Урок русского языка по теме
«Что обозначает имя существительное?»
3 класс
Автор: Герилова Кристина Максимовна
1 слайд. Прозвенел звонок веселый
Мы урок начать готовы!
Проверяем готовность к уроку.
1 учебное задание:
Чтобы понять тему нашего сегодняшнего урока и повторить части речи, давайте поиграем в игру «Четвертый лишний».
Ваша задача среди четырех слов найти то, которое отличается по каким-либо признакам.
Игра: «Четвертый лишний»
-Тетрадь, лошадь, читать, стул
Д: Все слова имена существительные, отвечают на вопросы Кто? Что?, а слово «писать»- отвечает на вопрос «Что делать?» - это глагол.
-Кровать, книга, стол, белый
Д: Все слова имена существительные, отвечают на вопросы Кто? Что?, а слово «белый»- отвечает на вопрос «Какой?» - это глагол.
-Радуга, молния, кит, дождь.
Д: Все слова имена существительные, отвечают на вопросы Кто? Что?, но слова «радуга, молния и дождь» обозначают природные явления, а слово «кит» - название животного.
4 слайд. Формулирование темы, цели и задач урока:
У: Исходя из выполненного задания, давайте определим тему сегодняшнего урока.
Д: Имя существительное.
У: Обратите внимание на последнюю строчку. По какому признаку вы определили, что слово «Кит» лишнее?
Д: По значению. Значит, тема сегодняшнего урока «Значения имён существительных»
У: Верно, тема сегодняшнего урока «Что обозначает имя существительное». Не новая тема для нас, сегодня мы вспоминаем забытое.
У: Какова цель нашего сегодняшнего урока?
Продолжите фразы:
Узнать…
Научиться…
Повторить…
Д: Узнать, что может обозначать имя существительное.
Д: Повторить понятие «имя существительное».
(варианты детей)
2 учебное задание.
У: Для начала давайте с вами вспомним понятие «имя существительное»
Для этого возьмите карточки, которые лежат у каждого на парте, и заполните пропуски:
Текст карточки:
Имя существительное – это …….… ………, которая обозначает …………….… и отвечает на вопросы ………. и ……..….
Самопроверка на слайде:
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что?
У: Молодцы! Вы отлично справились с данным заданием!
У: «Предметы» имена существительные обозначают в широком смысле слова. Но что же именно подразумевается под этим словом?
У: Чтобы это вспомнить выполним следующее задание:
3 учебное задание Игра «Назови одним словом».
4 учебное задание.
Игра «Что ты обозначаешь?» (у каждого на парте лежит 1 слово)
У: На каждой парте лежит карточка со словом. Сейчас я буду называть группу, ваша задача будет определить, к какой группе относится слово, выйти и прикрепить его на доску. И записать в тетрадь.
Языковой материал:
Дуб, астра, рябина.
Лев, девочки, ЛИСИЧКА
Сообразительность, мудрость, скромность.
Снег, град, вьюга.
Россия, Москва, Ангара
У: Итак, расскажите мне, что обозначают имена существительные.
(ответы детей)
У: Как вы думаете, на какие 2 группы можно разделить все эти имена существительные?
Д: На слова, которые отвечают на вопрос «Кто» и «Что».
У: Верно. А теперь поработаем по учебнику, потренируемся задавать вопросы.
5 учебное задание.
Слайд 10. Упр 9 стр 9 (фронтальная работа у доски)
11 слайд. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Встанем.
Если я буду называть имена существительные, которые отвечают на вопрос «Кто?» - приседаем, «Что?»- хлопаем.
Языковой материал: Миша, тигр, вертолет, масло, ребята, родители, кактус, храбрый, храбрость, гости, Мальвина, маленький, бег, лилия, хитрость, доктор, мальчик, мел, доска.
Тихо сели.
6 учебное задание.
Упр 11 стр 10
7 учебное задание (разноуровневое).
У: Ребята, сейчас я предлагаю для проверки своих знаний по сегодняшней теме, выбрать и выполнить одно задание из двух. Первое полегче, второе посложнее.
1.Запишите только имена существительные, обозначающие свойства и качества человека.
Дуб, храбрость, глупость, машина, доброта, дождь, трусость, жизнь, хитрость.
2.Запиши только имена существительные:
Ходить, подарок, ходьба, умный, бежать, пробежка, глупый, храбрость, подарили, хитрость.
Самопроверка (ответы на слайде).
1. Храбрость, глупость, доброта, трусость, хитрость.
2. Подарок, ходьба, пробежка, храбрость, хитрость.
Оцените свои успехи.
«Лесенка»
Нарисуйте себя на одной из ступенек лесенки.
Надеюсь, все себя нарисовали на самом верху и отлично поняли тему.
Итог:
У:Достигли ли мы целей, которые поставили на сегодняшний урок?
Д: Да, мы повторили понятие «Имя существительное», вспомнили, что может обозначать имя существительное.
У:
Д: Конкретные предметы.
Явления природы.
Живые существа – люди и животные.
Растения
Явления природы
Свойства и качества человека.
События
Географические названия
У: Что вам больше всего понравилось на уроке?
(варианты детей)
У: Спасибо за работу на уроке!
Домашнее задание: стр 8 упр 8.