Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Патриотическое воспитание на уроках слушания музыки и музыкальной литературы.

Обмен опытом.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Патриотическое воспитание на уроках слушания музыки и музыкальной литературы.

Мельничак И.В.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №2

Россия, Заводской проезд, 27а, г.Ульяновск,

432031

Телефон/факс (842-2) 27-12-39

e-mail:dshi.v2@mail.ru

Начиная с девяностых годов двадцатого века повсеместно шел процесс обесценивания знаний во всех сферах образования и , в частности, в области культуры и искусства. Произошли фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций : на смену духовно - нравственным ценностям пришли иные, и властителями дум стало примитивное материальное благополучие. Телевизионный эфир заполнили программы, в которых безвкусица и пошлость стали явлениями , увы, привычными. Их влияние на души носило откровенно разрушительный характер. Духовная деградация обрела колоссальный размах и выдвинула на передний план тех «героев» и то прочтение выдающихся произведений классики, за которое не можешь не испытывать чувство стыда.

В течение тридцати лет этот процесс только усугублялся и сейчас достиг, пожалуй, критической отметки : уже в школе начали проводить уроки толерантности, где традиционные семейные ценности стали заменять идеологией сексуальных меньшинств.

Сейчас, когда идет настоящая война за сохранение истинных ценностей, когда в апокалиптической битве между Добром и Злом столкнулись непримиримые силы, вопрос воспитания подрастающего поколения стоит наиболее остро.

Важнейшая роль в этом процессе принадлежит искусству, в том числе и музыке. И главной ее задачей является не только воспитание эстетического вкуса и нравственно- духовных ориентиров, но и приобщение слушателей к истинным непреходящим ценностям , показу разнообразия музыкальных произведений, их художественной неисчерпаемости и многомерности. Процесс это сложный, многогранный, требующий эмоциональной отзывчивости и формирования широкого ассоциативного поля . Перед всеми нами - теми, кто «сеет разумное, доброе, вечное», стоит задача духовного возрождения общества.

Задачу искусства раскрывали в своем творчестве многие выдающиеся художники в широком смысле этого слова. Очень значимо и емко об этом написал Александр Блок в «Возмездии»:

Но ты, художник, твердо веруй

В начало и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить все, что видишь ты.

Твой взгляд - да будет тверд и ясен.

Сотри случайные черты-

И ты увидишь: мир прекрасен.

Познай, где свет, - поймешь, где тьма.

Пускай же все пройдет неспешно,

Что в мире свято, что в нем грешно,

Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

Одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогом - воспитать душу ребенка посредством искусства и, в частности, музыки, воздействовать на процесс формирования его нравственно- духовных ценностей и идеалов.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его мировоззренческой позиции, нравственных ориентиров, интеллекта, эстетической оценки тех или иных жизненных явлений и развитие его идейно-эмоционального восприятия. По сути, речь идет о воспитании Человека, Личности.

В узком понимании музыкальное воспитание - это формирование музыкальной культуры и вкуса.

Музыка обладает мощнейшим эмоциональным воздействием на человека, пробуждает в душах добрые чувства, делает чище, светлее, облагораживает нас, ведь в ней мы видим стремление воплотить нравственно -этический идеал.

Не случайно музыка вплетается в ткань литературных произведений выдающихся русских писателей и усиливает эмоциональное воздействие самых значимых моментов повествования . Достаточно вспомнить И.С.Тургенева, А.И. Куприна, Л.Н.Толстого. В момент , когда душу главного героя романа Тургенева « Дворянское гнездо», только что потрясенную счастьем любви, наполняет чувство неожиданной, великой радости, он слышит какие-то дивные, торжествующие звуки : « Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса.»

Слушание музыки - одна из важных и эффективных форм работы и для развития творческих способностей учащихся, и для воспитания художественного вкуса, и для формирования нравственных и эстетических ориентиров.

