проектирование дальнейшего нравственного развития отдельных учеников).
– Учителю предоставляется право выбора формы и структуры плана. В настоящее время нет жестких требований к направлениям (разделам) воспитательной работы.
– Прочитайте высказывание Конфуция, какой принцип планирования имеется в виду? Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов. Конфуций (древнекитайский мыслитель, философ).
– Коллегиальность. Кто может принимать участие в планировании воспитательной работы? (Родители, учителя -предметники, обучающиеся)
3. Формирование умений и навыков.
– Итак, внеклассная воспитательная работа должна планироваться вместе с обучающимися.
-Существуют разные его варианты: «Корзинка Красной Шапочки». Классный руководитель рассказывает ребятам историю: «Красная Шапочка, увидев Волка, так растерялась, что оставила в лесу свою корзинку. Волк схватил ее, надеясь на пирожки, но нашел в ней какие-то бумажки. А дело было в том, что Красная Шапочка по дороге к бабушке заглянула в лесную школу, а в корзинке ее лежали планы ребят лесной школы. В них было написано, как они будут проводить в своем классе свободное время. Может, мы прочитаем эти планы и выберем что-то для себя, а потом вернем в лесную школу?» Ребята по одному подходят, берут листок из корзинки и читают, что там написано, а затем вместе определяют те дела, которые им больше понравились. Список возможных дел: - поход в цирк, - спортландия, - интеллектуальный марафон, - праздник семьи, - путешествие в страну Знаек, - музыкальный фестиваль, - читательская конференция, экскурсии, встречи с интересными людьми и др.
- Игра «От любви до ненависти» Игра «От любви до ненависти». Цель игры: определить отношение к школе и классной жизни и придумать, как сделать процесс образования более интересным; развитие умения работать в группе. Инструкция: Вика говорит, что она с удовольствием ходит в школу. А с Денисом дело обстоит иначе. «Там ужасно скучно», - стонет он. Что для вас интересно? А что скучно? Возьмите бумагу , карандаш и составьте соответствующих два списка. (10 мин.) А теперь давайте обсудим, что можно придумать и сделать для того, чтобы ваша школьная и классная жизнь стали интереснее и увлекательнее. Записывают одобренные всеми предложения.
- Методики «Защита проектов» или рейтинг классных дел, «Разброс мнений», «Волшебное дерево» тоже используются для совместного планирования.
4. Мозговой штурм
– Сейчас мы проведем один из вариантов совместного планирования, а именно «Волшебная яблоня» по методу мозгового штурма, представив, что вы, как обучающиеся, участвуете в планировании на вторую четверть.
-Цель «штурма» - предложить наибольшее количество вариантов воспитательных мероприятий.
– При проведении «Мозгового штурма» необходимо соблюдать следующие правила :
- заставьте работать свое воображение; не отвергайте никакую идею лишь потому, что она противоречит общепринятому мнению;
- развивайте идеи других участников;
- не пытайтесь дать оценку предложенным идеям.
– Ваша задача придумать воспитательное мероприятие и записать его название на яблоке, которое лежит у вас на столе, а затем украсить волшебную яблоню яблоками. (Один студент от каждого ряда собирает все яблоки и прикрепляет их на дерево.)
- Волшебная яблоня может быть помещена в классе, а ребята сами наблюдают за яблоней и снимают те плоды, которые обозначают уже состоявшиеся мероприятия.
5. Групповая работа
– Работать дальше вы будете по группам.
– Первая группа представит текущее планирование на любой месяц для 3 класса по следующим направлениям.
1. «Здоровье»
2. «Интеллект»
3. «Общение»
4. «Нравственность»
5. «Досуг»
6. «Семья», определяя цель и задачи. Вы можете воспользоваться «плодами» волшебного дерева и включить названия понравившихся мероприятий.
– Вторая группа предлагает свой вариант матрицы основной части плана воспитательной работы на основе имеющихся вариантов.
–Третья группа разрабатывает технологию создания перспективного плана воспитательной работы классного руководителя. Вам может помочь этап нашего занятия – актуализация знаний. Время на выполнение – 7 мин.
– Приступайте к выполнению, следите за временем. (Работают в группах по рядам с различными источниками информации.)
6. Презентация результатов.
– Первая группа представит текущее планирование на выбранный месяц для 3 класса.
