Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования навыков устного счета

Цель формировать навыки устного счета учащихся с помощью дидактических игр. Задачи - стимулировать познавательную активность учащихся - развивать основные познавательные процессы внимание, память, мышление, воображение, восприятие - пробуждать и развивать интерес к урокам математики - способствовать раскрытию и развитию индивидуальности ребенка - вводить учащихся в поисковую деятельность по предмету.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования навыков устного счета.

Формирование устных вычислительных умений и навыков – трудоёмкий и сложный процесс, так как предполагает многократное повторение определённых умственных действий, координацию знаний и механизма психологического самоуправления.

Использование игровых технологий при формировании устных вычислительных умений и навыков предусматривает создание оптимальных условий: использование ведущего вида деятельности

(1 год обучения), опора на интерес, повторение в динамическом пространстве, возможность поэтапного формирования умений и навыков с учётом индивидуальных особенностей развития. При разработке игр я учитываю необходимость одновременной (последовательной) деятельности всех учащихся, создание и функционирование групп на основе дифференциации и дальнейшее их объединение одной задачей, действием, взаимозависимостью – учитываю включение в деятельность каждого ученика. Играя, учитель и учащиеся образуют благоприятную атмосферу обучения, решают поставленные задачи в единстве, при максимальной уверенности в последующих успехах.

Первый год обучения – фундамент знаний, умений, навыков, первая жизненная страничка формирования личностного «Я», уверенности в себе, установления отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик».

Как подчеркнуть успешность и индивидуальность каждого? Как провести коррекционную работу, не выделяя недостатков? Как создать плавный изгиб получения базовых знаний и стремления к самореализации?

Игра – возможность диагностировать, формировать и корректировать знания, умения, навыки в стабильной и уверенной для маленького ученика среде, возможность действовать вместе, где учитель и ученик целостное ядро в реализации игровых правил, действий и отношений.

При организации и проведении игровой технологии, я учитываю:

• максимальную концентрацию во времени, так как при значительных перерывах ученики теряют нить игры;

• эмоциональный настрой, утомляемость игроков;

• полученные результаты, изменяя сложившуюся ситуацию, стратегию или тактику игровых действий;

• уровень отдельных игроков или игровых групп для того, чтобы поменять исходные данные и затем продолжить игру.

Таким образом, применяя игровые технологии, я использую общие приёмы по организации работы с группой, методику игротеки, понимаю важность развития презентационных, коммуникативных навыков, роли динамики в игре и умение эту игру выстроить.

Создание и разработка дидактической игры представляет поэтапный процесс наблюдения, практического использования и анализа. Я разработала и активно использую алгоритм внедрения дидактической игры в обучающее пространство.

1. Определение темы образовательной программы, представляющей трудности при усвоении учащимися.

2. Выявление знаний, умений, навыков, которые надо закрепить и совершенствовать.

3. Анализ детских интересов к определённому виду деятельности.

4. Формулировка дидактической задачи.

5. Выбор формы реализации игрового действия.

6. Работа над содержанием и правилами игры.

7. Изготовление наглядных пособий по данной игре.

8. Практическое использование игры.

9. Анализ эффективности. Диагностика результативности. Коррекция и доработка.

При формировании устных вычислительных умений и навыков каждого года обучения эффективно сочетаю игры с индивидуальной, групповой и фронтальной формой организации деятельности.

Играть всем вместе … Интересно, весело, но как обеспечить возможность каждому быть успешным? Для решения этих задач я разработала и активно использую игры, целостные по игровому действию и правилу, но с разным программным материалом в его основе. Например, игры «Кто больше?» (Приложение 1), «Мой домик» (Приложение 2).

В первом полугодии первого года обучения я часто провожу игру «Мой домик», которая позволяет разнообразить работу с натуральным рядом чисел. Цель этой игры – формировать вычислительные навыки, развивать скорость мыслительных процессов и двигательных качеств. Игру «Мой домик» целесообразно использовать как на этапе актуализации знаний, умений, навыков, так и на этапе закрепления материала, используя фронтальные методы контроля. Важно, что ребята не боятся в игре ошибиться, так как всегда можно исправиться и перебежать на новое место, занять нужный домик. Отсутствие «страха ошибок» не только приближает к высокому результату, но и способствует становлению внутреннего сознательного решения «Я способен».

Результативность использования этой группы игр – учёт, положительная динамика развития каждого, однако, целостность игрового действия, правила может дополняться разными способами решения поставленной дидактической задачи. Например, в игре «Кто больше?» (Приложение 1) устные вычисления могут производиться на основе предметных рисунков, числового луча и абстрактно (выбор способа решения зависит от умений и навыков конкретного ученика).

Для усвоения нумерации чисел я использую игру «Ладушка-число» (Приложение 3) с фронтальной формой организации деятельности.

- Почему эта игра обеспечивает формирование прочного навыка и просто очень нравится детям?

