Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Экологическое воспитание в учреждении дополнительного образования как способ реализации творческого саморазвития обучающихся

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Выступление

«Экологическое воспитание в учреждении дополнительного образования как способ реализации творческого саморазвития обучающихся»

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение  системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей, интересов, профессионального самоопределения и социальной адаптации детей и молодежи. И одним из главенствующих направлений является переориентация от накопления знаний к воспитанию личности, способной к практичным, результативным решениям, от которых зависит будущее человечества.

Решение глобальных экологических проблем определяется  экологической культурой, воспитанием и экологической компетентностью граждан, именно через систему дополнительного образования возможно воспитание и формирование экологической культуры ребенка. Педагогический коллектив МБУ ДО РДЭЦ на протяжении многих лет успешно работает по совершенствованию системы воспитательной работы. Решаются задачи по созданию условий для самореализации обучающихся в различных видах деятельности, условий для воспитания экологической культуры, формированию гражданской позиции в решении проблем сохранения условий окружающей среды. В нашем образовательном учреждении разработана и реализуется Воспитательная программа МБУ ДО РДЭЦ на 2022-2025 годы. Программа состоит из семи модулей. Первый и один из приоритетных это модуль «Экологическое воспитание». Он направлен не только на расширение знаний в данной области, но и формирование культуры поведения в природе, которая проявляется в положительном отношении к своему здоровью, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней.

К основным формам и методам организации экологического воспитания относятся «традиционные» и «инновационные»:

- информационные, тематические и библиотечные часы;

- исследовательская работа (проектная деятельность);

- экологические праздники и мероприятия;

- мастер-классы;

- участие в экологических конкурсах, конференциях, и олимпиадах;

- практическая помощь природе, акции, десанты;

- волонтерская деятельность и т.д.

Экологическое воспитание призвано способствовать развитию у детей ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы. Достижение высокого уровня развития экологической культуры обучающихся - одна из ведущих задач образования.

Задача объединений не столько достижение конкретного результата, сколько приучение детей к заботе об окружающей среде. Все дети разные: есть «исследователи», «активисты», а есть и просто «участники». В нашем учреждении всем найдется дело, выполняя которое ребенок сможет реализовать свои таланты и развить свои творческие способности. Поэтому в рамках воспитательной программы нашего учреждения

- реализуются социальные проекты;

- проводятся природоохранные;

- выпускаются;

- создаются видеоролики;

- постеры «Животные и растения красной книги», «Уголки моего города», и т.д.

Формирование основ экологической культуры, воспитания в условиях объединений, нашими педагогами осуществляется в различных формах: занятия по экологии, наблюдения за природными явлениями, экологические игры, экскурсии, прогулки, праздники, ведение календарей природы. Особый интерес у детей вызывают творческие занятия, на которых они своими руками изготавливают поделки из различных материалов, рисуют рисунки, готовят сценки в рамках экологической и природоохранной тематики.

В объединениях художественной направленности  дети, в соответствии с программой,  создают поделки из различных видов материалов (природный материал, вторсырье, бумага, ленты), рисуют природу, растения, животных, используя разные техники и в то же время они познают интересные факты о растениях и животных, местах и условиях их обитания, зачитывают письма-жалобы от жителей леса, сада. В объединениях туристско-краеведческой направленности на практических занятиях ребята не только посещают экскурии, но и создают модели различных природных явлений живой и неживой природы, процессов и элементов. Большой интерес у обучающихся естественнонаучной, социально-гумманитарной, художественной направленностей вызывает изготовление мини-книжек В своей деятельности дети могут в полной мере использовать фантазию и творчество.

В некоторых объединениях обучающиеся занимаются подготовкой небольших миниатюр, мини- спектаклей основной тематикой которых являются острые экологические проблемы. Выпуск «Экологической газеты» и создание плакатов, листовок природоохранной тематики также сопряжено с творческой деятельностью обучающихся.

В объединениях естественнонаучной направленности по своей специфике и содержанию: дети занимаются научно-исследовательской работой, проводят опыты, ставят эксперименты, участвуют в природоохранных акциях и трудовых десантах, проводят экологические разведки и рейды, ухаживают за растениями и животными.

Немаловажным фактором в формировании экологической культуры детей и подростков является деятельность теплицы и живого уголка на базе нашего учреждения.

Можно сказать, – это центр организации естественнонаучной исследовательской, экспериментальной, практической работы и проектной деятельности.  Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь и бережное отношение к природе. Вот и самые младшие обучающиеся проявили свою фантазию, творческие способности, конечно же не без помощи своих родителей и организовали в своем объединении «Семейный огород».

Признанием благотворной и плодотворной работы в этом направлении на мой взгляд это победы в многочисленных конкурсах, конференциях и смотрах различного уровня. Ребята являются активными участниками ежегодных конференций. Но наиболее важным  достижением все же является формирование осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее. Это также отношение к себе, как части живого, понимание ценности жизни и здоровья, их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой, а творческая деятельность станет лучшим помощником в этом!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области