Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Тема курсов "Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГБОУ «Лебяжьевская школа-интернат»

Тема курсов: "Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития".

Социальная индивидуальная программа развития.

(Надомное обучение)

Составитель: Гаврилова С.А.

Консультанты:

Мусихина С.А. научный куратор курсов

Фролова З.Г. методический (учебно-методический) куратор курсов

Курган 2015

Сведения о ребенке.

Ребенок воспитывается в полной семье. Учебная мотивация сформирована слабо. Внимание неустойчивое, концентрация и объем внимания крайне снижены. Легко отвлекается на любой посторонний раздражитель. Продолжительность целенаправленной деятельности не более 10 минут. Быстро утомляется. Логическая и механическая память крайне не развиты. Слабо развито слуховое внимание, что мешает сосредоточиться на учебном материале. Самостоятельно не передвигается. Функциональные возможности рук нарушены. Удерживает предмет кратковременно, согласованности действий нет. Поле зрения ограничено. Слух сохранен. Познавательная активность отсутствует. Речи нет, вокализирует отдельные звуки. Обращенную речь понимает на бытовом уровне, выполняет элементарные речевые инструкции. Использует мимику для выражения комфорта-некомфорта, кивком головы выражает "да"-"нет". Выражает одним жестом отдельное слово или действие. Показывает на раздаточном материале понятия "большой-маленький", "высокий-низкий", "много-мало". При встрече и расставании проявляет положительные эмоции, улыбается, произносит звуки с восклицательной интонацией, выражает радость жестами.

Заключение ПМПК: F-71, ДЦП, анартрия, эписиндром. Рекомендовано обучение на дому.

С учетом индивидуальных особенностей ребенка разработана данная программа развития.

Индивидуальный уебный план.

Название предмета

Недельная нагрузка

(в часах)

Игра и игрокоррекция.

2

Лепка, рисование, конструирование.

2

Игра и игрокоррекция.

Рабочая программа по предмету "Игра и игрокоррекция" разработана и составлена на основе:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой;

Программы обучения детей с тяжелой и умеренной степенями умственной отсталости, рекомендованной Министерством социального обеспечения РСФСР и научно-исследовательским институтом Дефектологии АПН.

Программно-методических материалов "Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта" под редакцией И.М.Бгажноковой.

Учебного плана.

Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи программы:

-дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета;

-конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса и индивидуальных особенностей обучающегося;

Функции рабочей программы:

-нормативная, т.е. является документом, обязательным дл выполнения в полном объеме;

-целеполагания, т.е. определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

-определения содержания образования, т.е. фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимся, а также степень их трудности;

-процессуальная, т.е.определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

-оценочная, т.е. выявляет уровень усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащегося.

Успешность обучения умственно отсталых детей игре зависит от применения комплексного подхода, который включает следующие компоненты:

—ознакомление детей с окружающим миром в процессе активной деятельности;

—обучающие предметные игры;

—организация предметно-игровой среды;

—общение взрослого с детьми в процессе игры.

В процессе формирования игровой деятельности детей целесообразно учить:

—проявлять интерес и положительное отношение к играм и игрушкам;

—совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого адекватно, в соответствии с функциональным назначением, использовать простые игрушки: машины, куклы, строительный материал;

—выполнять с помощью взрослого игровые действия — по подражанию, а затем по образцу;

—проявлять интерес и потребность к эмоциональному общению с педагогом, по ходу игры, используя неречевые средства общения;

—находить соответствующие предметы и игрушки по характерному звучанию;

—подражать неречевым и речевым звукам, имитировать соответствующие движения и звуки ;

—выполнять простые игровые действия совместно со взрослым и по подражанию ему, соединять их в простой сюжет, отображающий бытовые, профессиональные ситуации (мама и дочка, приход гостей в дом, шофер везет в автобусе пассажиров, врач слушает больного и т. п.)» которые в дальнейшем войдут в структуру игрового сюжета;

—использовать в игре предметы-заменители бытового содержания (мыло — кирпичик из строительного материала, деньги — листы бумаги, кружки и т. п.);

—повторять по подражанию, а затем и по образцу действия взрослого, отражать с помощью педагога представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений, знакомства с изобразительными и литературными произведениями;

—моделировать совместно со взрослым, по подражанию простейшие постройки из крупного и мелкого строительного материала.