Пособие «Ладушка-число» (игровое поле) предполагает единство: многочисленные ладошки объединяются в круг, а крепление с помощью резинки обеспечивает реализацию активности каждого игрока. Игра «Ладушка-число» - возможность для многократного повторения последовательности чисел без утомления и перегрузок: смена игровых манипуляций и действий (ладошки двигаются к центру, прыгают вверх и др.), наличие элементов задора и соревнования не оставляют безразличных игроков-учеников. Игра формирует навыки самоконтроля, взаимоконтроля, способствует формированию основ ученического коллектива. «Единство радости и успеха в формировании умений и навыков» - девиз этой игры.

Работа на уроке малыми группами является привлекательной для меня потому, что реализует стремление к совместному поиску, позволяет совершать действия в благоприятных условиях – и не у всех на виду, и не в одиночку.

Такой подход в игровом процессе – создание микрогрупп со сменным составом, игровых команд – способствует дифференциации при усвоении учебного материала, установлению благоприятной психологической атмосферы, позволяющей каждому ребёнку проявить себя, активизирует эмоциональный, мыслительный, контактный настрой, а значит, является составной частью здоровьесберегающих технологий. Групповой состав предполагают игры «Магазин» (Приложение 4), «Арифметическое домино» (Приложение 5) и др.

Игра «Магазин» (Приложение 4) используется на протяжении всего периода изучения математики на первой ступени обучения и имеет множество вариантов, в основе которых не только разный программный материал, но и разное оборудование, и игровое правило.

Индивидуальная игра предполагает решение дидактической задачи одним субъектом, даёт возможность проявить творчество, креативность мышления, выходя на новый уровень мыслительных процессов. Цель игр с индивидуальной формой организации деятельности – определить качество полученных знаний, совершенствовать базовые умения (даёт возможность для обеспечения эффективной занятости учащихся с достаточным и высоким уровнем знаний, развития навыков самоконтроля и самооценки). Например, игра «Числовой эксперимент» (Приложение 6). Игра «Числовой эксперимент» позволяет объединить в единство практический процесс выполнения и мгновенный самоконтроль: ученику предлагается выполнить вычисления и собрать картинку в соответствии с полученными ответами. Составление предметного (сюжетного) рисунка – результат выполненного задания.

Одна и та же игра может быть использована как при организации индивидуальной, так и при организации групповой работы. Например, игры «Герои» (Приложение 7), «Я решаю, проверяю, свои ошибки исправляю» (Приложение 8) предусматривают практическую реализацию в парах и малых группах с использованием взаимного контроля.

Диапазон функций использования игровых технологий при формировании устных вычислительных умений и навыков достаточно широкий: от подготовительного периода – к контролю.

Игра «Кто больше?» (Приложение 1) проводится на уроках математики, когда ребята на среднем, достаточном и высоком уровнях владеют вычислительными навыками в пределах 20. Лучше всего её проводить на уроках закрепления изученного материала и контроля формирования вычислительных навыков. Это уместно на уроках повторения и закрепления учебного материала, когда учитель ставит своей целью подготовить учеников к контрольной работе, выявить пробелы в знаниях, умениях, навыках, определить учеников, которые ещё слабо владеют вычислительными навыками и умениями. Игра требует от учащихся внимательности, сосредоточенности, быстроты реакций, способствует повышению скорости вычислительных процессов. Игра «Кто больше?» воспитывает интерес к математике, потому что проходит в форме соревнования, даёт возможность постоянно контролировать себя и своих товарищей, за короткое время выполнить большой объём арифметических вычислений. Учитель, по своему усмотрению, задания может постоянно усложнять, что даёт возможность ребёнку совершенствовать свои вычислительные навыки. Игра «Кто больше?» позволяет учителю чётко отследить, чьи знания находятся на низком и среднем уровне, кто требует индивидуальной работы, дополнительных заданий, а также, какой вид учебных заданий вызывает затруднения при решении.

Таким образом, для формирования умений и навыков устных вычислений я использую разнообразные игры и игровые комбинации, предусматривающие реализацию дидактических задач, организацию функциональных форм деятельности.

Интеллектуальное развитие, формирование устных вычислительных умений и навыков проходят через гибкую систему становления самоуправляющих механизмов личности. Интерес служит побудительной причиной действия – формирования умений и навыков, а становление «Я концепции» - максимально приближает положительный результат.

Использование игровых технологий позволило установить положительную динамику поуровневого развития каждого ученика в единстве с желанием постигать учебные вершины, с задором и энтузиазмом – обеспечить обучение, сохраняя здоровье, радость и успех.

Я готова играть, вовлекая, участвуя, помогая детям. Хочу обучать так, чтобы детские глаза искрились желанием, радостью и стремлением жить и учиться в коллективе.

Литература

Приложение 1

Игра «Кто больше?»

Цель: формировать навык устного счёта в пределах 20 без перехода через разряд.

Оборудование: разноуровневые индивидуальные карточки.

