Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование и развитие диалогической речи младших школьников

В тексте приведены упражнения и фрагмент конспекта по развитию диалогической речи детей. Цель работы - помочь педагогу в развитии диалогической речи учеников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование и развитие диалогической речи младших школьников

Основной задачей педагога на подготовительном этапе к развитию диалогической речи является тематическое планирование, включающее в себя работу по согласованию, словообразованию, работу над логической последовательностью речи, работу по подбору родственных слов, синонимов, антонимов, работу по употреблению в речи предлогов, работу над причинно-следственными связями в предложении, работу по составлению предложений, отработку слоговой структуры сложных слов, работу по употреблению окончаний рода, числа; согласование частей речи; употребление предлогов места и времени; точное понимание и употребления слов-признаков и слов с обобщающим значением.

На основном этапе формируются такие умения диалогической речи, как мотивация к ведению диалога, умение понять вопрос собеседника и умение ответить на вопрос собеседника в соответствии с предметом вопроса, способность удерживать в памяти по ходу беседы предмет беседы и информацию из реплик собеседника, умение отреагировать на реплику собеседника – высказать свое мнение, быстрота реакции на реплики собеседника, умение инициировать беседу по предложенной ситуации, использование дополнительных средств общения (мимики, жестов, интонации), использование речевых клише для оформления реплик, а также соблюдение норм речевого этикета.

Для формирования умения понять вопрос собеседника и умения ответить на вопрос собеседника в соответствии с предметом вопроса, самым эффективным является игра «Вопрос-ответ».

Для формирования мотивации к ведению диалога – игра «Веселый мячик»

Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди, друг другу этот мяч, будем говорить о хороших качествах того, кому бросает мяч. Детям предлагается образец: «Я бросаю мяч Олегу и говорю с улыбкой: Олег, ты сильный».

Для формирования способности удерживать в памяти по ходу беседы предмет беседы и информацию из реплик собеседника - задание: «Отгадай животное»

Задание: детям предлагалось определить задуманное экспериментатором животное из числа изображенных на иллюстрациях (лиса, медведь, заяц, кошка, собака). В помощь детям предлагались вопросы о животном, которые дети повторяли, а экспериментатор на них отвечал:

- Оно дикое или домашнее?

- Какого цвета у него шерсть?

- У животного шерсть длинная или короткая?

- Чем животное питается?

- Где оно живет? И т. Д.

Для формирования умения задать вопрос - Игра «Кто я из сказки?»

Работа над формированием умения задавать общие вопросы.

Ход игры: логопед загадывает персонажа ребенку, а ребенок логопеду. Нужно посредством задавания вопросов, на которые можно ответить только да или нет, угадать какой ты персонаж. Например:

- Я животное?

- Нет.

- Я человек?

- Да.

- Я мужчина?

- Да.

- Мне мало лет?

- Нет.

- Я умею то, чего другие не могут делать?

- Да.

- Я умею летать?

- Да.

- Я Карлсон?

- Да!

Ролевая игра «Новичок»

Работа над формированием умения задавать специальные вопросы.

Логопед предлагает ребенку (детям) узнать о новом ученике, чью фотографию им показывает, задав вопрос. Логопед подсказывает, о чем нужно узнать. Например:

- Спросите, как его зовут.

- Спросите, сколько ему лет.

- Спросите, где он живет.

- На обратной стороне фотографии нарисовано, что он любит. Спросите, что любит мальчик.

Для формирования умения отреагировать на реплику собеседника – высказать свое мнение - задание: «Послушай и скажи»

Мы использовали сюжетные иллюстрации. Детям предлагалось рассмотреть сюжетную иллюстрацию. Потом взрослый произносил предложения по иллюстрациям (верные и неверные), а ребенок должен был сказать, правильно ли взрослый говорит. Если неправильно, то ребенку нужно объяснить почему. Предложения содержали и фактические суждения, и мнение экспериментатора.

Предложения педагога:

На картинке щенок спит. Я правильно говорю?

На картинке щенок белого цвета. Я правильно говорю? Почему ты не согласна (не согласен?)

Мне кажется, этот щенок любит спать. Я правильно говорю? Почему ты не согласна (не согласен?)

Мне кажется, этот щенок грустный. Я правильно говорю? Почему ты не согласна (не согласен?)

