Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ-Югры
городской округ Нягань
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА НЯГАНИ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Программа мероприятия
по направлению первичной профилактики правонарушений несовершеннолетних и ориентации на здоровый образ жизни с обучающимися детских объединений, воспитанниками дворовых клубов и в лагере с дневным пребыванием детей на протяжении календарного года (включая каникулярное время) на тему:
«Знай и соблюдай!»
Педагог дополнительного образования:
Меликян Сусанна Агасиевна
г. Нягань, 2023 год.
Программа мероприятия
по направлению первичной профилактики правонарушений несовершеннолетних и ориентации на здоровый образ жизни с обучающимися детских объединений, воспитанниками дворовых клубов и в лагере с дневным пребыванием детей на протяжении календарного года
(включая каникулярное время) на тему:
«Знай и соблюдай!»
Пояснительная записка
Данное мероприятие рассчитано на учащихся детских объединений, воспитанников дворовых клубов и детей летних оздоровительных лагерей в возрасте от 8 до 11 лет.
Форма проведения: познавательное мероприятие.
Цель: воспитывать правовую культуру учащихся через знакомство с правами и обязанностями ребенка.
Задачи:
Возраст учащихся: 8-11 лет
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска, презентация по теме, памятка «Мои права и обязанности» (на каждого ребенка), карточки с ситуациями из жизни литературных героев.
Социальный эффект: у учащихся будет сформировано представление о своих правах и обязанностях, о правилах сосуществования в обществе, не ущемляя чужие права.
План мероприятия:
а. знакомство с основным понятием беседы;
б. практические задания для закрепления материала;
б) Словарная работа:
право человека – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения между людьми в обществе.
Обязанности человека – это то, что входит в круг обязательных действий, поручений, возложенных на кого-л., поступков кого-л. согласно закону, общественным требованиям или внутреннему побуждению.
Ход мероприятия
Текст педагога | Действия детей | ||||||||||
Организационный момент.– Добрый день, дорогие ребята! Рада приветствовать вас. Сегодня мы с вами поговорим на очень серьезную и важную для всех тему. Она звучит так: «Знай и соблюдай!». | |||||||||||
Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно защищать свои права и выполнять свои обязанности. | |||||||||||
Основная часть. – Вы, конечно же, слышали слова «права» и «обязанности». Попробуйте объяснить – как вы это понимаете. | Ответы детей | ||||||||||
В «Толковом словаре» С. И. Ожегова написано: «Право– это совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения между людьми в обществе». Если говорить проще, то это то, что делается государством для защиты человека. | |||||||||||
А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? | Ответы детей. | ||||||||||
В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН подписала документ, который называется «Конвенция о правах человека». В нем четко прописаны права ребёнка. Согласно этому документу государство должно создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на экран. | |||||||||||
В Конвенции есть 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Внимание на экран. | Слайд № Приложение 3. Читают дети. Педагог комментирует. | ||||||||||
А сейчас отрывки из хорошо знакомых нам и любимых сказок. «Почему?», – спросите вы. Нужно будет выяснить: есть ли какие-то нарушения прав наших героев? Если да, то какие? | |||||||||||
Давайте один пример обсудим вместе. «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер». Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? Ваш ответ должен начинаться с фразы «Согласно Конвенции о правах ребенка … И в данном случае нарушено … | Ответы детей: Право ребенка на отдых и досуг(право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством). | ||||||||||
Продолжаем. Следующий отрывок из сказки. | Приложение 1. | ||||||||||
Это наши права. У нас у каждого есть права. Как вы думаете, обязанности есть у каждого? | Ответы детей | ||||||||||
На самом деле всё чётко: там, где права, там и обязанности. Иными словами, у каждого человека есть и права, и обязанности. Права без обязанностей не бывают. Что такое обязанности? | Ответы детей | ||||||||||
ОБЯ́ЗАННОСТЬ – это то, что входит в круг обязательных действий, поручений, возложенных на кого-л., поступков кого-л. согласно закону, общественным требованиям или внутреннему побуждению. | |||||||||||
А какие у вас обязанности дома? | Ответы детей | ||||||||||
Правильно. Посмотрите на экран. | Выводятся на экран обязанности ребёнка. Оглашают вместе. | ||||||||||
Представьте себе вот такую сценку. | Приложение 2. Текст выводится на экран, распределяются роли, дети читают по ролям. | ||||||||||
Как вы думаете, нарушил ли чьи-то права Петя? Значит, сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Это правильно? | Ответы детей. Перечисляют несколько прав, которые нарушил Петя. | ||||||||||
Приходим к выводу, что человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми. | |||||||||||
Заключительная часть – давайте просто повторим свои права и обязанности. | Выводятся на экран права и обязанности ребёнка. Оглашают вместе. | ||||||||||
И запомните, каждый из вас несёт ответственность перед родителями, учителями, воспитателями за каждое нарушение прав и невыполнение своих обязанностей. А за соблюдение всего вышесказанного вам обеспечено яркое будущее без проблем, конфликтов и недоразумений. | |||||||||||
Желаю всем здоровья. Будьте законопослушны. |
Приложение 1
(для детей)
Согласно Конвенции о правах ребенка нарушено право на … | Согласно Конвенции о правах ребенка нарушается право на … |
Согласно конвенции о правах ребенка нарушено право на … | Согласно Конвенции о правах ребенка нарушается право на ... |
Согласно Конвенции о правах ребенка нарушается право на … | Согласно Конвенции о правах ребенка нарушается право на ... |
Согласно Конвенции о правах ребенка нарушается право на ... | Согласно Конвенции о правах ребенка нарушается право на ... |
Согласно Конвенции о правах ребенка нарушено право на … |
Приложение 1
(для педагога)
Приложение 2
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: | Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть) |
Мать: | С грязными руками за стол?! Помой руки! |
Сын: | Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились! |
Бабушка: | Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось. |
Сын: | Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся. |
Мать: | Помой посуду, сынок. |
Сын: | Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор). |
Отец: | Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю! |
Сын: | Это проявление жестокости, папа. |
Приложение 3
Права человека (ребёнка) | Обязанности ребёнка |