Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация для воспитателей "Как на масленой неделе".

Материал содержит рекомендации воспитателям детского сада о том, как интересно и увлекательно провести с дошкольниками масленичную неделю.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Как известно, Масленица – это древний славянский праздник, возникший ещё в далёкие времена язычества и сохранившийся после принятия Русью христианства. Праздник настолько прижился, что Церковь не стала с ним бороться, а включила в свой календарь в виде мясопустной (сырной) недели. Масленица – это один из самых любимых в народе весёлых праздников. Традиционно масленичные гуляния длятся целую неделю. Масленица считается праздником жизни, проводами зимы и встречей весны. Принято печь блины, ходить в гости, играть, петь и веселиться. Надоевшая зима уходит, природа пробуждается ото сна.

Празднование Масленицы в детском саду имеет вполне реальные цели:

Масленица, организованная по всем правилам, интегрируется с несколькими образовательными областями:

На масленицу в детском саду можно смело отводить полторы недели, учитывая предварительную подготовку. Если в детском саду нет русских традиционных костюмов, нужно попросить родителей подготовить их для своих детей. Это могут быть сарафаны и платки для девочек, рубашки-косоворотки и картузы для мальчиков. Можно обойтись только картузами платками, но это не так интересно и зрелищно.

Заранее нужно выучить хороводы, коротенькие стишки, песенки, заклички для празднования масленицы.

На неделе до масленицы детям нужно рассказать о самом празднике в простой и доступной форме. Строить рассказ следует эмоционально и образно, не перегружая малышей излишними деталями, подробными религиозными объяснениями. Лучше показать побольше ярких картинок, рисунков, привести меткие пословицы и поговорки. Рассказ может сопровождаться просмотром тематических мультфильмов, диафильмов, отрывков из кинофильмов.

Рекомендуемые материалы для сопровождения рассказа:

Масленица продолжалась семь дней. В народе каждый день масленицы имеет своё название и свой смысл.

Мероприятия в детском саду:

Этот день целесообразно начать с беседы «К нам Масленица пришла», с прослушивания весёлых русских народных песен в аудиозаписи. С младшими детьми рассмотреть иллюстрации с изображением весенней природы.

Пальчиковая игра «Печём блины» ( для всех возрастов)

Мама нам печёт блины. Очень вкусные они. (касаемся коленей попеременно ладонью и её тыльной стороной) Встали мы сегодня рано (потягиваемся) И едим их со сметаной. ( подносим сложенные щепотью пальцы ко рту, имитируя еду)

С малышами поиграйте в хороводную игру «Карусели». Дети берутся за обруч с лентами и бегают под слова потешки. Эта же игра проводится со старшими детьми с ускорением и замедлением темпа движения, взявшись за руки

Разучите с детьми заклички. Это короткие песенки, которыми дети призывают весну скорее приходить. Обращаются с закличками и к самой масленице как олицетворению весёлого праздника.

Весна! Весна красная! Приди к нам с радостью! С великой милостью! С льном высоким! С корнём глубоким! С хлебом обильным!

Пословицы и поговорки:

Масленица идёт, блины да мёд несёт. Масленицу провожаем, СВЕТА, солнца ожидаем. Не житьё, а масленица. Не всё коту масленица, а будет и великий пост.

В этот день мастерим со старшими детьми кукол-маслениц из тряпок. Мастер-класс можно найти в интернете. Особенность куклы заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребёнка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая куколка считается предметом неодушевлённым и не может навредить ребёнку.

Младшим детям можно дать кукол, вырезанных из бумаги и предложить их украсить.

На прогулке с детьми старших групп проводим подвижные игры: «Горелки», народная игра «Бояре», «Игра с платочком». В помещении – игра в стихах «Да – нет», «Повтори». С младшими детьми – «Гори солнце ярче», игра с «козликом», дидактическая игра «Разложи блины на сковородки по величине».

Продолжаем знакомить детей с народными играми и забавами и поддерживать интерес к ним. В этот день можно провести следующие мероприятия:

Рассматривание картины «Зимние забавы» и беседа по ней, чтение художественной литературы, загадывание загадок о зимних играх и забавах на улице. Изготовление атрибутов для русских народных игр (ленты, маски, эмблемы и пр.), разучивание новых народных игр.

