Саморегуляция - основа успешной деятельности педагога.
Профессиональная деятельность, является важной составляющей жизнедеятельности человека и может давать наибольший позитивный эффект с точки зрения укрепления психического здоровья.
Профессия педагога требует от него выдержки, эмоционального благополучия, умения создавать благоприятную психологическую обстановку и бороться с негативными следствиями межличностного взаимодействия – конфликтностью, плохим самочувствием, усталостью, что выражается во взаимоотношениях с коллегами, учениками и родителями. Ежедневное разнообразие деятельности увеличивает возможности для наиболее полного проявления различных потенциалов личности.
Чрезвычайно значимым компонентом работы преподавателей признается саморегуляция – способность, направленная на контроль своего личного психического состояния с целью того, чтобы оптимальным способом находить решение в сложившихся педагогических ситуациях.
Саморегуляция – это умение управлять всеми процессами своего организма и самой личностью: эмоциями, мыслями, поведением, поступками и переживаниями. Необходимость самопрегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов.
Саморегуляция имеет свои структурные компоненты, которые реализуют значимые функции:
Психологические основы саморегуляции содержат в себе умения управлять познавательными процессами: восприятием, воображением, мышлением, вниманием, памятью и речью. Помимо этого, они несут в себе управление личностью: его эмоциями, действиями, поведением – разнообразными реакциями на появившиеся проблемы
Произвольное и непроизвольное внимание поддаётся управлению в разной степени.
Самым эффективным способом управления этим вида внимания является отдых, психофизический аутотренинг, а вслучае болезни – лечение.
Управление произвольным вниманием возможно через восприятие с использованием стимулов или слов, которые вызывают интерес.
Непроизвольным вниманием допустимо управлять только в косвенной форме через регуляцию психического состояния организма, от которого оно зависит.
Сложная и нужная для педагогов задача – это саморегуляция памяти. Такие процессы памяти, как запоминание и воспроизведение, легко поддаются саморегуляции. А вот сохранением информации управлять гораздо трудней, поскольку оно работает на подсознательном уровне. Вместе с тем, управление сохранением информации возможно при определенном построении запоминания. Здесь на помощь приходят многообразные формы представлений, ассоциаций, синтеза и анализа, обработки материала, используемые для саморегуляции мнемнических процессов.
В профессиональной деятельности педагога важную роль играет умение управлять своими эмоциями. Эмоциональная саморегуляция базируется на навыках управления состояния мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций.
Наряду с восприятием, вниманием и памятью, педагогу необходимо владеть саморегуляцией таких важных познавательных процессов, как мышление
Основные пути саморегуляции мышления:
-анализ условия задачи, которую требуется решить;
-сравнение требуемого результата с определенными условиями с целью установления того, чего в них недостаточно для получения необходимого результата;
-периодическая тренировка мышления, которая происходит в решении аналитических и проектировочных задач;
-формирование дисциплины мышления, предполагающей поэтапный поиск и полную проработку различных альтернативных способов решения;
-проговаривание про себя или вслух определенных идеи, связанных с поиском решения задачи;
-запись идей или уже принятых действий
Таким образом, владение способами саморегуляции позволяет педагогу управлять своими познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности, регулировать свое психофизическое состояние, выбирая и оптимальные для себя методики и используя их для мобилизации своих возможностей или релаксации. Благодаря умению работать над собой у педагога повышается значимость своей профессии, повышается стимул развития обогащение смысла жизни, что способствует повышению чувства собственной значимости, высокому самоуважению положительному отношению к себе как к личности.
Литература:
1. Долгова В.И.,Гольева Г.Ю. Эмоциональная неустойчивость личности: Монография- М.:Изд-во «Перо», 2019-173с
2. Личностные и когнетивные аспекты саморегуляции деятельности человека.-М.: Психологический институт РАО,2020- 320с
3.Спиридонов Н.И. Психиченская саморегуляция, движение, здоровье/ Н.И. Спиридонов.-М: Ставрополь :Ставропольское, 2021-110с