Технологическая карта образовательной детской деятельности по окружающему миру
«Путешествие в волшебный мир звуков» для детей 4-5 лет
Возрастная группа: дети 4-5 лет (средняя группа)
Форма организации: подгрупповая.
Цель: развивать познавательную активность в процессе анализа различных звуков.
Задачи:
Предварительная работа: Д/и «Звуки вокруг нас», презентация «Звуки», Д/и «Отгадай, чей голосок?», Д/и «Отгадай, что звучит?»; игры на музыкальных инструментах
Материалы и оборудование:
- ноутбук, проектор, экран
- записи различных звуков;
- детские музыкальные инструменты: ксилофон, флейта, свистки
- детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»: модуль – лаборатория «Звук»
Описание этапов ООД:
Этапы технологии | Этапные задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей | Контроль результатов |
1. Организационный момент. | Привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. | 1.Организационный момент. - Ребята, отгадайте загадку: Их нельзя увидеть, Не возьмёшь их в руки, Можно только слышать. Кто же они?..(звуки) 2. -Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в волшебный мир звуков. | Отгадывают загадку | Желание совместной деятельности |
2. Основная часть. | Вовлечение воспитанников в деятельность Знакомство детей с понятием «звук» Получение новых знаний, представлений о звуках | 1.- звуки окружают нас постоянно. Их очень много и все они очень разные. Есть звуки, которые произносит человек. Их можно петь, проговаривать. Послушайте звуки, которые я сейчас произнесу: аааа, уууу, ля, ля, ля - Давайте произнесем какие-нибудь звуки вместе, споем песенку комарика: зззззз 2.- Есть звуки природы, звуки, издаваемые разными предметами. Какие природные звуки вы можете назвать? (шум дождя, ветра др.) -Давайте с вами поиграем. Я буду включать звуки, а вы их угадывать (Аудиозапись звуков: скрип двери, удары молотка, писк комара, жужжание мухи, вода льется в стакан, мычание коровы) - Молодцы, ребята, все звуки отгадали. 3. – А сейчас немного поиграем, разомнемся. Физминутка Мы, ребятки, дружно, вместе Совершаем бег на месте. Если в сердце непокой, Громко топнули ногой. И другой! А теперь, мои хорошие, Громко хлопайте в ладоши! Вы улыбками со всеми поделитесь И садитесь! 4 . - Что мы сейчас делали? (Топали, хлопали, шумели) Бывают звуки тихие, а бывают громкие, резкие. Ученые установили, что от шумов кораблей страдают дельфины и киты. От шума куры перестают нестись, цветы вянут. У нас от громких звуков болит голова и настроение падает. Но существуют звуки, которые мы слушаем с удовольствием, например, шум дождя,ручейка, листьев, щебет птичек,звуки музыки. 5. - Ребята, что же такое звук? Откуда он берется? Как вы думаете? (Звук – это когда мы говорим или музыка играет. Он берется из музыкальных инструментов, из горла…) - Разобраться нам в этом поможет наш друг Наураша. Приглашаю вас к нему в лабораторию. Слушайте внимательно 6. Цифровая лаборатория «Звук» Наураша рассказывает детям: 1)Что такое звук 2)Звук передается по воздуху - Так что же такое звук? (Движение воздуха. Мы его не видим, а только слышим). - Ребята, в лаборатории Наураша есть волшебный жучек, который может звуки рисовать. Наураша подготовил для нас интересные задания, давайте поиграем. Будем выполнять задания, а жучок - датчик ловить звуки и рисовать их. 3) Измерения с Наурашем: 1.Создать тишину 2.Игра на ксилофоне 3.Игра на флейте 4.Исследовать звук свистка: конкурс «Кто громче?» 5.Исследовать голос воспитателя 6.Исследовать голос ребенка 7.Крикнуть всем вместе 8.Кто громче крикнет 9. Кто тише прошепчет. | Произносят разные звуки Отгадывают звуки Выполняют действия по тексту Отвечают Предлагают свои варианты ответов Наблюдают в процессе занятия. Участвуют в измерениях Взаимодействуют друг с другом | Интерес к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность Выполнение заданий. Любознательность и активность. |
3.Заключительная часть. Рефлексия | Подведение итогов НОД, обобщение полученных знаний | - Наши исследования закончились. - О чем говорят нам рисунки заборчиков на экране? Когда звуки были тихие – заборчик какой был? (низкий) - Когда громкие звуки? (заборчик высокий). - Вот видите, ребята, как много бывает звуков и какие они все разные. - Спасибо тебе, Наураша, за рассказ и интересные задания. - Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? - Вам понравилось играть с Наурашей ? - Что вам еще понравилась? - Кто запомнил, как передается звук?(Звук передается по воздуху) - Как вы думаете, мир без звуков был бы грустный или веселый? - Все ребята были молодцы, внимательно слушали мальчика Наураша, справились со всеми его заданиями. | Отвечают на вопросы воспитателя. | Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления. Радостные эмоции от проделанной работы. |