Условие: каждому игроку раздаётся индивидуальная карточка (уровни: учусь; знаю, проверяю; умею, закрепляю) с учётом умений и навыков конкретного ученика. Игра проводится в форме соревнования между рядами и начинается с любого ряда по выбору. Первый ученик решает первый пример, вслух называет только ответ.

Задача каждого игрока – внимательно следить за примерами, выполнять устно вычисления, при решении примера собственного хода вслух называть только ответ.

Учитель производит фиксацию правильных ответов на доске. Выигрывает ряд с наибольшим количеством правильных ответов.

Примечание

Игра может проводиться с карточками, в основе которых одинаковые примеры. Задача учителя в этом случае - проконтролировать усвоение приёмов вычислений.

Приложение 2

Игра «Мой домик»

Цель: формировать навык сложения и вычитания в пределах 10.

Оборудование: числовые домики, карточки с числами.

Условие: на партах раскладываются карточки с числами (домики-ответы). Каждом ученику раздаётся карточка с числом, которую он держит в руках. Под музыку учащиеся свободно двигаются по классу, когда музыка прекращается, учитель говорит: «Плюс один». Каждый ученик должен к своему числу прибавить один и занять место в домике-ответе (сесть за определённую парту)

Примечание

Количество мест в домиках может быть ограничено.

Приложение 3

Игра «Ладушка-число»

Цель: усвоить последовательность чисел в пределах 20. Оборудование: игровое поле (пары ладошек-чисел по количеству учащихся, скреплённых с основой).

Условие: каждый игрок выбирает пару ладошек (однозначное число, двузначное число, например, 15, 5; 17, 7).

а) Учитель (вызванный ученик) оглашает условие: считаем по порядку от числа 17. Игроки ладошками фиксируют (дотрагиваются до центра) ход-последовательность своего числа.

б) Учитель (вызванный ученик) называет число, а те ладошки «подпрыгивают вверх», кто является соседями данного числа.

Примечание

Данная игра соответствует фронтальной форме организации деятельности и может иметь множество вариантов в зависимости от центральной дидактической задачи, которая лежит в основе игрового правила.

Приложение 4

Игра «Магазин»

Цель: формировать навык сложения и вычитания в пределах 10.

Оборудование: карточки «покупатель-покупка», листы-чеки.

Условие: в игре может участвовать от 1 до 3 человек. Ученик-кассир раскладывает карточки «покупатель - покупка» цепочкой, образуя «очередь в кассу». Затем, по порядку обслуживает покупателей: выписывает чек в соответствии с купленным товаром.

Примечание

При наличии формальных денежных купюр можно усложнить игру: необходимо выдать сдачу (повторение состава чисел).

Игра «Магазин» может иметь и другое оборудование (набор карточек товара, формальные денежные купюры) и включать в игру до 6 человек.

Приложение 5

Игра «Арифметическое домино»

Цель: формировать вычислительные навыки в пределах 10, развивать скорость мыслительных процессов.

Оборудование: набор карточек на плотной бумаге или картоне.

Условие

Учитель заранее готовит карточки для всех участников игры, делит класс на три команды. Комплекты карточек для команд должны быть одинаковыми.

Выбирается первый ученик, который решает свой пример и выставляет его на наборное полотно, давая возможность своей команде продолжить игру и выставить следующую карточку в течение 5 секунд. Если команда не успевает посчитать и поставить карточку, то право продолжить игру переходит к другой команде. Победитель – команда с наименьшим количеством карточек.

Приложение 6

Игра «Числовой эксперимент»

Цель: формировать навык сложения и вычитания в пределах 10.

Оборудование: игровое поле, карточки с примерами.

Условие: игра может проводиться в парах или между двумя командами. Ученики поочереди вытягивают карточки с примерами, устно их решают и вставляют, переворачивая, в окошко с нужным ответом. Проверка – составление предметного (сюжетного рисунка).

Приложение 7

Игра «Герои»

Цель: формировать умения и навыки устных вычислений (сложения и вычитания) в пределах первого десятка.

Оборудование: карта «В гостях у сказочных героев», фишки, кубик с цифрами.

Условие: в данной игре могут участвовать от 2 до 5 человек. Первый игрок бросает кубик, выпавшее число соответствует числу ходов.

Победитель – игрок, который первый добрался до финиша.

Примечание

Игра может проводится на разном программном материале и иметь множество игровых основ для обеспечения одновременной работы нескольких групп учеников.

Приложение 8

Игра

«Я решаю, проверяю, свои ошибки исправляю»

Цель: формировать навык сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через разряд.

Оборудование: индивидуальные карточки.

Условие

Игра предполагает несколько этапов практической реализации.

1 этап: каждому ученику раздаётся карточка. Ученик самостоятельно решает примеры, и осуществляет самопроверку с помощью подвижной полоски.

2 этап: организуется работа в парах для взаимоконтроля.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области