Логопедический проект
«Моя любимая буква»
.
Логопедический проект « Моя любимая буква»
Тип проекта: Коррекционно- развивающий.
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: март 2024 г.
Участники проекта: учитель – логопед, дети подготовительной группы, родителя, воспитатели.
Актуальность.
В последнее время учителя начальных классов отмечают значительный рост детей со стойкими нарушениями чтения и письма. Дошкольники с нарушениями речи плохо запоминают зрительный образ буквы, часто путают похожие элементы. Они значительно дольше своих сверстников учатся читать и писать.
Проблема нарушений письменной речи у детей с нарушениями речи – одна из самых актуальных для школьного обучения, т.к.стойкие специфические нарушения чтения и письма неизбежно сказываются на успеваемости, общении, самооценке, общем развитии ребенка. Возникают серьезные личностные изменения: неуверенность в себе, замкнутость, тревожность, раздражительность, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Работу по профилактике нарушений письма и чтения необходимо проводить с того момента, когда дошкольник только начинает знакомиться с графическим изображением букв, а усвоение букв пойдет быстрее и эффективнее, если ребенок в процессе совместной творческой деятельности со своими родителями изготовит «любимую букву».
Данный проект осуществляется в подготовительной к школе группе под руководством учителя – логопеда, воспитателей подготовительной группы.
Цель проекта
Повышение уровня мотивации воспитанников подготовительной логопедической группы к знанию букв, желанию читать, развитие речи детей, подготовка их к обучению грамоте, предупреждение дисграфии и дислексии.
Задачи проекта:
Коррекционно- образовательные:
1. Дать детям знания о зрительных образах букв;
2. Научить различать звук и букву;
3. Продолжать знакомить с символами звуков;
4. Расширять словарный запас детей;
5. Сформировать звуковую сторону речи:
6. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов;
7.Учить детей элементарным навыкам письма и чтения;
8.Закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного разбора.
Коррекционно- развивающие:
1. Развивать фонематический слух, зрительное восприятие звука и буквы.
2.Развивать познавательные способности, творческое воображение, мышление.
Коррекционно- воспитательные :
1.Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности.
Модель трёх вопросов.
Что дети знают | Что хотят узнать | Где можно узнать |
Бывают разные. Буквы обозначают звуки при письме и чтении. Буквы могут обозначать два звука. Буквы складываются в слоги, в слова. Буквы бывают печатные . Из букв пишут книги. | Что такое буква? Откуда появились буквы? Как раньше называли буквы? Чем буква отличается от звука? Почему в словах называем одни буквы, а пишем другие? Почему мы буквы пишем по-разному? Как буквы складываются в слоги и слова? | Спросить у взрослых Спросить у воспитателя. Спросить у родителей Самим прочитать. В интернете. |
Этапы проекта
Взаимодействие с воспитанниками | Оснащение предметно- развивающей среды | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с педагогами |
1 этап - подготовительный | |||
Изучение уровня знаний детей. | Изучение литературы по обучению грамоте, по ознакомлению с буквами. Подбор материала, Подбор дидактических игр по ознакомлению с буквами. Составление картотек стихов, загадок, игр по ознакомлению с буквами. | Изучение уровня компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с буквами. Оказание консультативной помощи родителям. | Изучение компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей с буквами. |
2 этап- основной | |||
Использование игр на подгрупповых и индивидуальных занятиях. - « Допиши букву» -« Назови букву» -«Буква потерялась» - «Составь слово из букв» -Составь слово из слогов» - « Ребусы» - « Построй букву из палочек» -На что похожа буква» -« Исправь букву» -«Угадай по силуэту» - « Узнай на ощупь» - « Отгадай, какую букву я загадала» - « Глухой- звонкий» - «Собери букву» - « Найди свою букву» -Проведение НОД по обучению грамоте. - Повышение речевой активности и внимания , развитие навыка звукового анализа слов. - Работа в индивидуальных тетрадях - обводка, раскраска, печатание букв. | Пополнение кабинета дидактическими играми и пособиями на ознакомление детей с буквами и на развитие фонематического слуха. Оформление картотек стихов, загадок о буквах. | Печатные консультации «Первые шаги в грамоте: формирование фонематических процессов у детей 5-7 лет»; « Фонематический слух- основа правильной речи». « Как помочь ребёнку запомнить буквы». « Игры с буквами» Индивидуальные консультации. | Знакомить педагогов с дидактическими играми на развитее фонематических процессов, с играми с буквами. Включение дидактических игр на развитие фонематических процессов и ознакомление с буквами в занятия, в повседневную жизнь. Пополнение играми развивающую среду в группе. Консультации для педагогов. Чтение художественной литературы: - « Кит и кот»; - «Пропавшая буква» М Раскатов; - «Добрая азбука» М Скребцов - « Ася Клячкина и буква Ф» И. Токмакова В. Степанов - « Азбука в загадках». Рассматривание иллюстраций к книжкам с буквами. |
3 этап- заключительный | |||
Закрепление знаний детей о буквах. Закрепление зрительного восприятия буквы. Фотоотчёт о проделанной работе. Выставка работ по теме. | Помощь детям в оформлении буквы. | Закрепление зрительного образа букв. |
Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта: у детей повысились познавательная активность, интерес к знаниям, любознательность, коммуникативные и творческие способности; расширились знания об истории алфавита, происхождении букв и их значимости; отмечается обогащение и активизация словарного запаса, совершенствование навыков звукового анализа слов и фонематических процессов. Включение родителей в совместный с логопедом и воспитателем процесс позволило значительно повысить эффективность совместной работы. Родители стали более заинтересованы в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, повысился их интерес к работе ДОУ, к успехам своих детей.
Вывод.
У детей повысилась познавательная активность к изучению букв, к их написанию, запоминанию и чтению. Дети могут складывать буквы в слоги и в слова. Многие дети могут прочитать слова и несложные предложения. Дети знают буквы, могут их назвать, могут найти среди других букв. Дети любят выполнять разные задания с буквами, такие, как « Допиши букву», « Какой буквы не стало?», « Выложи букву из счётных палочек», « На что похожа буква?». Нравится выкладывать буквы на геоконте ( из резинок). Научились подбирать слова на букву, находить её в словах, делать звукобуквенный разбор слов. Детям очень нравится, когда на занятие приходит сказочный герой и просит детей помочь ему и выполнить разные задания с буквами, которые он не знает. Дети заинтересовались , как назывались буквы раньше, как они писались, чем отличаются от современных букв. Нравится печатать буквы в индивидуальных тетрадях, некоторые дети интересуются письменными буквами. Учатся писать свои имена, имена своих родных. На занятиях по обучению грамоте выкладывают слова из букв, составляют предложения. У детей проснулся интерес к дальнейшему изучению букв. Дети нарисовали и украсили свою любимую букву и привлекли родителей.