«Педагог дополнительного образования:
где учиться мастерству?»
Мир стареет в былых надеждах.
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат
И несут на себе МАСТЕРА.
Р. Рождественский
В дополнительном образовании у педагогов имеются неограниченные возможности для формирования личности, способной к саморазвитию, самореализации и социокультурной адаптации.
Для того, чтобы сформировать духовную культуру ребёнка, воспитать у него эмоционально-нравственное отношение к миру, педагог должен обладать высоким уровнем знаний, компетенций, творческим потенциалом, быть состоявшимся как духовно-нравственная личность.
От профессиональных качеств педагога, его квалификации и методической подготовки зависит решение многих проблем образования, ведь он является ведущим субъектом образовательного процесса. Только педагог, обладающий высоким уровнем профессионального мастерства, использующий инновационные формы, методы и средства обучения детей, способен заинтересовать, увлечь своим предметом.
Таким образом, чтобы труд педагога давал хорошие результаты, ему необходимо обладать педагогическим мастерством.
Где же учиться мастерству?
Во-первых, надо иметь призвание, желание работать с детьми – это неотъемлемая часть педагогического пути.
Во-вторых, получить профессию.
В-третьих, овладеть рядом важных педагогических и гибких компетенций, к чему я стремлюсь, над чем я работаю постоянно – это обогащение предметных, методических и психолого-педагогических знаний.
Рост моего педагогического мастерства идёт по направлениям, которые тесно взаимосвязаны между собой – это самообразование, самовоспитание, саморазвитие, изучение передового педагогического опыта, курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, конференциях, обучающих семинарах, вебинарах, конкурсах профессионального мастерства. И мои ученики принимают участие в конкурсном движении, становятся победителями различных конкурсов и олимпиад по английскому языку от Всероссийского до Международного уровней.
Всё это позволяет мне научиться использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему целостной педагогической деятельности, выходить на новый уровень педагогического мастерства. А педагогическое мастерство – это вершина профессиональной деятельности, к достижению которой педагог должен стремиться в течение всего своего профессионального пути.
Своих учащихся я стараюсь заинтересовать, увлечь изучением английского языка, научить понимать и принимать другой язык. Моя задача – проявить мастерство и помочь детям преодолеть все трудности, показать им, что английский язык интересный и совсем не сложный.
Китайская пословица гласит: «Учить язык, значит открыть новое окно в мир». А вот чтобы нам хотелось открыть это окно, чтобы дети с интересом и с желанием смотрели в это окно, на своих занятиях я применяю музыкальные, презентационные, информационно-коммуникативные средства,
использую современные педагогические технологии и методики обучения, такие как арт-технология, технология геймификации и эдьютеймент подход.
Одна из любимых мною технологий – это «педагогика удивления», автором которой является кандидат педагогических наук, Степичев Пётр Анатольевич.
Педагогика удивления основана на такой организации учебного процесса, при которой происходит воздействие на эмоционально-волевую сторону личности обучающегося за счет вызова ярких, сильных положительных чувств, эмоций в ответ на предъявляемый учебный материал.
Удивление играет важную роль в процессе познания. На это обратили внимание ещё во времена Античности.
Известно высказывание Аристотеля о том, что познание начинается с удивления.
Удивиться можно фактом, методом, обучающей средой и собственными силами.
Удивление собственными силами – важный шаг в формировании устойчивой мотивации к глубокому изучению предмета. О потенциале этого источника удивления писал В. А. Сухомлинский:
«Провести человека через детство и отрочество по пути изумления собственными силами – в этом кроется наша педагогическая мудрость».
Таким образом, образовательные технологии способствуют повышению у учащихся уровня познавательной мотивации при изучении английского языка, развитию у них коммуникативных способностей.
Своё выступление хочу завершить словами Максима Горького:
«Учить детей – дело необходимое, но следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей».
Дети вдохновляют нас на поиск новых решений, творить, пробовать, искать и развиваться, то есть учиться мастерству.