В моменты слушания музыки, переживания ее содержания в душе пробуждается способность почувствовать чужие эмоции, сравнить их со своими, понять, можно ли пережить чужую боль или радость. Ведь нравственное воспитание на уроках музыкальной литературы и слушания музыки состоит в том, чтобы развить способность сопереживать тем эмоциям, которые воплотил автор в произведении, пропустить через свою душу и выработать свое отношение к жизни на основе тех незыблемых ценностей, на которых стоит мир: Вера, Любовь, Красота, Добро, Сила духа, Свет, Истина.

Задача педагога- воспитание гармоничной личности, развитие творческих способностей, познание окружающего мира и самопознание через призму того, что открывает неповторимый и многогранный мир музыкальных полотен, с которыми ученики « встречаются» на уроках музыкальной литературы и слушания музыки.

И одним из главных условий этого процесса является воспитание активного слушателя. И, безусловно, этот процесс должен выходить за рамки одного занятия в неделю и продолжаться за стенами учебных заведений, чтобы потребность погружения в мир чарующих звуков стал естественной необходимостью. К сожалению, то, что часто окружает ребят в повседневной жизни, подчас не имеет никакого отношения к высокому искусству и нередко оказывает негативное влияние на их душу: так называемая массовая культура, то, что звучит на просторах интернета, в кафе, маршрутках и на телевидении – вся так называемая поп-культура. Очень важно, чтобы педагог сумел повлиять своим отношением к классическим произведениям музыкальной культуры на формирование вкуса своих подопечных, чтобы они научились отличать зерна от плевел, безвкусицу от истинных шедевров и не стали жертвами популярных, но часто совершенно бессмысленных песенок- однодневок, нередко исполняемых под фонограмму. При этом не может идти речь даже о малейшем давлении на детей. Сама увлеченность педагога теми культурными пластами, которые он открывает перед учениками, должна быть процессом , приносящим радость открытий и творческого поиска.

И важным условием для этого является создание доброжелательной и доверительной атмосферы. Ресурс доверия при этом выполняет одну из ключевых функций. Чтобы ребята могли без стеснения высказываться об услышанном произведении или отрывке. необходимо не только уважительно и внимательно слушать каждого , но и поддерживать их точку зрения, их ассоциативное восприятие, при этом мягко и деликатно корректировать или направлять их.

Для того, чтобы процесс слушания музыки был активным и пробуждал не только эмоциональный отклик, но и познание себя самого- своих мыслей, своих собственных переживаний, перед звучащим отрывком можно ставить вопросы , обращенные непосредственно к слушателю. Например, такие:

- В каком настроении ты бы играл эту мелодию?

-Если бы ты был звукорежиссером, то в каком сюжете ты мог бы использовать эту музыку?

-Какие музыкальные инструменты могли бы исполнить эту мелодию? (речь идет о фортепианном произведении).

-Если бы ты был художником, какую картину ты бы нарисовал, слушая эту музыку?

Конечно, вопросы об идейно- образном содержании музыки и о том, каким музыкальным языком это достигается , имеют важное значение, ведь они не только включают воображение, но и заставляют вслушаться в музыкальную ткань произведения, обращая внимание и на интонационные ходы, ритмический рисунок, гармоническую окраску, на регистр, лад, темп, фактуру, динамику и т.п.

Так, характеризуя Прелюдию и фугу До мажор из 1 тома « Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха, ребята поделились своими впечатлениями : кто-то услышал шелест крыльев Ангелов, кто-то переливы журчащего ручья, для кого-то это был мир, открывшийся из космоса… Но все увидели сияние света и торжество добра, умиротворение и внутреннюю гармонию в бесконечно льющихся арпеджированных аккордах и прозрачной фактуре… А дополнил этот образ рассказ о сюжете, который скрыт в этом мини-цикле – о Благовещении, когда перед Девой Марией предстал Архангел Гавриил и сообщил Ей Благую весть о том, что она родит Спасителя мира , который будет наречен Иисусом. Стоит упомянуть, что тема Благовещения нашла продолжение в творчестве композиторов , которые использовали гармонию баховской прелюдии и создали на ее основе прекрасные мелодии , в которых положен текст молитвы « Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария , Господь с Тобою…» Франц Шуберт, Шарль Гуно и Джулио Каччини дали второе рождение этой неземной музыке, которая поднимает нас над грешной землей и усиливает ощущение чистоты и света.

