Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Открытый урок Л.Н Толстой "Прыжок"3 класс

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Урок Литературного чтения

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Подготовила

учитель начальных классов

Полканова Людмила Владимировна

2023г.

Урок внеклассного литературного чтения во 3 классе

Тема урока:Л. Н. Толстой «Прыжок».

Цель:

Создать условия для развития познавательных, общеучебных УУД (структуирование информации, смыслового чтения),

в которых, ученик сможет:

* осмыслить психологический характер конфликта в рассказе «Прыжок»;

*проанализировать поступки литературных героев;

* обогатить словарный запас;

*выразить своё отношение к поступкам главных героев;

*задуматься о необходимости любви и уважении к родителям.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I этап.

Создание образно –эмоциональной ситуации

-Посмотрите на фотографии.

Какие чувства и эмоции она вызывает?

Где бы вы хотели оказаться? Почему?

Дети рассматривают картины.

- Противоречивые чувства.

Ода радует, согревает. Другая пугает.

Регулятивные УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)

II этап.Актуализация знаний

– Каким бы сегодня вы хотели увидеть урок?

– Чтобы урок получился таким, недостаточно действий учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть ученики на уроке?).

- Думаю, что урок у нас сегодня будет именно таким, как мы его себе представили.

С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?

- Как вы думаете с творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство?

Л. Н. Толстой

-Что вы можете рассказать о нём?

Сообщения детей:

Лев Николаевич прожил 82 года.

Он умел разговаривать с детьми, знал множество сказок, историй.

Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.

А рассказать он мог о многом, потому что Толстой очень многим интересовался и всю жизнь пополнял свои знания.

Толстому пришлось и в армии служить. Он воевал на Крымской войне и там же в окопах под пулями писал свои рассказы.

После войны он решил оставить службу, поселился в усадьбе Ясная Поляна и занялся литературой

В Ясной Поляне Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука».

Учитель:Огромную работу проделал писатель, добиваясь того, чтобы, как он сам говорил, всё было «красиво», коротко, просто, и, главное - ясно. Поэтому его произведения так легко читаются и запоминаются. На уроках внеклассного чтения мы вспомнили много сказок, басен, рассказов Льва Николаевича Толстого. Сегодня мы продолжаем эту работу.

- Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Постарайтесь отгадать название.

JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы)

- Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?

Что означает слово “прыжок”?

- А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? -Назовите тему урока?

Поставьте цели:

Прежде, чем прочитать текст, уточним значение незнакомых слов,

-Сели все ровно выпрямились и приготовились к прослушиванию рассказа.

Прослушивание аудиозапись.

Беседа после прослушивания

-Назовите главных героев рассказа?

-Где происходит событие?

- Какие чувства вы испытали?

Словарная работа

Аршин – старая рус.мера длины =71см

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса

Задней рукой – обезьян называют четырёхрукими

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки

- Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, кот ведет себя пылко, вызывающе

(Интересным, познавательным)

(Активными, внимательными, размышляющими)(карточки вывешиваются на доску

( Л.Н. Толстого « Акула»)

(Не всегда, ведь прыжки бывают разные.)

.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД (целеполагание)

(прогнозирование)

III этап.

Чтение смысловыми отрывками

1 абзаца.

- Почему весь народ был на палубе? (Погода была тихая).

- О каких персонажах говорит здесь автор?

- Что происходит на палубе? Как ведёт себя обезьяна? Как ведут себя люди?

2 абзац.

Вопросы:

- Что сделала обезьяна? Каковы действия мальчика? Как ведут себя люди?

3 абзац.

Вопросы:

- Что происходит с обезьяной, мальчиком и матросами?

4 абзац.

Вопросы:

- Что происходит дальше с персонажами рассказа? Разбираем значение слова аршин.)

Аршин – старинная мера длины, равная 71 см. Обращение к этимологическому словарю.

Детей заинтересовывает выражение «задняя рука», но тут же они сами разъясняют (многие из них видели обезьян), что кисти на задних конечностях этих животных такие же, как и на руках.

5 абзац.

Вопросы:

- Что происходит с мальчиком? Как ведут себя матросы?

6 абзац.

Вопросы:

- От чего мальчик опомнился? Какими словами автор передает угрозу жизни мальчика?

7 абзац.

Вопросы:

- Какой новый персонаж появляется в 7 абзаце? Зачем он вышел из каюты? Что сделал капитан, увидев сына на мачте? Что происходит с мальчиком?

- Что заставило мальчика прыгнуть вниз?

8 абзац.

Вопросы:

- Что случилось с мальчиком? Как ведут себя матросы?

9 абзац.

Вопросы:

- Что произошло с капитаном, когда он все это увидел? Почему капитан плакал

3. Слово учителя.

- Итак, абзац за абзацем мы проанализировали рассказ «Прыжок», не просто прочитали, а, работая с текстом рассказа, отразили все самое важное

Понятно ли вам, почему капитан грозил застрелить сына? Было ли у него время подумать, как иначе спасти сына?

- Можно ли винить обезьяну, в том, что с мальчиком чуть ли не произошло несчастье?

