Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе на тему: «Животные северных стран»
Цель:
Закрепление математических представлений посредством игры.
Закрепление знаний детей о диких животных стран севера.
Задачи:
Образовательные:
Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Совершенствовать навыки счёта в пределах 20.
Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес.
Развивать логическое мышление, восприятие, внимание, умение обобщать. Развивать самостоятельность, умение делать умозаключения и выводы.
Формировать навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математическим и познавательным занятиям.
Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Демонстрационный материал: Схема построения самолета, картина с контурным изображением животных (касатка, морж, тюлень, пингвин, белый медведь), цветное изображение животных Севера, картинка с изображением 20 медведей , картинка с изображением моржей,кубик «Блума»
Раздаточный материал: авиабилеты , карты-листы бумаги в клетку с маршрутом, домики с пустыми клеточками, картинки с моржами от 1 до 6., образцы аппликации-пингвины.
Методы и приёмы:
Вопросы, упражнения, игры, задания.
Ход занятия:
Приветственное упражнение:
Здравствуй, дружок,(предложить руку ребенку справа)
Здравствуй, дружок!(предложить руку ребенку слева)
Скорей становись со мной в кружок!
Давайте улыбнемся и скажем «Привет!»
Солнцу: «Привет!»
Гостям: «Привет!»
Игровая мотивация
- Дети, к нам пришло какое-то видео сообщение(педагог включает на телевизоре запись) «Дорогие Любознайки! Ученые полярной станции «Север» просят вас помочь нам. Необходимо срочно вылететь в Арктику и провести наблюдения за животными. Нам важна ваша помощь!)
Педагог:.- Куда приглашают нас ученые? (В Арктику)
Педагог: -А где же находиться Арктика? На чем мы можем посмотреть ее расположение?
Педагог: -На чем же мы так быстро сможем добраться в Арктику?
Дети: на самолете
Предложить детям построить самолет из мягких модулей по схеме..(Выкладывание самолета из мягких модулей)
Выполнение арифметических действий
Педагог: Для того чтобы полететь нам необходимо занять места в самолете. Чтобы узнать ваше место в самолете, нужно решить пример на билете. Ответ подскажет вам номер места.
У педагога в руках билеты с примерами
(1+2, 2-1,3-1, 4+1, 5-1, 5+1 )
- ……., назови номер своего места в самолете. (5)
Дети сели на места. Педагог надевает пилотку и обращает внимание детей на карты.
Ориентировка на листе бумаги
Педагог: - чтобы не сбиться с пути нужно следовать карте. Поставьте пальчик в нижнюю точку карты и проследим маршрут до конечного пункта назначения: 2 клетки вверх, 3 вправо… Стоп!
Самолет загудел,
Самолет полетел.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Прилетел наш самолет.
Педагог:: Вот мы и на месте. Но прежде чем нам выйти из самолета, нам всем необходимо тепло одеться, чтобы не замерзнуть (имитация одевания: брюк, валенок, курток, шапок и рукавиц)
Смотрите, какие интересные ледяные фигуры виднеются вдалеке... Кто это?
Ответы детей…..
Педагог: Вся беда в том, что животные заколдованы и для того, чтобы их расколдовать необходимо выполнить задания.
На ватмане с изображением Арктики расположены контурные изображения животных (касатка, морж, тюлень, пингвин, белый медведь).
Педагог: - Ребята, кто здесь лишний?
Предположительный ответ детей: Пингвин.
Педагог:: Почему?
Предположительный ответ детей: У него тело покрыто перьями, а не шерстью – значит, это птица, а не животное.
Дидактическая игра «Кто где живёт?»
- Какое животное находится в правом верхнем углу?
- Какое животное находится в левом нижнем углу?
- Где находится медведь?
- Где находится пингвин?
- Какое животное находится в правом нижнем углу?
- Где находится морж?
Если дети правильно ответили на вопросы, то контурное изображение заполняется цветным изображением животных Севера.
Педагог:: Молодцы, ребята! Животные расколдованы.
Педагог: Ой, а кто это там вдалеке собрался на гимнастику?
Игровое упражнение «На зарядку становись».
На доске 20 картинок с изображением медвежат. У 15 медвежат написаны цифры.
Педагог предлагает детям дать номера остальным медвежатам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов.
Затем читает стихотворение:
Двадцать медведей бегут на зарядку,
Но не желают бежать по порядку.
Последний, случается, первым придёт –
Такой вот бывает неправильный счёт.
Педагог предлагает детям пересчитать медвежат в обратном порядке (от 20 до 1).
Педагог: Ребята, а вы не замерзли? Я предлагаю и нам сделать гимнастику. Разомнемся и заодно согреемся, а поможет нам в этом Кубик «Блума»
Гимнастика
Математическая загадка.
Педагог: -А что за животные расположились на огромной льдине?
Педагог: Внимательно понаблюдайте за ними. Как вы думаете, что они делают?
Я предлагаю вам составить и решить арифметическую задачу.
-ребенок крепит обозначение с буквой «У»
-ребенок крепит обозначение с знаком «?»
-ребенок крепит обозначение с буквой « Р»
-ребенок крепит обозначение с буквой «О»
Послушайте загадку о моржах.
6 веселых моржат за рыбой в море спешат, но 4 из них устали, и немножечко отстали.
А теперь ответ найди: сколько моржат впереди?
- Сколько получилось? (2)
- Как получили 2?
6-4=2
Педагог: - Совершенно верно. А теперь я предлагаю пройти на рабочие места и поселить в домик к моржу с цифрой 6 соседей
Игровое упражнение «Соседи числа»
Дети в пустые клеточки домика добавляют моржей с нужным числом и рассказывают, как они составили число 6 из двух меньших чисел.
Воспитатель делает вывод: Число 6 можно составить по-разному (перечисляет все варианты).
Педагог: Ребята, нам пора возвращаться к себе в сад, а то скоро наступит полярная ночь и мы можем сбиться с верного пути и потеряться.
Заключительная часть
Самолет загудел,
Самолет полетел.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Прилетел наш самолет.
Педагог: Вот мы и вернулись в наш Бердск, узнаете родные места?
Выходим из самолета
Педагог:
- Ребята, где мы сегодня были? (Предположительный ответ детей)
- Каких животных увидели?
- До скольки считали?
- Что было трудным?
Педагог: - Поработали на славу! Запишем сообщение для ученых и вы расскажите, что мы делали в Арктике.
Педагог: - Ребята, я предлагаю попрощаться с нашими гостями, а нам отдохнуть после длительного путешествия .
Педагог: -Я предлагаю встать рядом со мной в круг
Упражнение «Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку вперед («от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят слова :
«Раз, два, три, четыре, пять - скоро встретимся опять!».
Педагог: - Ребята, а под самой большой льдиной я нашла вот этот конверт…
Дети достают из конверта образцы для аппликации-моржи. (Детям предлагается выполнить аппликацию в технике «Плоскостная аппликация»).