Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Уровни и условия развития творческой активности младшего школьника в ДМШ

В связи с актуальностью выдвинутой проблемы в работе определяется цель выявить уровни и условия развития творческой активности учащихся в музыкальной деятельности. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту называют кризисом семи лет – это переломный, критический возраст. На первый план выходит учебная деятельность Давыдов В.В.. Ребенок, овладевающий учебной деятельностью, больше развивает в себе исполнительские навыки, без которых невозможна его дальнейшая жизнедеятельность в человеческом обществе. Ведущей деятельностью маленького ребенка является игровая деятельность. Именно на этот аспект в работе уделяется особое внимание.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Уровни и условия развития творческой активности

младшего школьника в ДМШ»

В современных условиях проблеме творчества и творческой активности личности уделяют внимание философы, социологи, педагоги, психологи. Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с развитием творческой активности личности ребёнка, такие выдающиеся исследователи как А.В.Луначарский, Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев.

В связи с актуальностью выдвинутой проблемы в работе определяется цель: выявить уровни и условия развития творческой активности учащихся в музыкальной деятельности.

Переход от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту называют кризисом семи лет – это переломный, критический возраст. На первый план выходит учебная деятельность (Давыдов В.В.). Ребёнок, овладевающий учебной деятельностью, больше развивает в себе исполнительские навыки, без которых невозможна его дальнейшая жизнедеятельность в человеческом обществе.

Ведущей деятельностью маленького ребёнка является игровая деятельность! Ребёнок открывает для себя мир, устанавливает в нём взаимозависимости и взаимосоответствия сообразно своим представлениям, наделяет предметы новыми свойствами в мини режиссёрской игре, идентифицирует себя с различными персонажами и предметами в ролевой игре, присваивая себе на время игры качества принятого образа, в общем, развивает воображение – фундамент творчества.

Если такой ребёнок попадает в комфортную обстановку ДМШ, он охотнее показывают свои таланты, способности, возможности, идёт на контакт с преподавателем, вступает в диалог с музыкальным произведением. В процессе обучения (на уроке фортепиано), интерес к музыке зависит и от привлечения необычных факторов, создание для ребёнка эффекта удивления!

Например, вызывает интерес у ребят сообщение о том, что русский композитор Бородин А.П. был одновременно известным учёным-химиком, что Моцарт В.А., будучи трёхлетним ребёнком, уже сочинял свои первые произведения и давал концерты.

Проявляя творчество, младшие школьники придумывают свои мелодии, колыбельные песенки, легко входят в образ «Мамы» (Детский альбом Чайковского П.И.), показывая его своей пластикой. При исполнении детской пьесы «Охотник и зайцы», ребята придумывают характерные движения охотника и ушастых, трусливых зайчиков…

Игровые ситуации помогают так же поддерживать интерес детей на уроке, активизировать творческую деятельность, сделать эмоциональную разрядку и предупредить переутомление. А стимулирование интереса к музыкальной деятельности способствует созданию творческого успеха. Целенаправленное использование игровых форм в учебном процессе позволяет наблюдать, формировать и корректировать процесс развития творческой активности у младших школьников ДМШ.

Творческая активность – это особое состояние психических, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов человека, позволяющее ему быть готовым не только к восприятию и воспроизведению определённого шаблона, но и к продуцированию нового качества.

В этой связи возрастает значение уроков эстетического цикла – изобразительного, прикладного творчества, музыкальных занятий во всевозможных формах как уроков «более творческих», связанных с созданием детьми чего-то нового в предметной сфере (поделки, рисунки) или духовной (исполнение музыкальных произведений).

Другим важным условием творчества является доверие друг к другу. Именно доверие придаёт смелость в высказывании идей и мыслей, сообщает свободу поступкам, раскрепощает чувства и эмоции. Если дети Вам доверяют как человеку, спешат поделиться своими радостями и переживаниями, ищут в Вас совета – значит, они доверяют Вам. Задача преподавателя, используя творческие задания, помочь ребёнку раскрепоститься, способствовать развитию и формированию творческой активности.

При переходе к понятию творческой активности И.Я. Лернер выделяет процессуальные способы творческой активности, основные из которых: самостоятельный, внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение новой функции объекта в отличие от традиционной; видение структуры объекта; учёт альтернатив при решении задач; комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы; «отбрасывание» всего известного и создание принципиально нового.

Согласно концепции психолога Эриксона Э.Х., в этот период формируется такое важное личностное образование, как чувство социальной и психологической компетентности, а также чувство дифференцированности своих возможностей и выделяются следующие уровни развития творческой активности личности ребёнка:

Преподавателям приходится иметь дело с творческими личностями учащихся находившихся на первых трёх стадиях своего развития. Это определяет специфику педагогической деятельности и ставит новую задачу – создать условия не только для проявления и формирования творческой личности, но и для перехода на более высокий уровень развития творческой активности личности.

Психологи отмечают, что становление творческой активности идёт нелинейно, а имеет в своём развитии два пика:

Принимая классификацию уровней творческой активности Д.Б.Богоявленской, где самый низкий уровень – стимульно-продуктивный, затем эвристический и наивысший – креативный, можно отметить, что к концу дошкольного возраста дети достигают эвристического уровня творческой активности, а при определённых условиях достигают креативного уровня в период обучения в младших классах ДМШ.

Наблюдение преподавателей за развитием творческой активности учащихся в учебном процессе показывают, что активность проявляется только во время уроков, при условии стимулирования выполнения заданий оценкой. К условиям развития творческой активности относятся:

Творческая активность возникает тогда, когда есть положительное отношение к предмету, есть знания и желание продолжить творческую деятельность. В этом случае включение в педагогический процесс заданий творческого характера ситуаций становится органично и продуктивно, т.к. есть обратная заинтересованность в удовлетворении процессом поисковой, творческой активности со стороны самих учащихся.

Обучение ребенка музыке происходит в различных видах деятельности и связано с процессом восприятия, исполнения, а также логического осмысления музыкальных процессов. Основу творческого подхода составляет самостоятельная деятельность, которая психологически раскрепощает ребёнка, делает его смелее при выполнении практических (творческих) заданий, требует принятия быстрых решений и аналитического мышления.

В данной работе была сделана попытка, выяснить уровни и условия творческой активности для развития младших школьников ДМШ. Этот процесс сложный и кропотливый, поэтому преподавателю необходимо создавать условия для последовательного развития творческой активности учащихся, насыщать занятия различными впечатлениями и творческими заданиями, создавать эмоциональный фон урока, преподносить учебный материал так, чтобы он был близок и доступен ребёнку. Разнообразить творчество учащихся, привлекая для этого различные методы и приёмы, формировать мотивацию к творчеству. Активное творчество формирует интерес, а затем устойчивую потребность к музыкально-исполнительской деятельности.

Список использованной литературы

12. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., Учебно-педагогическая, 1960.

13. Э.Х. Эриксон Э.Х. Психология личности Хрестоматия 2016.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области