- Какова же идея рассказа? Ради чего автор рассказывает эту историю нам?

Дети обсуждают варианты ответов и выбирают выступающего.

(Обезьяна, народ: раз речь идёт о корабле, то детям не трудно догадаться, что народ – это матросы.В конце рассказа звучит это слово).

(Дети зачитывают «ключевые» слова: обезьяна «вертелась», «забавлялась», «корчилась», «передразнивала», «еще больше расходилась»; люди «забавляются» - и записывают эти слова в «Читательских книгах»).

(Дети находят «ключевые» слова: обезьяна «прыгнула», «сорвала шляпу», «надела», «живо забралась на мачту»; мальчик «не знал, смеяться… или плакать»; люди «засмеялись» - записывают «ключевые слова» в «Читательские книги»).

Дети проделывают ту же работу, что и с предыдущими абзацами. «ключевые» слова: обезьяна «сняла шляпу», «стала рвать», «дразнила», «делала рожи», «взобралась еще выше»; мальчик «погрозил ей», «крикнул», «покраснел», «скинул куртку», «бросился за обезьяной», «взобрался по веревке»; матросы «громче стали смеяться»).

Обезьяна «поманила», «полезла выше», «корчилась», «показывала зубы», «радовалась», «повесила шляпу на край перекладины»; мальчик - «разобрал задор», «он не отставал», «раззадорился», «ступил на перекладину, покачивая руками»; матросы «замерли от страха».(

(Мальчик может «разбиться в дребезги»; матросы «молча смотрели… и ждали, что будет»).

(Матросы – «кто-то ахнул от страха»; мальчик «от… крика опомнился, глянул вниз и зашатался»).

(Капитан «вышел…, чтобы стрелять чаек», «увидел сына», «прицелился», «закричал: «Прыгай …в воду! Застрелю!»; мальчик «шатался, но не понимал». Здесь в качестве физкультминутки детям предлагается встать, «схватиться» руками за воображаемую палубу, закрыть глаза и представить, что это они находятся на месте мальчика. Какое же чувство испытал каждый из них? Можно предложить расставить руки в стороны и попытаться сделать несколько шагов по воображаемой перекладине. Легко ли это сделать, если, упав с такой высоты, можно разбиться вдребезги?)

(Крик отца: «Прыгай, или застрелю! Раз, два, три!»; мальчик «размахнулся головой вниз и прыгнул»)

(Мальчик – «точно пушечное ядро, шлёпнулось тело мальчика в море» (объяснить, что это сравнение – одно из средств образной выразительности) дети объясняют, что это сравнение помогает представить быстроту прыжка мальчика; «секунд через сорок … вынырнуло тело мальчика» (дети думают и объясняют, почему эти сорок секунд показались всем долгими – все очень переживали за жизнь мальчика); «у него изо рта и из носа полилась вода», «стал дышать»; матросы - «двадцать молодцов матросов прыгнули в море», «схватили (мальчика) и вытащили на корабль»).

? («вдруг закричал, как будто его что-то душило» (Что же могло «душить» капитана?Дети отвечают, что это чувство тревоги за сына); «убежал в каюту», «плачет». Дети рассуждают, что отец мог убить сына. Он плакал от потрясения и от счастья, что сын остался жив).

(Времени на раздумья совсем не было – надо было быстро принимать решение.)

(Пожалуй, нет, ведь она не человек, и для неё все это было лишь «игрой» с мальчиком.)

Этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья–та жизнь. В рассказе «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он бы упал на палубу и разбился.)

Общеучебные познавательные УУД:

Умение работать с текстом

Умение выделять существенное

Личностные УУД:

Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм.

VI.Сравнение двух рассказов Л.Н. Толстого «Акула» и «Прыжок»

- Чем похожи?

- Чем отличаются?

Возвращение к задаче урока.

-Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»?

-Зачем автор рассказал нам эту историю?(Он учит нас тому, что страх преодолеть нелегко, иногда надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит не совершать необдуманных поступков, учит управлять собой, своими эмоциями.)Вот это главная идея произведения

VIII.Итог урока.

Работа с высказыванием А.С. Пушкина

«Чтение – ничто: осмысленное

чтение – кое-что; чтение осмысленное

и прочувствованное – совершенство»

А.С. Пушкин

- Прочитайте высказывание А.С. Пушкина. Согласны ли вы с мнением великого поэта? Как вы думаете, почему мы обратились именно к этим словам Пушкина?

Слово учителя.

Если автор решил рассказать об этом нам, значит, он хочет, чтобы и мы учились совершать поступки, принимать правильные решения в той или иной ситуации, не трусили, когда нужно проявлять храбрость.

IX. Домашнее задание.

Пересказ от имени мальчика. По желанию: нарисовать рисунок к рассказу.

V этап.
Критерии оценки.

А сейчас сами оцените свою работу на уроке:

Отлично работал, и многое понял – белый парус.

Хорошо работал – голубой парус.

Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – жёлтый парус

(Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)

(Дети отвечают, что на уроке они не только прочитали рассказ Толстого «Прыжок», но и смогли осмыслить и прочувствовать то, что хотел сказать читателю автор.)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области