Государственное бюджетное учреждение Калужской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ровесник»
ПРИНЯТО на заседании Совета специалистов, протокол от__________№___ | УТВЕРЖДЕНО приказом директора ГБУ КО СРЦН «Ровесник» от____________№___ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально - гуманитарной направленности
«Уроки доброты»
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Срок реализации: 4 месяца
Автор-составитель:
Гусакова Людмила Алексеевна, социальный педагог
г. Сосенский, 2024г.
Пояснительная записка
Нравственность – понятие, характеризующее и общество в целом, и личность. Сколько бы ни говорили о современном кризисе нравственности, не стоит забывать о том, что общество – это совокупность личностей. Только личность ценой собственных усилий может добиться успехов в нравственном самовоспитании, а мы можем помочь в этом. Понятие “нравственное воспитание” пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Анализ опыта В.А. Сухомлинского, разработавшего воспитательную систему о всестороннем развитии личности, даёт основания утверждать, что сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных качеств личности. Перед нами встал вопрос создания программы, посредством которой можно было постепенно знакомить ребенка с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе. В основном дети дошкольного возраста располагают значительными резервами развития. Выявление и использование этих резервов – одна из тех задач, которые мы ставим перед собой.
Новизна программы
Мы живем в век быстрого развития коммуникации и все большей мобильности. В окружающем мире мы видим огрубелость чувств, различные проявления эмоциональной ограниченности, агрессивность, замкнутость на собственных интересах. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства массовой информации, компьютерные игры, произведения современной популярной музыки. Поэтому с младшего дошкольного возраста необходимо проводить регулярную работу по всестороннему развитию и воспитанию детей, объяснять нормы и правила поведения в обществе, воспитывать этическое сознание и готовность совершенствовать позитивные поступки, формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Программа «Уроки доброты» направлена на всестороннее развитие и воспитание нравственных качеств и поступков детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность программы
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного развития и воспитания становится все более актуальной. Кто как не социальный педагог, имеющий возможность влияния на развитие и воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно, в связи с этим педагог реабилитационного центра, а в частности социальный педагог, решая задачи воспитания, должен помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного развития и воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.
Нравственное развитие и воспитание личности ребенка – одна из самых важных задач социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Дошкольный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. В системе нравственного развития и воспитания можно выделить следующие направления:
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Следовательно, задача педагога, - сделать так, чтобы ребенком был сделан правильный выбор в пользу первого, что необходимо будет для его дальнейшей жизни и сделает наше общество лучше. Приобретение положительных качеств, сделает обучающего нравственным, культурным, созидательным гражданином, владеющим общечеловеческими ценностями.
Цель программы:
Сформировать у ребенка способность оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, к другим людям, обществу, государству, миру в целом.
Задачи программы:
Формы и режим занятий
Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий – 30 минут. Группа состоит из детей разного пола и возраста. Наполняемость группы: количество детей в группе варьируется в зависимости от количества зачисленных детей отделения временного пребывания.
Формы проведения занятий: беседы, игры, викторины
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Продолжительность реализации программы – 4 месяца, 4 занятия в месяц по 30 минут каждое. Программа построена с учётом того, что в процессе реализации данной программы, обучающиеся могут зачисляться и отчисляться.
Методы и приёмы:
1. Наглядные: показ иллюстрированных пособий, демонстрация, использование технических средств обучения, наблюдение.
2. Словесные: рассказ, объяснение, беседа, применение документации письменного инструктирования, работа с технической литературой и документацией.
3. Практические: упражнения, практические работы, игры.
Ожидаемые результаты программы:
Способы проверки уровня освоения программы: вводная и итоговая диагностика. (Приложение 1)
Формы аттестации по итогам реализации программы
Итоговая форма аттестации – итоговое обобщенное занятие.
Методическое обеспечение программы
- беседы, игры, теоретические и практические занятия;
- методическая и художественная литература;
- подборки специальной литературы;
- демонстрационные материалы (картинки, презентации, видеоролики).
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации данной программы необходимо: кабинет, где обучающиеся будут иметь свои рабочие места и вспомогательные материалы, демонстрационное оборудование, ноутбук, мультимедиа, электронный носитель, активная колонка.
Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной программы «Уроки доброты» от 3 до 7 лет
№ п/п | Название раздела, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | «Что такое дружба» | 30 минут | 20 мин | 10 мин |
2 | «Дружба» | 30 минут | 20 мин | 10 мин |
3 | «Вместе играем, учимся» | 30 минут | 20 мин | 10 мин |
4 | «Забота о других» | 30 минут | 20 мин | 10 мин |
5 | «Моя большая семья» | 30 минут | 20 мин | 10 мин |
6 | «Уют в доме» | 30 минут | 20 мин | 10 мин |
7 | «Семейные традиции» | 30 минут | 20 мин | 10 мин |
8 | «Отношение со сверстниками» | 30 минут | 20 мин | 10 мин |
9 | «Вежливое слово- всей жизни основа» | 30 минут | 20 мин | 10 мин |
10 | «Хорошие и плохие поступки» | 30 минут | 20 мин | 10 мин |
11 | «Вежливый человек» | 30 минут | 20 мин | 10 мин |
12 | «Аморальные качества» | 30 минут | 20 мин | 10 мин |
13 | «Терпение и труд всё перетрут» | 30 минут | 20 мин | 10 мин |
14 | «Идем в гости» | 30 минут | 20 мин | 10 мин |
15 | «Правила поведения за столом» | 30 минут | 20 мин | 10 мин |
16 | ««Что мы Родиной зовём?»» | 30 минут | 20 мин | 10 мин |
Итого: 16 занятий
Содержание дополнительной общеобразовательной программы
«Уроки доброты» от 3 до 7 лет
№ п/п | Название раздела, тема | Цель | Форма организации образовательного процесса |
1 | «Что такое дружба» | Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека Научить детей размышлять над нравственной сутью поступков | Беседа о дружбе, игры, рисование. Общение в процессе игр и занятий. |
2 | «Дружба» | Развивать социальные чувства, взаимопомощь; развитие навыков меж возрастного общения | Чтение рассказа В. Авдеенко «Волшебная дудочка» (беседа по содержанию, объяснение и разучивание 2-3 правил поведения друзей). Рисунок «Подарок другу». Просмотр мультфильма «Кот Леопольд» |
3 | «Вместе играем, учимся» | Приучать детей к коллективному труду, учить играть дружно, не ссорясь, быть вежливыми | Организация совместных сюжетно-ролевых игр, коллективных дел. Учить справедливо разрешать споры и конфликты. |
4 | «Забота о других» | Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции; воспитывать справедливое отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга. | Чтение сказки В. Катаева «Цветик- семицветик», беседа по содержанию. Заучивание пословиц и поговорок о доброте. Беседа о значении слов: «сочувствие», «сострадание», «доброта», «милосердие». Ручной труд на свободную тему. |
5 | «Моя большая семья» | Научить обучающихся называть членов своей семьи. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к родственникам. | Беседы, составление рассказов о своей семье, рисование по теме «Моя большая семья», чтение рассказа К. Ушинский «Четыре желания», С. Черный «Имя», Л. Толстой «У бабки была внучка» |
6 | «Уют в доме» | Дать представление об эстетической культуре семьи, о единстве этики и эстетики быта; во время беседы подвести к выводу, что наши настроение, самочувствие, работоспособность во многом зависят от атмосферы, царящей в доме. | Беседа о культуре поведения в гостях, рассматривание квартиры, беседа об обязанностях членов семьи, совместные игры. Составление рассказов на тему «Как мы отдыхаем дома». |
7 | «Семейные традиции» | Осмысление необходимости сохранения семейных традиций и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества | Рассматривание семейных фотографий, беседа по содержанию. Знакомство с понятием- семейные традиции. Обсуждение занятия. |
8 | «Отношение со сверстниками» | Развивать способность справедливо решать споры и конфликты, сопереживать успехам и неудачам друзей, товарищей. Воспитывать осознанное отношение к ценности взаимодействия людей. | Ручной труд (индивидуальное и подгрупповое обучение). Театрализованные игры по сказкам. Объединение детей в группы для подвижных игр. |
9 | «Вежливое слово- всей жизни основа» | Обеспечение планомерного усвоения детьми необходимых знаний, связанных с формированием доброжелательных, толерантных взаимоотношений; развитие интереса к окружающим людям, чувства понимая и желание помочь | Беседы, рассказы педагога о людях, пословицы, общение в процессе игр и занятий. |
10 | «Хорошие и плохие поступки» | Формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков других людей. | Обсуждение поведения детей, объяснение правил поведения в группе. Введение понятий: «честность», «правдивость». Составление рассказов из личного опыта детей «Мои хорошие поступки». Чтение произведения В. Авдеенко «Рыцарь», беседа по содержанию. Закреплять знания о хороших и плохих поступках, учить различать их. Просмотр слайдов |
