Материал по развитию речи
Автор: Калинина Анна Александровна
Воспитатель «первой квалификационной категории»
Государственное учреждение Луганской Народной Республики
«Луганское дошкольное образовательное учреждение ясли-сад № 68»
«Устное народное творчество: ключевой инструмент развития речи детей дошкольного возраста»
Введение:
В современном мире, где дети все больше времени проводят перед экранами гаджетов, важно помнить о ценности устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста. Роль воспитателя в этом процессе невероятно важна, поскольку они являются ключевыми фигурами в организации и стимулировании использования устного народного творчества в образовательной программе. В данной статье мы рассмотрим влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста и роль воспитателя в этом процессе.
Развитие речи детей дошкольного возраста является важным аспектом воспитания ребенка. Устное народное творчество может играть большую роль в этом процессе. Сказки, пословицы, поговорки и другие формы народного творчества могут помочь ребенку развить свой словарный запас, научиться строить предложения и выражать свои мысли. Запоминание текстов также может помочь развить память ребенка. Кроме того, народное творчество может помочь развить мышление ребенка, научить его анализировать, сравнивать и обобщать информацию. Наконец, народное творчество является частью культурного наследия, которое передает традиции и знания из поколения в поколение
Основные пункты статьи:
1. Значение устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста.
- Устное народное творчество как средство развития речи и обогащения словарного запаса:
1. Развитие речи.
Народные сказки, пословицы, поговорки, загадки и другие формы устного творчества содержат множество слов и выражений, которые обогащают словарный запас ребенка. Они также помогают развивать его умение строить предложения и выражать свои мысли.
2. Развитие воображения.
Устное народное творчество стимулирует развитие воображения ребенка, поскольку оно часто содержит элементы фантазии и неожиданных поворотов сюжета. Ребенок учится представлять себе героев сказок и историй, а также их приключения.
3. Развитие памяти.
Запоминание текстов народных сказок, стихов и песен помогает развивать память ребенка. Это также способствует развитию его способности к запоминанию и воспроизведению информации.
4. Развитие мышления.
Устное народное творчество помогает развивать различные виды мышления у детей. Оно учит их анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
5. Влияние на эмоциональную сферу.
Устное народное творчество также влияет на эмоциональную сферу ребенка. Оно может вызывать у него радость, грусть, страх или удивление, что способствует развитию его эмоциональной сферы.
6. Культурное наследие.
Наконец, устное народное творчество является важным элементом культурного наследия народа. Оно сохраняет и передает из поколения в поколение традиции, обычаи и знания. - Развитие познавательных и коммуникативных навыков через устное народное творчество.
2. Виды устного народного творчества, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.
- Сказки, предания, истории и их роль в развитии речи.
- Песни, стишки и игры для развития речи и фонематического слуха.
- Роль народных традиций и обрядов в развитии речи детей.
3. Роль воспитателя в развитии речи через устное народное творчество.
Главная задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста — помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
- Организация устного народного творчества в рамках образовательной программы.
Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. Работу с дошкольниками следует выстраивать таким образом, чтобы они осознали себя через произведения устного народного творчества единым целым с тем миром, что окружает их, задумались о хрупкости этого мира, пронесли через всю жизнь желание находить разумные компромиссы между стремлением человека к техническому прогрессу и необходимостью защищать природу от последствий неразумного вторжения людей.
- Способы стимулирования интереса детей к устному народному творчеству.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Для того, чтобы дать детям возможность проявить речевую активность, необходимо стараться вводить в игры хорошо известные детям потешки. Например, в игре – забаве "Моя доченька" малыши слышат уже знакомые им "Баю-баюшки-баю", "Катя, Катя маленька…". Вызывают у детей интерес русские народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки.
- Создание комфортной и поддерживающей атмосферы для развития речи.
Создание комфортной и активной речевой среды является, основным «ключом» в решении задач по овладению детьми речью как средством свободного общения. Позволить детям общаться, спорить, высказываться, делиться впечатлениями - все это опыт и практики, в процессе которых дети предпринимают попытки, тренируются, ошибаются, находят верные варианты. И именно в практике при правильной поддержке взрослых формируются необходимые речевые навыки.
Заключение:
Устное народное творчество играет важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста. Воспитатель, как профессионал, имеет возможность внедрять устное народное творчество в образовательную программу, стимулировать интерес детей и создавать условия для развития их речевых навыков. При правильном подходе и использовании устного народного творчества, дети смогут расширить свой словарный запас, улучшить коммуникативные навыки и развить свою речь в целом.
Устное народное творчество имеет огромное значение для развития речи и личности ребенка дошкольного возраста. Оно обогащает его словарный запас, развивает воображение и память, а также помогает формировать его мышление и эмоциональную сферу. Поэтому важно включать элементы устного народного творчества в образовательный процесс дошкольников.