– Проанализируйте представленный план (Называют воспитательные мероприятия.)
- Все ли направления вы задействовали?
– Вторая группа представит свой вариант матрицы основной части плана воспитательной работы. (Презентуют результаты деятельности)
– Третья группа представит алгоритм технологии создания перспективного плана воспитательной работы классного руководителя.
– Проанализируйте представленный минипроект.
– Спасибо за работу каждой группе. После оформления своих минипроектов вы обменяетесь результатами, которые станут составляющими вашего портфолио.
7.Работа с цитатой А.С.Макаренко
– Давайте вернемся к началу нашего занятия, к цитате А.С. Макаренко.
« План заключается не только в том, сколько нужно сделать столов и стульев. План – это тонкое кружево норм и отношений» А.С. Макаренко.
– Какая часть этой фразы запала вам в душу?
– Как вы это понимаете?
– О каком условии реализации задач планирования говорит Антон Семенович? (О творческой и нравственной составляющей личности учителя-классного руководителя)
– Хотелось бы отметить, что не так важна форма плана и количество дел в нём, важно другое: знать детей, любить их, терпеть. Это значит, что мы должны все время узнавать их, наблюдать, изучать специально и в ежедневном непосредственном общении. Любить – значит заниматься ими, проводить с ними время, организовывать их содержательные занятия. А терпеть – означает не спешить видеть их сразу такими замечательными, какими вы их хотите видеть. Надо уметь ждать.
III. Рефлексия 5-7 мин. (Рефлексируют. Оценивают результаты собственной деятельности.)
-Как будущие учителя, вы должны быть готовы к реализации различных видов профессиональной деятельности, а в частности к осуществлению функций классного руководителя.
–Какие профессиональные компетенции вы формировали в ходе нашего занятия?
– Определите свой уровень сформированности профессиональной компетенции и обозначьте цветом, где зеленый –в целом сформирована, красный –надо еще поработать.
– Какие общие компетенции вы формировали в ходе нашего занятия?
– Многие студенты хорошо проявили себя на занятии, но оценить их объективно мне помогут рефлексивные карты. Заполните их, отметив уровень усвоения знаний и сформированности умений на занятии. А на последней строчке рефлексивной карты я прошу оценить вас свою деятельность на занятии.
– Рассмотрите это дерево. Оно, конечно, не такое «волшебное». Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Запишите в строке «Самооценка деятельности на занятии» номер того человечка, который соответствует вам.
– Передайте рефлексивные карты. Спасибо! Урок окончен!
Приложения
Технология создания перспективного плана воспитательной работы классного руководителя:
Шаг 1. - ознакомиться с нормативными документами и локальными актами, определяющими задачи школы на современном этапе;
Шаг 2. - изучить педагогическую и методическую литературу, освещающую вопросы планирования различных разделов воспитательной работы;
Шаг 3. - ознакомиться с планом воспитательной работы школы;
Шаг 4. - изучить предложения учителей-предметников, родителей;
Шаг 5. - организовать коллективное планирование воспитательной системы класса;
Шаг 6. - дать анализ воспитательной работы за прошедший год,
Шаг 7. - определить основные цели и задачи воспитания;
Шаг 8. - определить основные виды деятельности и формы работы с обучающимися;
Шаг 9. - соотнести запланированное классным руководителем с деятельностью учителей-предметников, с ученическим самоуправлением, социальным педагогом, родителями, работниками учреждений дополнительного образования;
Шаг 10. - скоординировать намеченные мероприятия по срокам и исполнителям;
Шаг 11. - определить форму представления плана;
Шаг 12. - оформить план воспитательной работы и один экземпляр сдать заместителю директора по воспитательной работе.
Различные формы матриц основной части плана воспитательной работы
Вариант 1
Дата проведения
Название мероприятия
Основные цели и задачи
Ответственные за проведение
Вариант 2
№ п/п
Наименование мероприятия
Сроки исполнения
Исполнители
Отметка о выполнении.
Анализ результатов
Вариант 3
Основные направления
Задачи
Виды деятельности и формы занятий
Исполнители
Сроки
Анализ, наблюдения, выводы
Вариант 4
№ п/п
Дела класса
Гражданское воспитание
Нравственное воспитание
Трудовое воспитание
Сроки выполнения.
