Слайд 1. Тема: «Развитие речи детей 2-3 лет»
Слайд 2. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребёнка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребёнка. Речь помогает малышу регулировать своё поведение, оценивать его.
С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Даже самые молчаливые малыши после двух лет начинают говорить. Конечно, происходит это у всех по-разному. Некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Чтобы у детей двух-трёх лет развитие речи происходило активнее, надо почаще разговаривать с малышом, причем не односложно.
В течение дня воспитатель должен разговаривать с детьми о том, что они видят и делают, объяснять, что им предстоит сделать. Совершая ежедневные процедуры, воспитатель должен комментировать свои действия, использовать в речи подходящие стихи, песенки, присказки. Речью необходимо сопровождать все повседневные дела в группе. Наблюдая за действиями воспитателя, помогая ему, дети учатся слушать речь, узнают новые слова.
Большое значение для развития речи детей имеет общение со сверстниками, поэтому важно стимулировать детей обращаться друг к другу с просьбами и вопросами, давать ребёнку такие поручения, которые вызывают у него необходимость вступать в разговор со сверстником. Совместная игра и рассматривание картинок также способствуют возникновению разговора между детьми.
Слайд 3. Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи:
• разнообразные игры (игры-инсценировки, звукоподражательные
игры, игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.);
• игры-занятия с предметами и сюжетными картинками;
• рассказывание и чтение сказок, стихов, историй; пересказывание их
вместе с детьми;
• рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;
• разгадывание загадок;
• игры, направленные на развитие мелкой моторики.
пример: Игра "Угадай по голосу".
(Соберите игрушки, изображающие зверушек, голоса которых вы могли
бы воспроизвести.)
Предложите ребенку игру "Угадай, кто к тебе пришел в гости".
Спрятавшись, подаете голос: "Ав-ав-ав! Угадай, Машенька, кто это к
тебе пришел?" Если ребенок не называет, скажите сами: "Это собачка
пришла к Машеньке", покажите и отдайте ребенку собачку.
Продолжайте игру, поменяйтесь с ребенком ролями.
Слайд 4. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата, за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.
Слайд 5. В работе с детьми можно использовать следующие инновационные технологии:
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. В игровых текстах часто встречаются незнакомые слова. Появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и побуждению детей самим задавать вопросы по тексту игры.
К пальчиковым играм относятся:
- пальчиковая гимнастика
- рисование пальчиками на манной крупе
- работа с тестом, с пластилином
- использование массажных мячиков
- использование пальчикового театра
- рисование пальчиками краской
Слайд 6.
Логоритмика – это двигательные упражнения, в которых движения сопровождаются произнесением специального языкового материала с использованием музыкального сопровождения. Движения в сочетании с музыкой и речью оказывают положительное воздействие на развитие речи и мышления.
Слайд 7.
Сиквейн - это особое стихотворение, которое состоит из 5 строчек.
Это эффективный метод, способствующий развитию образной речи.
В основе дидактического сиквейна лежит смысловой принцип. Его схема выглядит примерно так:
слайд 8. 1 строчка – тема Сиквейна, выраженная в одном слове (название объекта, про который пойдет далее речь)
2 строчка – 2 слова, прилагательные, которые дают характеристику объекту
3 строчка – 3 слова, глаголы, описывающие действия, совершаемые объектом
4 строчка – 4 слова, фраза, показывающая авторское отношение к объекту
5 строчка - слово, связанное с первым, отражающие сущность темы, своеобразное резюме – характеристика описываемого объекта.
пример Сиквейна:
С детьми постарше используют разнообразные инновационные технологии интеллектуальные карты, лепбуки, биоэнергопластику и многое другое.
Слайд 9 .