Задачи:

-Формировать коммуникативные умения и навыки, стимулировать собственную игровую активность.

-Развивать координацию при выполнении основных движений рук;

-Научить правильному действию с игрушками.

-Развивать познавательную деятельность.

Планируемые результаты:

Знать и уметь на конец года:

-Знать различные виды игрушек.

-Уметь действовать с предметами согласно игровой ситуации.

-Удерживать игрушку в руке длительное время.

-Выражать свои мысли в процессе игры с помощью жестов, карточек.

Учебно-тематический план

Тема

Кол.

часов.

Основные виды учебной деятельности.

1

Обзор разных видов игрушек.

Удерживание в руках разных игрушек. Манипуляции с ними.

2

Дидактическая игра "Разложи в ряд".

Игры с мелкими игрушками, мозаикой.

3

Собираем разные виды пирамидок.

Сбор пирамидки.

4

Действия с машинками.

Катание в разных направлениях. Звукоподражание.

5

Собираем башню из кубиков.

Манипуляции с кубиками.

6

Игра "Не урони".

Перемещение предметов из одной корзинки в другую.

7

Бросаем мяч в кольцо.

Действия с мячом. Удержание в руке и отработка бросательных движений.

8

Игра "Чудесный мешочек".

Нахождение наощупь мелких игрушек.

9

Вкладывание различных форм в прорези.

Нахождение правильной формы, вкладывание.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже 1 раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности действий и представлений. Результат образования за оцениваемый период оформляется описательно в виде характеристики. Контроль продвижения и оценки результатов.

В связи с уникальностью образовательной ситуации учащихся с тяжелой умственной отсталостью невозможно однозначно определить рамки ожидаемых успехов. Для оценки динамики освоения образовательных задач продвижения в развитии используются метод наблюдения и регистрации. Они должны носить объективный характер, т.е. фиксировать конкретное действие или конкретный результат и исключить оценочное мнение или суждение специалиста. При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий.

Критерии формирования умений и навыков.

5 баллов - полное соответствие программным требованиям, самостоятельное выполнение заданий, умение исправить ошибки.

4 балла - соответствие программным требованиям, самокоррекция после стимулирующей помощи, деятельность осуществляется по последовательной инструкции.

3 балла - неполное усвоение ЗУНов, принятие направленной помощи, деятельность осуществляется по образцу.

2 балла - частичное усвоение ЗУНов, деятельность осуществляется по подражанию.

1 балл - фрагментарное усвоение.

0 баллов - неусвоение ЗУНов, невыполнение заданий, отказ от деятельности, смысловая неадекватность.

При оценке результативности обучения учитываются следующие факторы и проявления:

-особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося;

-выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ;

-в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающемуся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные инструкции и др.;

-при оценке учитывается степень самостоятельности ребенка.

Карта формирования умений и навыков по предмету.

Игра и игрокоррекция.

ЗУН

I

II

III

IV

1

Умение фиксировать взгляд на деятельности учителя.

2

Умение выполнять простые статические действия за учителем.

3

Умение выполнять простые подражательные действия за учителем.

4

Умение складывать пирамидку по подражанию.

5

Умение выполнять простые динамические действия по слуховой инструкции.

6

Умение строить башню из кубиков по подражанию.

7

Умение строить башню из кубиков по словесной инструкции.

8

Умение бросать мяч в кольцо по подражанию.

9

Умение бросать мяч в кольцо по словесной инструкции.

10

Умение катать машинку в определенном направлении.

11

Умение перекладывать предметы из корзины в корзину.

Итог:

Изобразительная деятельность.

Включение изобразительной деятельности в программу начального обучения детей с выраженной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.

Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные.

Задачами обучения изобразительной деятельности детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:

Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности ребенка и помогает в решении специальных задач.