Думаю, что для усиления эффекта от воздействия музыки, нужно использовать и цитаты литературных произведений, имеющих отношение к творчеству данного композитора или эпохи, в которую он жил. Так, рассказывая о жизни и творчестве великого австрийского композитора В.А.Моцарта, следует привести цитаты из Маленькой трагедии « Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина: « Какая глубина ! Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…» Или при слушании 3 части ( Скерцо) Первой Симфонии П.И.Чайковского «Зимние грезы» невольно вспоминаешь пушкинские строки из стихотворения « Бесы», в котором описывается зимняя дорога:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Отгоняет снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Обращение к картинам выдающихся художников также уместно использовать на уроках. Ведь это усилит и эмоциональное восприятие, покажет изучаемую тему с новой стороны и расширит кругозор учащихся. Например, во время прослушивания Баркаролы П.И . Чайковского можно обратиться к живописи Исаака Левитана – « Березовая роща», «Вечерний звон», « Весна.Большая вода» , «Тихая обитель» и др. Прием использования на уроках музыкальной литературы смежных искусств дает возможность более глубоко погрузиться в мир данного произведения, его образный строй.

Уверена в том, что и сам педагог должен принимать непосредственное участие в этом процессе и делиться своими впечатлениями, своим видением и суждениями.

И очень важно перед тем, как будут звучать музыкальные произведения, воссоздать ту эпоху, ту атмосферу, те социальные и исторические условия, в которые жил и творил композитор. Рассказ о нравственных идеалах и духовных поисках, интересных и значимых событиях жизни композитора помогут воспринять его личность не как музейный экспонат, а как своего современника с живой душой, обращавшейся к тем же проблемам, которые продолжают волновать каждого из нас и сегодня: смысла человеческого бытия, познания самого себя, размышления о том, Что есть Истина, Добро и Свет…

Уверена , что даже слушание великой классической музыки оказывает огромное влияние на человеческую душу , делает ее чище , светлее и добрее.

Это особенно актуально в наше время, когда зачастую исчезает грань между добром и злом, когда идет подмена понятий Красоты и уродства, когда в течение нескольких десятилетий насаждаются западные либеральные ценности, направленные на последовательное уничтожение нравственности и духовности , когда кумирами молодежи становятся люди, не обремененные ни интеллектом, ни культурой, ни гражданской позицией , ни чувством патриотизма – моргинштерны, собчаки, милохины, ивлеевы, когда культура в руках богомоловых и серебренниковых, а на книжных полках продолжает продаваться « Лето в пионерском галстуке» и до сих пор проводится сатанинский, богоборческий праздник «Хеллоуин», прославляющий насилие, жестокость и убийство. Именно атмосфера уроков, на которых звучит живая классика, должна стать тем оплотом , который фомирует истинные и вечные ценности.

И конечно, мы должны формировать четкую гражданскую позицию у наших учеников и в рамках урока, и за его пределами - патриотическую позицию, которая очень точно воплощена в песне « Каждому воину», слова к которой написал Родион Варежкин. ,музыку Карина Габриэлян, а исполнила двенадцатилетняя Анастасия Иванова :

Светлыми далями

Долго искали мы,

Память свою храня.

Вечные истины

Переосмыслены,

Родина мать земля.

Каждому воину

Мужества вторим мы

Ты возвращайся , родной.

Верной дорогою

С братьями, С Богом мы

Дверь открываем домой.

Такие песни, такие стихи нужны в наше время, как воздух! И радостно на душе, что наши юные таланты вносят свою лепту в общее дело нашей Победы – Победы над сатанизмом, над нацистской идеологией, над засильем либеральных идей в информационном пространстве, на сценах театров, на экранах телевидения. И наша общая задача- сплотиться ради общей цели, ради общей Победы, чтобы поддержать нашу страну в трудную минуту, чтобы бороться не только за наше будущее, но и за само существование.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области