Квыч С.В.
«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей младшего дошкольного возраста».
1 слайд.
На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в могучем потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером, телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Одним из приемов, который служит для развития связной речи у детей дошкольного возраста является мнемотехника.
2 слайд.
1.Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.
2.Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.
3.Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт.
3 слайд.
Как сказал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский :
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам-
Он будет долго и напрасно мучиться,
Но свяжите двадцать таких слов с картинками,
И он их усвоит на лету.»
Дело в том, что у детей в основном развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память. Поэтому необходимо найти такие приемы, которые развивали бы детскую память. Ведь память – это входные ворота интеллекта.
*Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребенок смысл того, что запоминает.
*Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребенка ярких образов, представлений, ассоциаций.
*Подмена мысли памятью - большая ошибка родителей и педагогов, которая способна отбить желание узнавать новое.
Основной секрет мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Простейшими примерами, знакомыми каждому с детства является запоминание цветов радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
4 слайд.
Мнемотехника в переводе с греческого означает «искусство запоминания».
Мнемотехника- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
ЗАПОМИНАНИЕ–СОХРАНЕНИЕ-ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
Существует несколько разновидностей мнемотехники:коллаж,мнемодорожки,мнемотаблица.
5 слайд.
1.Коллаж - это лист картона или бумаги, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, связанные между собой одной целью.
6 слайд.
2.Мнемодорожки – это ряд картинок (3-5) , по которым можно составить небольшой рассказ, состоящий из 2-4 предложений. Они также несут обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.Мнемодорожка состоит из мнемоквадратов.Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
7 слайд.
3.Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст – рассказ, сказка, стихотворение и т. д. Самое главное правило работы работы с мнемотаблицей – это передовать условно-наглядную схему так , чтобы нарисованное было понятным.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц-схем, в которые заложена определенная информация.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, при составлении и отгадывании загадок.
Для того чтобы правильно составить мнемотаблицу необходимо сначала при чтении текста выделить главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей какой-то значок-символ. Если текст небольшой, но его трудно запомнить, можно придумать символы на каждое слово или словосочетание. В таблице можно изобразить главных героев сказки или рассказа, явления природы, какие-либо действия, но изображать нужно так, чтобы нарисованное было хорошо понятно.
Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому на начальном этапе используют мнемодорожки, от мнемотаблиц они отличаются тем, что состоят из трех и более квадратов, расположенных в линию. Когда дети освоили работу с мнемодорожками можно уже переходить к работе непосредственно с таблицами. Для детей младшего дошкольного возраста мнемотаблицы должны быть цветными, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок- желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.Можно спрятать персонажа в графическом изображении.
8 слайд.
Например, лиса- состоит из геометрических фигур(треугольника и круга), медведь- большой коричневый круг и т.д.
9 слайд, 10 слайд, 11 слайд.
Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать любую профессию, одежду, времена года и т.д.
12 слайд.
Таким образом овладение приемами мнемотехники помогает в развитии основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.Мнемотехника позволяет сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
12 слайд.
Желаю вам успехов и творчества в вашей работе, успехов.