Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая статья на тему "Итоговое собеседование. Особенности подготовки школьников. Из опыта работы"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ‌‌

‌ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА‌​

Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики

«Троицкая средняя школа № 2»

Методическая статья на тему:

«Итоговое собеседование.

Особенности подготовки школьников.

Из опыта работы»

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Щербанева Юлия Сергеевна

Троицкое 2024

Содержание

Введение

1.Права и обязанности школьника

2.Топ ошибок

3.Этапы собеседования

Заключение

Введение

Итоговое собеседование, или устный экзамен по русскому языку, является для учеников 9-х классов допуском к ОГЭ.

Итоговое собеседование направлено на проверку коммуникативной компетенции обучающихся .Состоит из 4 заданий: чтение текста, пересказ прочитанного текста с включением в него предложенной цитаты, монолог на одну из трёх тем по выбору и диалог. Казалось бы, ничего сложного. Если бы не одно «НО». До 9 класса ученики не сталкивались со сдачей каких-либо экзаменов, поэтому им очень сложно настроится даже морально на выполнение данной задачи. Времени на подготовку к заданиям отводится очень мало. На подготовку к чтению выделено 2 минуты, к пересказу – 2 минуты, на подготовку к монологу – всего 1 минута. А ведь монолог – это полноценный текст – повествование, описание или рассуждение.

Очень позитивно ученики воспринимают то,что оценивается собеседование отметкой «зачёт» - «незачёт». Для зачёта достаточно набрать 10 баллов из 20 возможных. За какие задания они будут получены, не имеет значения. Участники, у которых слабая техника чтения, могут получить хорошие балы, например, за монолог или диалог.

Обязательно нужно познакомить учеников с критериями оценивания работы. Как распределяются баллы по видам работ (указаны максимальные баллы):

чтение текста – 3 балла;

пересказ текста с включением приведённого высказывания – 4 балла;

монолог – 3 балла;

диалог – 2 балла;

грамотность речи – 4 балла.

Обязательно нужно настроить детей на то, что получить максимальный балл за работу сложно, но можно.

1.Необходимо познакомить детей с их правами и обязанностями.

Помнить о том, что во время собеседования ведётся аудиозапись, поэтому говорить нужно чётко и громко, не делать при ответе длительных пауз (будет снижен балл). На экзамене, вести себя сдержанно и корректно. Но и о своих правах не нужно забывать. Организаторы не роботы, а простые люди. Они могут упустить какие-то детали из виду.

Это то, что касается общей организации проведения собеседования.

3.Топ ошибок на итоговом собеседовании, на которых можно потерять баллы

-Не обращать внимание на числительные, сложные слова и слова с проставленным ударением при подготовке к чтению.  

-Стараться переписать текст при подготовке к пересказу.

- Забыть добавить цитату при пересказе.

-Строить монолог в форме ответов на вопросы из задания.

- Давать односложные ответы.

-Использовать в речи разговорные слова: гуглить, рандомный, не зашло (=не понравилось).

3.Разберем каждый этап Итогового собеседования.

1.Чтение текста вслух

На подготовку к чтению текста дети получают 2 минуты. Нужно прочитать текст вдумчиво, уделив внимание каждому слову. Обратить внимание на слова, вызывающие трудности в произношении, прочесть их несколько раз, поставить ударение.

Для запоминаний ударений использую при подготовке простые «запоминалки» правильного ударения в словах.

-Меня мама баловАла словно куклу одевАла.

-Нам сегодня три ключа от дома нового вручАт.

-Починю-ка я утюг,чтобы скрасить свой досУг,

И поглажу шАрфы для дочурки Марфы.

-Про порядок говорит,а как придет – так насорИт.

-Знаете ли, что Луна для влюбленных созданА?

-Всем известны с детства от капризов срЕдства.

-Положи-ка в свой портфЕль свежесрезанный щавЕль.

-Выросла у ФЕклы розовая свЕкла.

-Меня дочка теребит, спрашивает ,кто звонИт?

-Чтоб в футбол начАть играть,нужно мячик накачАть.

-МоголОг, диалОг мы включаем в каталОг.

Отдельно нужно остановиться на именах собственных и числительных.