11 | «Вежливый человек» | Довести до сознания детей, что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. | Беседа о вежливости. Спектакль в картинках по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово» беседа по содержанию. Презентация к занятию "Будьте вежливы" |
12 | «Аморальные качества» | Сохранение и развитие нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным ценностям с опорой на традиции семейного воспитания. | Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», беседа по содержанию. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам (хитрости, лживости, себялюбию). Разыгрывание педагогических ситуаций, в которых проявляются хитрость, лживость, себялюбие. Обсуждение. |
13 | «Терпение и труд всё перетрут» | Расширять представления детей о труде взрослых; воспитывать интерес к различным профессиям, особо уделить внимание профессиям родителей и месту их работы. | Воспитывать уважение к людям труда; воспитывать потребность трудиться, организация посильной помощи детей (полив цветов, уборка игрушек и т. д.) |
14 | «Идем в гости» | Формировать у детей осознанное отношение к нормам поведения в гостях, осознавать необходимость людей друг в друге. Воспитывать нравственные качества: вежливость, деликатность, общительность и т.д. | Беседа на тему «Как мы были в гостях». Беседа о правилах поведения в гостях. Чтение сказки «Вежливый кролик». Беседа по содержанию. |
15 | «Правила поведения за столом» | Прививать детям культуру поведения за столом, воспитывать, предупредительность, сдержанность, скромность. | Сюжетно-ролевая игра «Праздничный ужин». Отработка навыков поведения за столом. Чтение рассказа из книги «Уроки вежливости» - «Вини Пух на дне рождения крошки Ру». Беседа по содержанию. Рассматривание картин по сервировке стола. Просмотр мультфильма «Лунтик. Правила поведения за столом» |
16 | «Что мы Родиной зовём?» | Формирование устойчивого, уважительного отношения к родной стране, своей малой родине, своему народу, развитие кругозора, воспитание чувства гордости, любви и уважения к прошлому и настоящему Родины. | Беседа Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов. |
Список использованной литературы
1. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: Творческий Центр-Сфера,2011.
2. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4- 6 лет. – М.: Издательство – Гном, 2011.
3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Правила этикета- дошкольникам и младшим школьникам.- М.:, Издательство– Аркти, 2011.
4. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
5. Романюта В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. Методическое пособие. М, АРКТИ,2002г.
6. Шепелева Т. В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. В помощь учителям начальных кл. Материалы для проведения уроков, посвященных гос. символике России. Издательство: Учитель,2009г.
7. Янушкявичус Р.В., Янушкявичус О.Л.. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М.:ПРО-ПРЕСС, 1998.
8.Уроки нравственности”. Учебно-методический комплект. ООО “Издательский, образовательный и культурный центр “Детство. Отрочество. Юность”, 2005
9.Матюшева, И.В. Развитие социокультурного пространства, как средства формирования личности ребенка, педагога, родителей / И.В. Матюшева. - М.: Истоки», 2010г.
Приложение 1
Методика №1 «Закончи историю»
(Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)
Цель: изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость.
Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».
1. У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила...
3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила...
4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил...
Методика № 2 - «Сюжетные картинки»
(Г. Л. Урунтаева, Ю. Л. Афонькина)
Цель: изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указаны в предыдущей методике.
Материал. Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине).
Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие... Объясни, почему ты именно так разложил картинки».
Выводы об уровне развития.
Высокий – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков обучающийся тем не менее сочиняет логичную версию рассказа. ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора; ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
Низкий – если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;
- по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
- составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;
- каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа;
- на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы;
- ребенок не может оценить поступки детей