Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Уроки доброты

Цель программы Сформировать у ребенка способность оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, к другим людям, обществу, государству, миру в целом. Задачи программы 1. Формирование основ нравственного самосознания личности совести. 2. Развитие способности у дошкольников формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. 3. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств, способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное учреждение Калужской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ровесник»

ПРИНЯТО

на заседании

Совета специалистов,

протокол от__________№___

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

ГБУ КО СРЦН «Ровесник» от____________№___

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально - гуманитарной направленности

«Уроки доброты»

Возраст обучающихся: 3-7 лет

Срок реализации: 4 месяца

Автор-составитель:

Гусакова Людмила Алексеевна, социальный педагог

г. Сосенский, 2024г.

Пояснительная записка

Нравственность – понятие, характеризующее и общество в целом, и личность. Сколько бы ни говорили о современном кризисе нравственности, не стоит забывать о том, что общество – это совокупность личностей. Только личность ценой собственных усилий может добиться успехов в нравственном самовоспитании, а мы можем помочь в этом. Понятие “нравственное воспитание” пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Анализ опыта В.А. Сухомлинского, разработавшего воспитательную систему о всестороннем развитии личности, даёт основания утверждать, что сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных качеств личности. Перед нами встал вопрос создания программы, посредством которой можно было постепенно знакомить ребенка с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе. В основном дети дошкольного возраста располагают значительными резервами развития. Выявление и использование этих резервов – одна из тех задач, которые мы ставим перед собой.

Новизна программы

Мы живем в век быстрого развития коммуникации и все большей мобильности. В окружающем мире мы видим огрубелость чувств, различные проявления эмоциональной ограниченности, агрессивность, замкнутость на собственных интересах. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства массовой информации, компьютерные игры, произведения современной популярной музыки. Поэтому с младшего дошкольного возраста необходимо проводить регулярную работу по всестороннему развитию и воспитанию детей, объяснять нормы и правила поведения в обществе, воспитывать этическое сознание и готовность совершенствовать позитивные поступки, формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Программа «Уроки доброты» направлена на всестороннее развитие и воспитание нравственных качеств и поступков детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность программы

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного развития и воспитания становится все более актуальной. Кто как не социальный педагог, имеющий возможность влияния на развитие и воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно, в связи с этим педагог реабилитационного центра, а в частности социальный педагог, решая задачи воспитания, должен помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного развития и воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.

Нравственное развитие и воспитание личности ребенка – одна из самых важных задач социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Дошкольный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. В системе нравственного развития и воспитания можно выделить следующие направления:

Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Следовательно, задача педагога, - сделать так, чтобы ребенком был сделан правильный выбор в пользу первого, что необходимо будет для его дальнейшей жизни и сделает наше общество лучше. Приобретение положительных качеств, сделает обучающего нравственным, культурным, созидательным гражданином, владеющим общечеловеческими ценностями.

Цель программы:

Сформировать у ребенка способность оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, к другим людям, обществу, государству, миру в целом.

Задачи программы:

Формы и режим занятий

Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий – 30 минут. Группа состоит из детей разного пола и возраста. Наполняемость группы: количество детей в группе варьируется в зависимости от количества зачисленных детей отделения временного пребывания.

Формы проведения занятий: беседы, игры, викторины

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Продолжительность реализации программы – 4 месяца, 4 занятия в месяц по 30 минут каждое. Программа построена с учётом того, что в процессе реализации данной программы, обучающиеся могут зачисляться и отчисляться.

Методы и приёмы:

1. Наглядные: показ иллюстрированных пособий, демонстрация, использование технических средств обучения, наблюдение.

2. Словесные: рассказ, объяснение, беседа, применение документации письменного инструктирования, работа с технической литературой и документацией.

3. Практические: упражнения, практические работы, игры.

Ожидаемые результаты программы:

Способы проверки уровня освоения программы: вводная и итоговая диагностика. (Приложение 1)

Формы аттестации по итогам реализации программы

Итоговая форма аттестации – итоговое обобщенное занятие.

Методическое обеспечение программы

- беседы, игры, теоретические и практические занятия;

- методическая и художественная литература;

- подборки специальной литературы;

- демонстрационные материалы (картинки, презентации, видеоролики).

Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации данной программы необходимо: кабинет, где обучающиеся будут иметь свои рабочие места и вспомогательные материалы, демонстрационное оборудование, ноутбук, мультимедиа, электронный носитель, активная колонка.

Учебно-тематический план

дополнительной общеобразовательной программы «Уроки доброты» от 3 до 7 лет

п/п

Название раздела,

тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

«Что такое дружба»

30 минут

20 мин

10 мин

2

«Дружба»

30 минут

20 мин

10 мин

3

«Вместе играем, учимся»

30 минут

20 мин

10 мин

4

«Забота о других»

30 минут

20 мин

10 мин

5

«Моя большая семья»

30 минут

20 мин

10 мин

6

«Уют в доме»

30 минут

20 мин

10 мин

7

«Семейные традиции»

30 минут

20 мин

10 мин

8

«Отношение со сверстниками»

30 минут

20 мин

10 мин

9

«Вежливое слово- всей жизни основа»

30 минут

20 мин

10 мин

10

«Хорошие и плохие поступки»

30 минут

20 мин

10 мин

11

«Вежливый человек»

30 минут

20 мин

10 мин

12

«Аморальные качества»

30 минут

20 мин

10 мин

13

«Терпение и труд всё перетрут»

30 минут

20 мин

10 мин

14

«Идем в гости»

30 минут

20 мин

10 мин

15

«Правила поведения за столом»

30 минут

20 мин

10 мин

16

««Что мы Родиной зовём?»»

30 минут

20 мин

10 мин

Итого: 16 занятий

Содержание дополнительной общеобразовательной программы

«Уроки доброты» от 3 до 7 лет

п/п

Название

раздела, тема

Цель

Форма организации образовательного процесса

1

«Что такое дружба»

Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека

Научить детей размышлять над нравственной сутью поступков

Беседа о дружбе, игры, рисование.

Общение в процессе игр и занятий.

2

«Дружба»

Развивать социальные чувства, взаимопомощь; развитие навыков меж возрастного общения

Чтение рассказа В. Авдеенко «Волшебная дудочка» (беседа по содержанию, объяснение и разучивание 2-3 правил поведения друзей).

Рисунок «Подарок другу».

Просмотр мультфильма

«Кот Леопольд»

3

«Вместе играем, учимся»

Приучать детей к коллективному труду, учить играть дружно, не ссорясь, быть вежливыми

Организация совместных сюжетно-ролевых игр, коллективных дел. Учить справедливо разрешать споры и конфликты.

4

«Забота о других»

Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции; воспитывать справедливое отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга.

Чтение сказки В. Катаева «Цветик- семицветик», беседа по содержанию. Заучивание пословиц и поговорок о доброте. Беседа о значении слов: «сочувствие», «сострадание», «доброта», «милосердие». Ручной труд на свободную тему.

5

«Моя большая семья»

Научить обучающихся называть членов своей семьи. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к родственникам.

Беседы, составление рассказов о своей семье, рисование по теме «Моя большая семья», чтение рассказа К. Ушинский «Четыре желания», С. Черный «Имя»,

Л. Толстой «У бабки была внучка»

6

«Уют в доме»

Дать представление об эстетической культуре семьи, о единстве этики и эстетики быта; во время беседы подвести к выводу, что наши настроение, самочувствие, работоспособность во многом зависят от атмосферы, царящей в доме.

Беседа о культуре поведения в гостях, рассматривание квартиры, беседа об обязанностях членов семьи, совместные игры. Составление рассказов на тему «Как мы отдыхаем дома».

7

«Семейные традиции»

Осмысление необходимости сохранения семейных традиций и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества

Рассматривание семейных фотографий, беседа по содержанию. Знакомство с понятием- семейные традиции. Обсуждение занятия.

8

«Отношение со сверстниками»

Развивать способность справедливо решать споры и конфликты, сопереживать успехам и неудачам друзей, товарищей.

Воспитывать осознанное отношение к ценности взаимодействия людей.

Ручной труд (индивидуальное и подгрупповое обучение).

Театрализованные игры по сказкам.

Объединение детей в группы для подвижных игр.

