Выступление
«Экологическое воспитание в учреждении дополнительного образования как способ реализации творческого саморазвития обучающихся»
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей, интересов, профессионального самоопределения и социальной адаптации детей и молодежи. И одним из главенствующих направлений является переориентация от накопления знаний к воспитанию личности, способной к практичным, результативным решениям, от которых зависит будущее человечества.
Решение глобальных экологических проблем определяется экологической культурой, воспитанием и экологической компетентностью граждан, именно через систему дополнительного образования возможно воспитание и формирование экологической культуры ребенка. Педагогический коллектив МБУ ДО РДЭЦ на протяжении многих лет успешно работает по совершенствованию системы воспитательной работы. Решаются задачи по созданию условий для самореализации обучающихся в различных видах деятельности, условий для воспитания экологической культуры, формированию гражданской позиции в решении проблем сохранения условий окружающей среды. В нашем образовательном учреждении разработана и реализуется Воспитательная программа МБУ ДО РДЭЦ на 2022-2025 годы. Программа состоит из семи модулей. Первый и один из приоритетных это модуль «Экологическое воспитание». Он направлен не только на расширение знаний в данной области, но и формирование культуры поведения в природе, которая проявляется в положительном отношении к своему здоровью, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней.
К основным формам и методам организации экологического воспитания относятся «традиционные» и «инновационные»:
- информационные, тематические и библиотечные часы;
- исследовательская работа (проектная деятельность);
- экологические праздники и мероприятия;
- мастер-классы;
- участие в экологических конкурсах, конференциях, и олимпиадах;
- практическая помощь природе, акции, десанты;
- волонтерская деятельность и т.д.
Экологическое воспитание призвано способствовать развитию у детей ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы. Достижение высокого уровня развития экологической культуры обучающихся - одна из ведущих задач образования.
Задача объединений не столько достижение конкретного результата, сколько приучение детей к заботе об окружающей среде. Все дети разные: есть «исследователи», «активисты», а есть и просто «участники». В нашем учреждении всем найдется дело, выполняя которое ребенок сможет реализовать свои таланты и развить свои творческие способности. Поэтому в рамках воспитательной программы нашего учреждения
- реализуются социальные проекты;
- проводятся природоохранные;
- выпускаются;
- создаются видеоролики;
- постеры «Животные и растения красной книги», «Уголки моего города», и т.д.
Формирование основ экологической культуры, воспитания в условиях объединений, нашими педагогами осуществляется в различных формах: занятия по экологии, наблюдения за природными явлениями, экологические игры, экскурсии, прогулки, праздники, ведение календарей природы. Особый интерес у детей вызывают творческие занятия, на которых они своими руками изготавливают поделки из различных материалов, рисуют рисунки, готовят сценки в рамках экологической и природоохранной тематики.
В объединениях художественной направленности дети, в соответствии с программой, создают поделки из различных видов материалов (природный материал, вторсырье, бумага, ленты), рисуют природу, растения, животных, используя разные техники и в то же время они познают интересные факты о растениях и животных, местах и условиях их обитания, зачитывают письма-жалобы от жителей леса, сада. В объединениях туристско-краеведческой направленности на практических занятиях ребята не только посещают экскурии, но и создают модели различных природных явлений живой и неживой природы, процессов и элементов. Большой интерес у обучающихся естественнонаучной, социально-гумманитарной, художественной направленностей вызывает изготовление мини-книжек В своей деятельности дети могут в полной мере использовать фантазию и творчество.
В некоторых объединениях обучающиеся занимаются подготовкой небольших миниатюр, мини- спектаклей основной тематикой которых являются острые экологические проблемы. Выпуск «Экологической газеты» и создание плакатов, листовок природоохранной тематики также сопряжено с творческой деятельностью обучающихся.
В объединениях естественнонаучной направленности по своей специфике и содержанию: дети занимаются научно-исследовательской работой, проводят опыты, ставят эксперименты, участвуют в природоохранных акциях и трудовых десантах, проводят экологические разведки и рейды, ухаживают за растениями и животными.
Немаловажным фактором в формировании экологической культуры детей и подростков является деятельность теплицы и живого уголка на базе нашего учреждения.
Можно сказать, – это центр организации естественнонаучной исследовательской, экспериментальной, практической работы и проектной деятельности. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь и бережное отношение к природе. Вот и самые младшие обучающиеся проявили свою фантазию, творческие способности, конечно же не без помощи своих родителей и организовали в своем объединении «Семейный огород».
Признанием благотворной и плодотворной работы в этом направлении на мой взгляд это победы в многочисленных конкурсах, конференциях и смотрах различного уровня. Ребята являются активными участниками ежегодных конференций. Но наиболее важным достижением все же является формирование осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее. Это также отношение к себе, как части живого, понимание ценности жизни и здоровья, их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой, а творческая деятельность станет лучшим помощником в этом!