На прогулке: народные подвижные игры («Ручеёк», «Бояре», «Горелки», «Жмурки», «Скоморошки», «Карусель»).

Организация выставки совместного детско-родительского творчества на тему «Наша масленица Прасковейка» (куклы – макеты масленицы).

Знакомим ребят с обрядовой кухней праздника, с этикетом русского гостеприимства. Беседа на тему «Встречаем и угощаем гостей»; рассматривание иллюстраций различных русских лакомств. Знакомство со значением и символикой блинов. Детям будет интересно узнать, что главным символом Масленицы считаются блины. В древности они олицетворяли собой солнце – такие же круглые, жёлтые и горячие. Люди верили, что вместе с блином они поглощают частицу солнечного тепла и могущества, которое даёт жизнь и силы всему живому на земле.

ОД – лепка из солёного теста «Куличи из печи», «Бараночки», «Блинок». Дидактическая игра «Угощение для кукол», «Чаепитие». Со старшими детьми можно изучить рецепт приготовления теста для блинов. В этот день можно провести чаепитие с блинами в группе.

На прогулке: народные игры «Гори, гори ясно!», «Бояре»; сюжетно-ролевые игры «Магазин-пекарня», «В гости», «Ярмарка угощений».

Совместное оформление с родителями фотоколлажей «Мы печём блины» с семейными рецептами.

Продолжаем обогащать представления детей о масленице, её традициях. Повторить выученные заклички, народные песни к обряду прощания с масленицей. Просмотр мультфильма «Смешарики: Масленица». Слушание и пение русских народных песен. Показ кукольного спектакля «Петрушкины забавы» младшим дошкольникам. Рисование с детьми « Масленичные забавы», «Кукла-масленица». Для малышей - «Солнышко» (ладошками), «Блинчики». На прогулке: зимние забавы (катание на санках, игра в снежки «Попади в цель», «Снежный тир»). Игры с мячом, шайбой. Народные игры: «Петухи», «Толкание», «Горелки», «Пятнашки», «Два Мороза». Перетягивание каната, эстафета «Кто быстрее на метле». Для малышей – «Заинька, попляши», «Скоморошки», «Лошадки» (катание на палочке).

По традиции проводы масленицы приходятся на воскресенье. Но так как в детском саду рабочая неделя заканчивается в пятницу, то и прощаться с Масленицей вместе с детьми будем в пятницу. Завершить масленичную неделю лучше всего масленичными посиделками. Побеседовать о традициях масленичной недели, обсудить русские народные пословицы и весенние приметы. Почитать русские народные потешки и сказки, рассмотреть иллюстрации к сказкам. Заняться продуктивной деятельностью - выполнить поделки и рисунки на масленичные темы. Можно, к примеру, выполнить декоративную аппликацию «Платочек для масленицы-Прасковейки» - для младшей и средней групп. Для старших детей – коллективную аппликацию «Хоровод вокруг масленицы-Прасковейки». На прогулке – проводы Масленицы (народные подвижные игры, забавы, хороводы). Завершающий хоровод «Прощание с Масленицей» вокруг масленицы-Прасковейки. Прощание сопровождается выученными закличками, кричалками, народными песенками, которыми дети прогоняют зиму, призывают весну. Чучело масленицы можно изготовить из пятилитровой пластиковой бутылки, двух веток, связанных крест-накрест, платье - из лоскутов ткани. (см. мастер-классы в интернете).

Русские традиции предусматривают несколько вариаций «расправы» с соломенным чучелом. Его сжигали топили, засыпали снегом. Так что вполне в конце праздника можно предложить детям забросать чучело снежками. Важно это действо не просто превращать в потеху, а и объяснять детям его смысл. Сжигание, уничтожение чучела – это символическое действие, означающее непрерывность жизни, уничтожение и непременное возрождение.

Светлая и весёлая Масленица всегда согревает и объединяет и детей, и взрослых. Малышам с детского сада следует прививать добрую традицию весело отмечать этот праздник. Знание и уважение русских обычаев и традиций с самого раннего возраста способствует развитию любви к своему народу и Родине.

МБДОУ «ЦРР д/сад №165 г. Владивостока»

Консультация для воспитателей

«Как на масленой неделе»

Подготовила и провела

воспитатель Филимонова М.А.

Владивосток 2024 г.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области