Напоминаю, что при склонении составных количественных числительных меняется каждое слово: более ста шестидесяти научных трудов. При склонении составных порядковых числительных меняется только последнее слово: в одна тысяча восемьсот пятидесятых - одна тысяча восемьсот шестидесятых годах.

Возникает проблема при прочтении римских чисел. Обязательно повторяем.

1. Поймите основные символы. Вот что вам нужно знать, чтобы начать работу:[1]

2. Выучите все цифры в разряде единиц. Вот они:

3. Выучите все цифры в разряде десятков. Вот они:

4.Складывайте значения меньших символов, которые идут после значений больших символов. Как и в предыдущем шаге, просто сложите их. Помните, что для этого сначала должна идти цифра с большим значением. Вот как это делается:

5. Вычитайте значения меньших символов, которые идут перед значениями больших символов. В этом случае из большего необходимо вычесть меньшее. Вот как это делается:

Первый критерий, по которому оценивается чтение текста, - это соответствие пунктуационному оформлению. Поэтому, читая текст, детям нужно обращать внимание на знаки препинания.

Если вы видите в предложении запятую, нужно сделать небольшую паузу. Точка говорит о чуть большей паузе, примерно 2 секунды. Наличие в предложении вводных конструкций предполагает их убыстренное чтение. Обращение также нужно выделить особой, звательной, интонацией. Не забывайте о вопросительных и восклицательных знаках препинания в конце предложения.

2. ВСЕ О ПЕРЕСКАЗЕ НА ИТОГОВОМ СОБЕСЕДОВАНИИ

Что такое 2 задание на собеседовании?

-Пересказ текста из первого задания с добавлением цитаты.

-На подготовку дается 2 минуты.

-Можно выписывать важные детали из текста.

-За пересказ дается 4 балла.

Какой текст будет?

-Публицистический стиль.

-Рассказ о выдающемся деятеле науки, искусства, культуры, спорта.

-Объем текста — 160-200 слов.

Как работать с текстом?

-В тексте будет говориться о заслугах человека, обычно 2-3 примера результатов его деятельности.

-На листе для заметок обозначить микротемы.

-Выписать важные названия, термины.

-Прочитайте цитату. Обратите внимание на то, кому принадлежит высказывание: самому герою текста или другому лицу. Внимательно прочитайте его фамилию.

Несмотря на то что итоговое собеседование организуется в родной школе, 9-классники во время экзамена очень волнуются. Руки дрожат, ладони становятся влажными, голос предательски срывается. В таком состоянии про цитату многие просто забывают. Перескажут текст с горем пополам и подытоживают: «Я закончил». Организатор тоже не всегда обратит внимание на отсутствие в тексте цитаты. Тогда в игру вступает учитель русского языка, он же эксперт: машет руками, тычет пальцем в лист с цитатой. Как правило, ребёнок, опомнившись, просто читает цитату, никак её не оформив. Потеря балла обеспечена, так как высказывание должно быть включено в текст уместно и логично.

Чтобы не забыть про цитирование, возьмите в руки лист со вторым заданием, на котором напечатано высказывание, обведите высказывание или поставьте напротив него восклицательный . Если успеете, напишите слова, которыми вы будете оформлять цитату.

Можно использовать клише.

Вариант 1.

-Начну своё выступление словами …

-Прежде чем озвучить текст, приведу слова …

-Перед пересказом процитирую …

Вариант 2: заканчиваем выступление высказыванием

Завершу своё выступление словами …

В заключение своего выступления приведу слова …

Я абсолютно согласен с автором приведённого высказывания …, который писал…

Прав был …, говоря…

Справедливо (верно) писал ...

Такие варианты включения цитирования самые простые и одновременно самые верные. Эксперт не пропустит их в потоке вашей речи. Но цитирование не всегда уместно в начале или в конце выступления.

Как должен выглядеть пересказ?

-Биографическая справка: род деятельности, сведения о семье.

-Факты о детстве, об учебе, начале карьеры.

-Глобальные открытия, победы, достижения, рекорды, созданные произведения и др.

-Сведения о наградах, влияние на развитие данной области, память о нем.

В процессе подготовки к чтению и пересказу дети могут делать записи на черновике или в специально предназначенном для этого «Поле для заметок».Можно подчёркивать имена собственные, даты, трудные слова прямо в тексте.