Исполнители
Отметки о выполнении
Вариант 5
Сроки по неделям
Виды деятельности и формы занятий
Кто готовит и проводит
Отметки о выполнении
Вариант 6
№ п/п
Содержание, методы и формы работы
Сроки выполнения
Исполнители
Отметки о выполнении
Вариант 7
Задача
Основные мероприятия
Дата проведения Ответственные
Работа с учащимися
Работа с педагогами
Работа с родителями и общественностью
Отметки о выполнении
Методы совместного планирования воспитательной работы
1)«Корзинка Красной Шапочки». Классный руководитель рассказывает ребятам историю: «Красная Шапочка, увидев Волка, так растерялась, что оставила в лесу свою корзинку. Волк схватил ее, надеясь на пирожки, но нашел в ней какие-то бумажки. А дело было в том, что Красная Шапочка по дороге к бабушке заглянула в лесную школу, а в корзинке ее лежали планы ребят лесной школы. В них было написано, как они будут проводить в своем классе свободное время. Может, мы прочитаем эти планы и выберем что-то для себя, а потом вернем в лесную школу?» Ребята по одному подходят, берут листок из корзинки и читают, что там написано, а затем вместе определяют те дела, которые им больше понравились. Список возможных дел: - поход в цирк, - спортландия, - интеллектуальный марафон, - праздник семьи, - путешествие в страну Знаек, - музыкальный фестиваль, - читательская конференция и др.
2) «Волшебная яблоня».Из двух листов ватмана изготавливается дерево-яблоня. Каждый ребенок получает возможность украсить яблоню яблоками, на которых написаны названия внеклассных мероприятий. Ребята выбирают то яблоко, название которого им нравится. Школьник помещает яблоко на волшебную яблоню и объясняет, почему он выбирает то или иное мероприятие. Волшебная яблоня может быть помещена в классе, а ребята сами наблюдают за яблоней и снимают те плоды, которые обозначают уже состоявшиеся мероприятия.
3) «Защита проектов». Рейтинг классных дел. Учащимся предлагается перечень всех классных мероприятий за год. Задание: проранжировать (поставить по степени значимости для себя) все перечисленные в списке мероприятия. Затем классный руководитель анализирует выбор учащимися мероприятий и определяет группы ребят, которые выбрали одинаковые мероприятия. Формируются группы, которые определяют содержание и форму будущего мероприятия. Свои проекты ребята сдают или обсуждают совместно.
4) «Разброс мнений». Классный руководитель заранее готовит маленькие записочки, на которых написаны различные формы классных часов. Учащиеся по очереди вытягивают по одной записочке и придумывают содержание данного вида мероприятия. Свои творения ребята сдают в жюри внеклассных дел, которое оценивает разработки учащихся по следующим критериям: занимательность, познавательная значимость, задействованность учащихся класса, полезность для учащихся, класса, школы.
5) Игра «От любви до ненависти». Цель игры: определить отношение к школе и классной жизни и придумать, как сделать процесс образования более интересным; развитие умения работать в группе. Инструкция: Марина говорит, что она с удовольствием ходит в школу. А с Денисом дело обстоит иначе. «Там ужасно скучно», - стонет он. Что для вас интересно? А что скучно? Возьмите бумагу , карандаш и составьте соответствующих два списка. (10 мин.) А теперь давайте обсудим, что можно придумать и сделать для того, чтобы ваша школьная и классная жизнь стали интереснее и увлекательнее. Записывают одобренные всеми предложения.
РЕФЛЕКСИЯ _______________________________________________________________ Ф.И. Задание: заполните рефлексивную карту, оценив ваш уровень усвоения знаний и сформированности умений
ЗНАНИЯ
Баллы
Я оцениваю свои знания на …
Знаю сущность понятия «план воспитательной работы классного коллектива» 5 4 3 Не усвоены
Знаю теоретические основы планирования внеклассной
воспитательной работы 5 4 3 Не усвоены
Знаю методику планирования внеклассной воспитательной работы 5 4 3 Не усвоены
УМЕНИЯ
Баллы
Я оцениваю свои умения на …
Могу формулировать цели и задачи воспитания класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей 5 4 3 Не сформированы
Могу планировать деятельность классного руководителя 5 4 3 Не сформированы
Общий балл по 5 показателям (максимальное количество баллов – 25)
Самооценка деятельности на занятии
Компетенции
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Профессиональные компетенции:
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.