Для формирования умения использовать речевые клише для оформления реплик; соблюдения норм речевого этикета - Задание: «Разговор»

Берутся 6 тем ситуаций общения:

В каждой теме детям предлагались описания следующих речевых ситуаций.

За тобой в детский сад пришла мама. Как ты ее будешь приветствовать? Как по-другому можно поздороваться?

Ты пришел(ла) в детский сад и встретил(ла) новую воспитательницу. Как ты ее будешь приветствовать? Как по-другому можно поздороваться?

К вам в группу пришла новая девочка. Тебе захотелось с ней познакомиться. Как ты к ней обратишься?

Ты поливаешь цветы в групповой комнате. Один из них находится на шкафу, и ты не смог(ла) его достать. Как ты обратишься за помощью к няне, что ты ей скажешь?

Ты играл(а) с мячом возле клумбы. Увлекся(лась) игрой и нечаянно сломал(а) любимый мамин цветок. Что ты ей скажешь?

Ты захотел(а) быть капитаном на корабле, но капитанский мостик уже занял другой мальчик. Что ты ему скажешь? Как ты поступишь, если он не захочет уступить тебе место?

Тебе нужно узнать, который час. Навстречу идет взрослый. Как необходимо к нему обратиться?

Для обучения использованию дополнительных средств общения (мимики, жестов, интонации) - Игра «Где мы были- мы не скажем, а что делали – покажем!»

Работа по формированию умения использовать дополнительные средства общения (жесты).

Цель игры: научить детей выделять характерные черты какого-либо действия и изображать само действие при их помощи; научить детей распознавать через пантомиму смысл изображаемого действия.

Ход игры: при помощи считалки выбирается водящий, которому предлагается выйти в другую комнату. Оставшиеся дети договариваются между собой, какое действие они будут изображать. Водящий возвращается и задает вопрос:

– Где вы были? – дети отвечают:

– Мы не скажем!

Водящий спрашивает:

– А что делали?

– Мы не скажем, мы покажем!

Дети изображают задуманное действие, водящий должен отгадать, что именно делают дети. Изображать задуманное действие могут все дети или только некоторые из них. Затем при помощи считалки выбирается новый водящий, и игра продолжается. Если водящий не смог угадать, что было изображено, ему говорят правильный ответ, и он продолжает водить.

Для формирования умения инициировать беседу по предложенной ситуации  - Задание «Начни разговор»

Детям старшего дошкольного возраста предлагаются 2 речевые ситуации. Педагог при этом выполняет роль собеседника.

Речевые ситуации

1. Ты пришел в детский сад. Увидел воспитательницу. Как ты ее будешь приветствовать?

2. Ты захотел поиграть с игрушками, которые находятся на шкафу. Но ты знаешь, что их без разрешения брать нельзя. Что ты будешь делать?

Фрагмент занятия по развитию диалогической речи. Выбери одну из предложенных речевых ситуаций. Используйте наглядные пособия.

(Какая игрушка тебе больше нравится «__________» или «________»?)

Перед ребенком ставятся две игрушки.

Логопед: посмотри на игрушки, стоящие перед тобой. Они тебе нравятся?

Ребенок: да.

Логопед: почему тебе нравится эта машинка? скажи, что можно делать с машинкой?

Ребенок: она красивая.

Логопед: скажи, во что ты играешь с машинкой?

Ребенок: с машинкой я играю в «гонки», в «автопарк», в «такси», в «водителя».

Логопед: что еще можно сделать с машинкой?

Ребенок: можно поменяться с другом на другую машинку, можно ее помыть, открывать и закрывать двери.

Логопед: чем тебе понравился зайчик?

Ребенок: он мягкий, пушистый и у него красивая кофточка.

Логопед: во что ты поиграешь с зайчиком?

Ребенок: я его покормлю, поиграю в «доктора», переодеваю ему кофточку.

Логопед: как ты думаешь, что еще можно сделать с зайчиком?

Ребенок: с зайчиком можно пойти погулять и лечь спать.

Логопед: какая из игрушек тебе больше нравится? Почему? С какой игрушкой ты играешь чаще? Почему? Расскажи, какие игрушки ты бы хотел получить на день рождение? (ответы ребенка).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области