Система работы над темой:
« Развитие функциональной грамотности в начальных классах».
«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»,- утверждает А.А. Леонтьев.
Функциональная грамотность младшего школьника-это:
• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
• возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Цель: внедрение педагогических технологий по развитию функциональной грамотности у обучающихся в учебный процесс, повышение качества обучения.
Задачи:
-формирование внутренней мотивации через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
-развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
Перечень вопросов по самообразованию:
- сущность понятия «функциональная грамотность» и условия успешного внедрения педагогических технологий;
-методы и приёмы ;
- комплексный подход к внедрению методов и приёмов по развитию функциональной грамотности .
Ожидаемые результаты: повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, умение применять полученные знания в жизни.
Форма самообразования: индивидуальная
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО
План работы:
Этапы и сроки | Содержание работы | Результаты работы |
I. Диагностический. 2021-2022 учебный год | 1. Определение темы, целей и задач. 2. Составление плана работы по выбранной теме самообразования. 3.Изучение методической, педагогической и психологической литературы в рамках развития функциональной грамотности у обучающихся. 4. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме | Выступление с сообщением на ШМО учителей начальных классов (теоретический материал) |
II. Прогностический 2022-2023учебный год | 1. Изучение методов и приемов развития функциональной грамотности в различных областях учебного процесса. 2. Подбор материалов для уроков и внеклассных мероприятий. 3. Проведение открытого мероприятия на ШМО. 4 .Корректировка работы | Изучение педагогических технологий •проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; • технология формирования типа правильной читательской деятельности; •технология проектной деятельности; •обучение на основе «учебных ситуаций»; •уровневая дифференциация обучения; Информационные и коммуникационные технологии; •технология оценивания достижений учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях Составляющие функциональной грамотности (модель PISA) |
III. Практический 2023-2024 учебный год | 1. Внедрение технологий развития функциональной грамотности в учебный процесс в соответствии с ФГОС. 2. Открытые уроки. 3. Участие в олимпиадах, конкурсах,проектах, конференциях | Открытые уроки и внеклассные мероприятия. Обобщение опыта работы. |
IV. Обобщающий 2024-2025 учебный год | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Систематизация материалов. | Выступление на ШМО. Публикации материалов на своем сайте и других педагогических сайтах. |
Использование современных педагогических технологий, приёмов, форм и методов с целью развития функциональной грамотности у учащихся начальных классов на уроках и внеклассных мероприятиях.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.
Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников
Основные компоненты:
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Креативное мышление
Педагогические технологии
•проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
• технология формирования типа правильной читательской деятельности;
•технология проектной деятельности;
•обучение на основе «учебных ситуаций»;
•уровневая дифференциация обучения;
Информационные и коммуникационные технологии;
•технология оценивания достижений учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях
Приемы
-Технология проектной деятельности.
-Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом.
-Уровневая дифференциация обучения
-Информационные и коммуникативные технологии (Интернет, средства мультимедия, библиотека)
Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности:
Групповая форма работы;
Игровая форма работы;
Творческие задания;
Тестовые задания;
Практическая работа;
Ролевые и деловые игры;
Исследовательская деятельность.