Д. Г. Сычёва
Государственное бюджетное образовательное учреждение
имени Героя Советского Союза О. А. Юрасова Школа №2122
ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация: Данная статья посвящена детскому творчеству. Рассматривается структура, особенности и виды творчества детей.
Ключевые слова: Деятельность, творчество, воображение, самореализация.
Abstract: This article is devoted to children's creativity. The structure, features and types of creativity of children are considered.
Keywords: Activity, creativity, imagination, self-realization.
Многие люди привыкли под творчеством понимать вполне обыденные действия, такие как рисование, лепка из пластилина, создание аппликаций, но на самом деле у этого понятия совсем другое значение, которое отличается от наших представлений.
Творчество – это деятельность, в результате которой создается абсолютно новый объект, которого ранее никто не создавал. Исходя из данного определения следует задуматься над вопросом. А занимаются ли деть творчеством? Чтобы ответить на данный вопрос необходимо обратиться к педагогическим публикациям. В этой литературе присутствует понятие детского творчества, и оно определяется как «деятельность, в результате которой ребенок целенаправленно создает нечто новое, оригинальное проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения» Многие ученые отмечают, что в процессе творчества ребёнок развивается как эмоционально, так и интеллектуально, а так же выражает свое отношение к окружающему миру. При помощи творчества дети в состоянии выразить сове место в жизни, а может приобрести опыт взаимодействия с коллективом, усовершенствовать навыки работы с различным инструментами. В таких науках как педагогика и психология принято выделять особенности творчества. По мнению Т.С. Комаровой, основа для творчества – окружающий мир. Именно он побуждает творить не только детей, но и взрослых людей. Но для ребенка окружающее пространство играет наиболее важную роль, так как дети многого не видели, и они более впечатлительны, и эти новые впечатления оставляют такой след в сознании ребенка, что он хочет еще раз увидеть то, что его поразило, поэтому дети всеми возможными средствами стараются воссоздать объект своего обожания. Так же у детского творчества есть особенность – в процессе создания нового ребенок получает больше удовольствия, чем от результата. Зачастую дети получают удовлетворение, когда заняты определенным делом, им это приятно, возможно, расслабляет, а результат приносит удовлетворение не длительное время. По словам, О.М. Дьяченко, «сами попытки ребенка к созиданию, к продуктивному самовыражению уже есть творчество». Поэтому родителям и педагогам необходимо не препятствовать детям, наоборот сделать все возможное, чтобы заинтересовать ребенка творчеством.
Благодаря литературе получилось установить, что такое творчество, выделить его особенности, но помимо всего выше сказанного у творчества есть еще и определенная структура. По мнению Б.М. Теплова общая структура представляет собой триаду: «продукт творчества – творческие умения – восприятие, в которой продукт творчества выступает отправным звеном: его взрослый задумывает, а затем приступает к его созданию».
А теперь поговорим о видах детского творчества: художественное, изобразительное, литературное и музыкальное.
Детское художественное творчество – деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр.
Изобразительное творчество является самым массовым видов среди детского творчества. Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и другие убеждены, что в развитии детского творчества ведущая деятельность – художественно-изобразительная. По словам Т.Г. Казаковой, «процесс усвоения художественного опыта всегда индивидуален и в то же время он способствует проявлению творческого потенциала каждого ребенка».
Литературное творчество. Уверена, что многие из вас подумают, что литературное творчество у детей – это написание стихов, рассказов и пр. и доступно не каждому, но развеем это представление. На самом деле литературным творчеством дети начинают заниматься еще в дошкольном возрасте и его сложно отличить от другой деятельность. Например, рисуя картину, дети придумывают историю, которую изображает его картина и именно процесс обдумывания сюжета и является литературным творчеством.
Музыкальное детское творчество проявляется при изучении и восприятии музыкальных произведений. Это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, ритмике, пении.
Важным условием детского творчества у детей является развитие всех видов восприятия. По наблюдениям Т.С. Комаровой, «в рисунках, лепке, конструировании каждый ребенок творчески отражает собственные впечатления, полученные от окружающего мира».
Еще одним условием развития творчества является наличие наглядно-образного мышления, которое «опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства творческого решения мыслительной задачи.
Развитие творчества базируется на опыте в различных видах продуктивной деятельности, таких как игра, изобразительной и музыкальной деятельности. Поэтому образовательным организациям и родителям необходимо создать для ребенка предметно-развивающую среду для поисковой деятельности, в которой ребенок сможет самостоятельно решать любые вопросы.
Исходя из всего можно сделать вывод, что очень важно развивать и поощрять детское творчество во всех его проявлениях, тем самым способствовать возникновению у ребенка новых замыслов, приемов их реализации.
Список литературы