Не забудьте, что при пересказе напечатанный текст у вас заберут, поэтому, готовясь к этой части экзамена, делайте записи в поле для заметок. Важно при пересказе сохранить все микротемы, поэтому целесообразно записать 2-3 слова, с которых начинается каждый абзац. Не менее важным критерием является соблюдение фактологической точности. Обязательно выпишите все имена собственные и числительные.

3.Монолог на итоговом собеседовании

Монолог — это цельный связный текст, у которого обязательно должно быть заключение. Структура монолога: вступление — основная часть — заключение.

О задании

1) В третьем задании вам даётся карточка с тремя темами для монолога. Выбрать нужно одну.

2) Среди тем обязательно представлены все три типа речи: описание, повествование и рассуждение.

3) В первом случае нужно описать фотографию, во втором — рассказать о событии из жизни, в третьем — порассуждать о поставленном вопросе.

4) Выбирайте тему и готовьте монолог, опираясь на вопросы в карточке.

5) Ваша речь должна содержать не менее 10 фраз и длиться не более 3 минут. Одна фраза — это одно простое предложение.

На что обращать внимание на фотографии?

Фотография может быть с людьми или без людей.

Если на фотографии изображены люди, то:

• обстановка (передний план)

• внешний вид людей, их занятие

• эмоции людей

• обстановка (задний план)

• ваши эмоции

Если на фотографии пейзаж, то:

• погода, время года

• передний план

• цветовые характеристики

• задний план

• ваши эмоции

Описание фотографии (КЛИШЕ)

1. Передо мной красивая / интересная / красочная фотография.

2. На фотографии изображен(а)… / я вижу…

3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.

4. Описание погоды: на снимке запечатлен (какой, какое) день, утро…


+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака).

5. На переднем плане / в центре мы видим…

Описать род занятий людей, их внешний вид. Добавить эмоции: их лица (его лицо,

ее лицо)… (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что…

6. На заднем плане / в нижней части мы видим…

7. Больше всего внимания привлекает…

8. Описание цветов: на фотографии гармонично сочетаются … цвета.

9. Предположить, почему фотограф решил запечатлеть этот пейзаж.

10. Мне понравилась эта фотография, потому что она… (описание своих эмоций).

Монолог на итоговом собеседовании

Рассказ истории

Клише

1. Я хочу рассказать об одном интересном событии...

2. Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).

3. Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную

дату).

4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились:


если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход

собирали вещи, продумывали маршрут).

5. И вот наступил долгожданный день.

6. Во время экскурсии мы побывали… Во время похода мы побывали...

7. Кроме того, мы увидели...

8. Самым интересным оказалось (стал, был)…, так как…

9. Мне понравилась эта... (понравился этот…), потому что…

10. Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.

Рассуждение

Алгоритм действий

1) Работа с ключевыми словами

Проанализировать ключевые слова из вопросов. Так мы определим содержание

своего монолога.

1. Что такое конфликт поколений?

2. Можем ли мы наблюдать его в наши дни?

3. Случаются ли у вас конфликты со старшим поколением?

4. Возможно ли предотвратить подобные конфликты в будущем?

Вопрос для рассуждения: «Актуален ли сейчас конфликт поколений?»

Вспомогательные вопросы:

2) Работа с вопросами

Вопрос 3 подсказывает ответ на вопрос 1: конфликт поколений — споры младшего

поколения со старшим.

Вопросы 3 и 4 подсказывают ответ на 2 вопрос: конфликт поколений актуален


до сих пор.

В вопросе 3 рассказываете о своем опыте взаимодействия с родителями,

учителями.

Заканчивая рассуждение, предположите, можно ли преодолеть конфликт

и как это сделать.

3) Вывод

Заключение

Подводим итог. Часто это переформулированная основная мысль, которая была

высказана вами в начале: конфликт поколений актуален.Как готовиться к итоговому собеседованию ?

Успеть решить до экзамена минимум 5 вариантов и получить обратную связь от профессионала, чтобы понять свои ошибки.

Тренироваться читать, пересказывать текст и выстраивать монолог и отвечать на вопросы собеседника вслух.

Выучить склонение числительных.

Выучить и повторить ударение в часто используемых словах.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области