Задачи предмета:

1.Формирование представления об окружающем мире.

2.Развитие познавательной деятельности.

3.Обучение доступной практической деятельности.

4.Коррекция и развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, пространственной ориентации.

5.Развитие координации при выполнении основных движений.

Знать и уметь на конец года:

1.Уметь пользоваться шаблонами при помощи учителя.

2.Раскрашивать крупные предметы.

3.Различать основные цвета.

4.Отщипывать, скатывать пластилин в нужную форму.

Научится:

-Положительно относиться к учебным занятиям.

-Доводить начатое дело до конца.

-Аккуратно выполнять работу.

Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во час.

1.Работа с пластилином.

1.1.Основные свойства пластилина, соленого теста, глины.

1.2. Раскатывание пластичного материала продольными движениями ладоней.

1.3. Раскатывание пластичного материала кругообразными движениями ладоней.

1.4. Скатывание шарообразной формы круговыми движениями в ладонях.

1.5 Лепка предметов округлой формы с использованием приема вдавливания (яблоки, помидоры)

1.6.Лепка с использованием приема расплющивания (лепешки, колесики, печенье).

1.7. Лепка предметов овальной формы (огурец, картофель, банан).

1.8. Раскатывание толстых и тонких, длинных и коротких деталей.

1.5. Раскатывание больших и маленьких шариков.

1.9.Соединение двух частей

2.Рисование.

2.1.Учить правильно держать карандаш и лист бумаги на столе.

2.2.Учить проводит разнообразные линии.

2.3.Учить рисовать и раскрашивать с помощью трафарета.

2.4.Учить работать с раскрасками.

3.Конструирование.

3.1.Складывание разрезных картинок из 2, 3 частей, разрезанных по вертикали, по горизонтали.

3.2.Решение несложных логических задач на составление целого из частей.

4.Работа с мозаикой.

4.1. Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.

4.2.Выкладывание чередующегося ряда через один элемент.

4.3.Выкладывание узоров.

Карта формирования знаний, умений и навыков.

ЗУН

I

II

III

IV

1

Умение раскатывать пластичный материал продольными движениями ладоней.

2

Умение раскатывать пластичный материал круговыми движениями ладоней.

3

Умение катать тонкие и толстые, длинные и короткие детали из пластичного материала.

4

Умение катать большие и маленькие шарика из пластичного материала.

5

Умение соединять две части.

6

Умение правильно держать карандаш и лист бумаги на столе.

7

Умение проводить разнообразные линии.

8

Умение с помощью трафарета рисовать и заштриховывать.

9

Умение раскрашивать раскраски.

10

Умение складывать разрезные картинки из 2, 3 частей, разрезанных в вертикали и горизонтали.

11

Умение решать несложные логические задачи на составление целого из частей (треугольник, машинка, квадрат).

12

Умение выкладывать прямой ряд из мозаики одного цвета.

13

Умение выкладывать чередующийся ряд через один элемент.

14

Умение выкладывать узор.

Итог:

Список литературы

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой;

Программа обучения детей с тяжелой и умеренной степенями умственной отсталости, рекомендованной Министерством социального обеспечения РСФСР и научно-исследовательским институтом Дефектологии АПН.

Программно-методических материалы "Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта" под редакцией И.М.Бгажноковой.

Отзыв

на представление практического опыта на тему:

"Социальная индивидуальная программа развития"

Гавриловой Светланы Александровны,

учителя специальной (коррекционной) общеобразовательной

школы

В рамках проведения курсов повышения квалификации по теме "Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития в условиях реализации ФГОС" (с 16 по 27 ноября 2015 года) был обобщен опыт работы педагога по составлению Социальной индивидуальной программы развития ребенка, обучающегося на дому. Педагог грамотно представила новые методы и приемы работы с ребенком, имеющим сложную структуру дефекта. Программа разработана в соответствии с новым Государственным стандартом и с учетом индивидуальных особенностей учащегося.

Научный куратор курсов ..................(Мусихина С.А.)

Методический куратор курсов.....................(Фролова З.Г.)

27.11.2015

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области