Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Постепенный переход от технического моделирования к конструированию и изобретательской деятельности»

основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся. Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации. Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося. Метод проектов, с одной стороны, выступает как педагогическая технология, а с другой стороны как организация деятельности обучающихся, построенная по принципу инженерного проектирования.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Работаю в лицее 21 год, начал работулаборантом кабинета информатики. С 1994 г. - с открытия учебно-производственной мастерской – работаю в УПМ: сперва мастером производственного обучения, затем преподавателем спецкурса «Техническое моделирование». С 2006г. назначен заведующим учебно-производственной мастерской.

Из них 18 лет преподаю спецкурс «техническое моделирование». Разработал учебную документацию, создал кабинет. Задача спецкурса- развитие любознательности, интереса к технике, формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений, освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях . В спецкурсе ежегодно занимаются в среднем по 20-25 мальчиков.

Разработал учебный план, рабочую программу по профессиональной подготовке, и в 2009 г. была получена лицензия на право ведения образовательной программы по профессии 18511 «Слесарь по ремонту автомобиля».Ежегодно участвую республиканских НПК. постоянно работаю над повышением своей квалификации.

. За годы работы накопился немалый опыт в преподавании технологии . Я люблю свой предмет, умею многое делать и стараюсь передать свои знания и умения своим ученикам. Работу свою строю под девизом "Уменье везде найдет примененье". Современный рынок труда как раз требует творческих специалистов по техническим специальностям. Ведь будущее России - в руках тружеников. Мы, учителя технологии, можем многое сделать, чтобы эти руки стали умелые, мы должны воспитать творческого, активного человека. Это подтверждается высказыванием В.А. Сухомлинского "Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка - на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша".

С 5-го класса стараюсь учить ребят творчески. Когда ребята приходят в 5-й класс, они приходят в наши мастерские у нас их три. Мастерские наши работают по разным направлениям и дети выбирают какой спецкурс им ходить после обеда.Во время экскурсий наш мастерской представляет собой музей лучших работ учащихся разных лет. Ученики 5-го класса с восхищением рассматривают работы учащихся разных лет и у них возникает желание научиться делать такие же работы. На занятиях спецкурса привлекаю своих воспитанников к проектно-исследовательской деятельности. Работа с детьми трудна и многогранна, поэтому я выстраиваю работу с учащимися по индивидуальной траектории во время учебных занятий и кружковой работы. Для мотивации и повышения интереса к урокам технологии на кафедре проводятся экскурсии на предприятия села, традиционно каждый год проходят творческие недели .

Опираясь на свои личные наблюдения во время уроков и внеурочной деятельности, представленные диагностические данные, определяю круг перспективных учащихся.

В процессе привлечения учащихся с высоким уровнем интеллектуальных способностей (причем не в каждой образовательной области тот или иной ученик одарён, один успешен в точных науках, второй в гуманитарных, третий в техническом творчестве и т. д.) нам встречаются противоречия различного характера:

- по диагностическим данным учащийся обладает необходимым набором качеств и способностей, однако он ощущает неуверенность в себе, боязнь за конечный результат: «а справлюсь ли я, получится ли?»

- часто при хороших задатках отсутствует желание к выполнению творческих работ. В этом случае также необходима совместная работа психолога, классного руководителя, учителя технологии и родителей;

- часто волнение и тревогу вызывает будущая защита работы. «Как справиться с волнением? Как вести себя во время защиты работы? Как отвечать на поставленные вопросы?» и т. д. - в этих и других вопросах также нужна -педагогическая помощь.

Для устранения этих противоречий провожу разъяснительная работа с учащимися, направленная на укрепление их уверенности в себе, в свои силы и возможности. Не менее важна и работа с родителями этих учащихся — о преимуществах совместной работы педагогов и ребят, о помощи родителей детям в планировании их времени, так как школьники занимаются в различных кружках и секциях. Важным является и разъяснение родителям и выпускникам необходимости участия в олимпиадах по технологии и НПК «Шаг в будущее». Определяющую роль в успешности индивидуальной работы играет метод проектов, который используется в лицее на протяжении многих лет. Сегодня каждый преподаватель должен понять, что включая детей в подготовку проектных работ, учащиеся овладевают практическими умениями и навыками.

В первые годы своей работы подготовку проектных работ начал с одного учащегося : это Попов Алеша

Ученик 6 класса мы ним подготовили проектную работу «Использование силы рычага для поднятия дома»

На улусном этапе НПК «Шаг в будущее»мои ученики . занимают призовые места (2009, 2010, 2011г.,2012г.). Попов Алеша на региональном этапе НПК «Шаг в будущее» за доклад «Использование силы рычага для поднятия дома» был награжден Дипломом 2 степени (2008г.). Он принял участие в конкурсе исследовательских работ научно-технического направления по программе «Наука. Человечество. Прогресс» и награжден Дипломом (2009 г., г. Владивосток). На XVI РНПК «Шаг в будущее – Инникигэ хардыы» Алеша выступил с докладом «Усиление кузова автомобиля «УАЗ-2206» , занял 4 место и награжден Дипломом 4 степени Национального фонда «Баргарыы» (2012г.).

Считаю, что основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.

Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.Метод проектов, с одной стороны, выступает как педагогическая технология, а с другой стороны как организация деятельности обучающихся, построенная по принципу инженерного проектирования.

Проектная деятельность интегрирует содержание всех блоков образовательной области “Технология”, показывает их взаимосвязь и даёт возможность учащимся понять роль каждого блока.

Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являютсяобщепедагогические и дидактические принципы:

•связь теории с практикой;

•научность, сознательность и активность усвоения знаний;

•доступность, систематичность и преемственность обучения;

•наглядность и прочность усвоения знаний.

Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.

Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств:

•деловитости;

•предприимчивости;

•ответственности.

Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.Проект – это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект – это “бросок мыслью в будущее”. Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности – “конечный продукт в уме”, то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus – брошенный вперед, замысел, план.

Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.

На первом занятии по теме “Проектная деятельность” (после нескольких проведенных уроков в начале года) объясняю ребятам, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем знакомлю учащихся с требованиями к изделию, пояснительной запиской, определяю порядок защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами.

В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий.Важно, чтобы выполненное проектное изделие было востребованоПри подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:

•подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

•интерес школьников к проблеме;

•практическая направленность и значимость проекта;

•творческая постановка задачи;

•практическая осуществимость проекта.

В тематике проектных заданий учитываю вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта. Окончательный выбор темы остается за учителем. Это обеспечивает не декларативный, а индивидуальный подход к каждому ученику.

Обучающимся с низкой мотивацией к учебе предлагаю выполнение проекта с меньшим объёмом работ, где основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисково-исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума.На следующем этапе провожу индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяем правила техники безопасности.

Затем ученики приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок изделия, образцы выбранных материалов. Вместе с учащимися просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления. При необходимости вношу поправки. После этого учащиеся составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты, при необходимости консультируются у учителя. Вместе с этим приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта.

Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказываю на занятиях и в порядке консультаций. На уроке вместе с учениками проверяю качество выполнения отдельных деталей и узлов, обсуждаем последовательность изготовления и оформления изделий, а во время консультаций даю рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам.В зависимости от сложности проект может быть индивидуальным или коллективным.

Если работа требует больших затрат времени, то предлагаю выполнять её частично дома. Таким образом появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают cвоим советом и правильным выбором темы проекта.

Убежден, что проектная деятельность- дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника. При высказывании критических замечаний стараюсь быть очень корректным.

При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученицы должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков.

Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению.

Изучая раздел “Материаловедение”, вплотную приближаемся к химии, “машиноведение” – к физике.

При подсчете предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования.

Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области “Технология” и, в частности, при выполнении творческого проекта.

Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите.

1.Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта,

2.Представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).

3.Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.

4.Подводится итог обсуждению и ставится оценка.

При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.Считаю, что метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. У учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности.

В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся – учитель помогает ученику самостоятельно добывать знания.

При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.

При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.

Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения.

Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта. А для меня, как для учителя, предоставляется возможность дать обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных школьниками на протяжении всего учебного года.

Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся.

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников.

Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.

В рамках программы не замыкаюсь, подхожу к каждому уроку вдумчиво. Чтобы узнать что-то новое для себя, а на современном этапе невозможно без самообразования, покупаю и выписываю через "Книга-почтой» книги и журналы «Моделист-конструктор» «Юный техник» «Сделай сам» и т.д, а затем предлагаю на уроке по книгам и журналам учащимся выбирать интересные идеи проекты и изготовить его. Чтобы проводить уроки на современном уровне с применением компьютера, окончил курсы "Пользователь ПК". Считаю, что каждый учитель должен быть профессионалом. Естественно, если он профессионально компетентен, то и уроки будут у такого учителя интересные, творческие, современные, т.е. налицо инновационная деятельность учителя.

В старших классах проходит этап формирования, углубления и развития способностей учащихся, а также их профессиональное самоопределение. Формируются новые принципы организации образовательного пространства:

• индивидуализированные формы учебной деятельности: работа по профильным программам;

• выработка проектно-исследовательских навыков (использование проектных технологий);

• самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Работа с учащимися предоставляет им возможность проявить свои способности на олимпиадах по технологии, выставках, конференциях, конкурсах,соревнованиях.

. Не столкнутся с трудностью представить себя и свою работу на публике, смогут ставить цели и задачи, находить пути их решения, а также делать выводы и отстаивать свою точку зрения.

Для мотивации и повышения интереса к урокам технологии на кафедре проводятся экскурсии на предприятия села, традиционно каждый год проходят творческие недели .

Опираясь на свои личные наблюдения во время уроков и внеурочной деятельности, представленные диагностические данные, определяю круг перспективных учащихся.

В заключении хочу сказать что на протяжении многих лет занимаюсь проектной деельностью подготовкой учащихся к различным конкурсам и олимпиадам,НПКа,выставкам. Ребята становятся победителями и призёрами олимпиады по технологии, НПК «Шаг в будущее» различного уровня, от муниципального до Республиканского. По результатам этих конкурсов можно поступить на бюджетное обучение в ВУЗы Российской Федерации. Учащиеся представляли свои проектные работы на улусной, Республиканской олимпиаде по технологии, также показывали при выполнении практической части олимпиады знание технологического процесса, умение использовать технологическую карту и правила техники безопасности, а также и знания теоретической подготовки по всем разделам программы по технологии.Мои ученики ежегодно становятся победителями и призерами на Республиканских технических выставках,олимпиадах,НПК. ". Современный рынок труда как раз требует творческих специалистов по техническим специальностям. Ведь будущее России - в руках тружеников. Мы, учителя технологии, можем многое сделать, чтобы эти руки стали умелые, мы должны воспитать творческого, активного человека. Это подтверждается высказыванием В.А. Сухомлинского "Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка - на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша".

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области