ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы развития слуховой памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития), охарактеризована критериальная база диагностики, представлены результаты экспериментального исследования.
Ключевые слова:
слуховая память, дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, диагностика.
Проблема развития слуховой памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) является очень актуальной для их подготовки к обучению в школе. Вследствие прямой корреляционной связи между развитием речи и памяти, для успешной коррекционной работы необходимо раннее выявление и объективная диагностика нарушений развития слуховой памяти у детей с ОНР.
В качестве диагностического инструментария в экспериментальной работе использовались методики А.В.Семенович [2]. В эксперименте участвовали 20 детей с диагнозом общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития). Первой задачей нашего экспериментального исследования являлось определение критериальной базы для диагностики развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста. В качестве критериев были приняты характеристики произвольной памяти, определяемые с помощью следующих показателей: объем слуховой памяти –количество запоминаемых объектов; скорость запоминания – число повторений, затрачиваемых на запоминание и время, требуемое для запоминания информации; точность воспроизведения – соответствие воспроизведенного материала предъявленному, полнота воспроизведения; длительность сохранения – время сохранения материала от первичного воспроизведения до повторного, количество ошибок, допускаемых при повторном воспроизведении. На основании выделенных критериев, были охарактеризованы уровни развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста [1].
Высокий уровень: при выполнении задания ребенок активен, внимателен, работает целенаправленно. Для запоминания стимульного материала не требуется повторений и помощи взрослого. Воспроизводит 8 - 10 объектов. Практически не допускает ошибок при первом и повторном воспроизведении материала. Точно воспроизводит названия предметов, привнесенные слова отсутствуют.
Средний уровень: при выполнении задания ребенок активен и внимателен, воспроизводит 5 - 7 объектов. Для полного и правильного воспроизведения требуется повторное предъявление стимула. Названия предметов воспроизводит достаточно точно.
Возможно привнесение 1 - 2 слов. При воспроизведении допускает 1 - 2 ошибки, которые исправляет при незначительной помощи взрослого. Имеются ошибки в заданной последовательности стимулов. При повторном воспроизведении допускает аналогичные ошибки.
Низкий уровень: ребенок пассивен в работе, легко отвлекается, воспроизводит 3 – 5 объектов. Ребенку недостаточно отведенного на выполнение задания времени. Он не может полностью воспроизвести материал даже после 3 - 4 повторных предъявлений. Производит замены на слова близкие по значению или звучанию, путает расположение слов по группам, нарушает заданную последовательность стимулов. Требуется постоянная помощь и контроль со стороны. При повторном воспроизведении выдает отдельные фрагменты материала или отказывается от выполнения задания.
В ходе констатирующего эксперимента высокий уровень не был диагностирован ни у одного ребенка. Средний уровень был диагностирован у 30 % , а низкий – у 70 % детей.
Анализ экспериментальных результатов показал, что всем принявшим участие в эксперименте детям сложно воспроизводить слова в заданной последовательности.
Практически всем детям в разных заданиях требовалось повторное предъявление стимулов и помощь в воспроизведении. Большинство принявших участие в эксперименте дошкольников в заданиях на запоминание двух групп слов лучше запоминали одну, а при воспроизведении второй допускали большое количество ошибок и не могли их исправит самостоятельно или с помощью взрослого.
Только 40 % детей смогли достаточно близко к тексту воспроизвести рассказ. Но даже они при повторном воспроизведении дети пропускали фрагменты текста. 30 % испытуемых вообще не смогли удержать в памяти текст рассказа и при повторном воспроизведении ограничились 2 - 3 предложениями или отказались выполнить задание. Наибольшие затруднения у дошкольников с ОНР вызвало задание на запоминание цифр на слух. Ни один из испытуемых не смог его выполнить без ошибок, всем детям потребовалось неоднократное повторное повторение. Более половины испытуемых не смогли справиться с заданием после 4 повторений и увеличения времени на воспроизведение.
Результаты диагностики позволили сделать вывод о необходимости проведения систематической, последовательной работы по обучению детей старшего дошкольного возраста составлению связных повествовательных высказываний.
Список использованной литературы:
1. Блатова У.А., Кокорева О.И. Коррекция слуховой памяти у детей шести лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр // Проблемы теории и практики современной психологии. Иркутск: ИГУ, 2015. С. 448 - 451.
2. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. –М.: Академия, 2002.