9

«Вежливое слово- всей жизни основа»

Обеспечение планомерного усвоения детьми необходимых знаний, связанных с формированием доброжелательных, толерантных взаимоотношений; развитие интереса к окружающим людям, чувства понимая и желание помочь

Беседы, рассказы педагога о людях, пословицы, общение в процессе игр и занятий.

10

«Хорошие и плохие поступки»

Формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков других людей.

Обсуждение поведения детей, объяснение правил поведения в группе. Введение понятий: «честность», «правдивость».

Составление рассказов из личного опыта детей «Мои хорошие поступки».

Чтение произведения В. Авдеенко «Рыцарь», беседа по содержанию. Закреплять знания о хороших и плохих поступках, учить различать их.

Просмотр слайдов

11

«Вежливый человек»

Довести до сознания детей, что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям.

Беседа о вежливости.

Спектакль в картинках по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово» беседа по содержанию.

Презентация к занятию "Будьте вежливы"

12

«Аморальные качества»

Сохранение и развитие нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным ценностям с опорой на традиции семейного воспитания.

Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», беседа по содержанию. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам (хитрости, лживости, себялюбию). Разыгрывание педагогических ситуаций, в которых проявляются хитрость, лживость, себялюбие. Обсуждение.

13

«Терпение и труд всё перетрут»

Расширять представления детей о труде взрослых; воспитывать интерес к различным профессиям, особо уделить внимание профессиям родителей и месту их работы.

Воспитывать уважение к людям труда; воспитывать потребность трудиться, организация посильной помощи детей (полив цветов, уборка игрушек и т. д.)

14

«Идем в гости»

Формировать у детей осознанное отношение к нормам поведения в гостях, осознавать необходимость людей друг в друге. Воспитывать нравственные качества: вежливость, деликатность, общительность и т.д.

Беседа на тему «Как мы были в гостях». Беседа о правилах поведения в гостях. Чтение сказки «Вежливый кролик». Беседа по содержанию.

15

«Правила поведения за столом»

Прививать детям культуру поведения за столом, воспитывать, предупредительность, сдержанность, скромность.

Сюжетно-ролевая игра «Праздничный ужин». Отработка навыков поведения за столом. Чтение рассказа из книги «Уроки вежливости» - «Вини Пух на дне рождения крошки Ру». Беседа по содержанию. Рассматривание картин по сервировке стола.

Просмотр мультфильма «Лунтик. Правила поведения за столом»

16

«Что мы Родиной зовём?»

Формирование устойчивого, уважительного отношения к родной стране, своей малой родине, своему народу, развитие кругозора, воспитание чувства гордости, любви и уважения к прошлому и настоящему Родины.

Беседа

Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов.

Список использованной литературы

1. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: Творческий Центр-Сфера,2011.

2. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4- 6 лет. – М.: Издательство – Гном, 2011.

3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Правила этикета- дошкольникам и младшим школьникам.- М.:, Издательство– Аркти, 2011.

4. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.

5. Романюта В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. Методическое пособие. М, АРКТИ,2002г.

6. Шепелева Т. В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. В помощь учителям начальных кл. Материалы для проведения уроков, посвященных гос. символике России. Издательство: Учитель,2009г.

7. Янушкявичус Р.В., Янушкявичус О.Л.. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М.:ПРО-ПРЕСС, 1998.

8.Уроки нравственности”. Учебно-методический комплект. ООО “Издательский, образовательный и культурный центр “Детство. Отрочество. Юность”, 2005

9.Матюшева, И.В. Развитие социокультурного пространства, как средства формирования личности ребенка, педагога, родителей / И.В. Матюшева. - М.: Истоки», 2010г.

Приложение 1

Методика №1 «Закончи историю»

(Г. А. Урунтаева,  Ю. А.  Афонькина)

Цель: изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость.

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».

1.  У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?

2.   Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила...

3.   Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила...

4.   Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил...

Методика № 2 - «Сюжетные картинки» 

(Г. Л. Урунтаева,  Ю. Л. Афонькина)

Цель: изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указаны в предыдущей методике.

Материал. Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине).

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие... Объясни, почему ты именно так разложил картинки».

Выводы об уровне развития.

Высокий – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков обучающийся тем не менее сочиняет логичную версию рассказа. ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора; ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

Низкий – если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;

- по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;

- составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;

- каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа;

- на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы;

- ребенок не может оценить поступки детей

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области