Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование функциональной грамотности на уроках географии через интерактивные формы и методы обучения.

Цель распространение опыта применения приемов и методов для формирования функциональной грамотности на уроках географии. Задачи 1. Актуализировать и обобщить имеющиеся знания, приемы и методы по формированию функциональной грамотности, стимулировать интеллектуальный и творческий потенциал учителей географии. 2. Вызвать устойчивый интерес к данным формам и методам обучения. Основные признаки функциональной грамотной личности это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Городское управление образованием администрации города Черногорска

«Основная общеобразовательная школа № 13» - филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7 имени Героя Советского Союза Петра Акимовича Рубанова»

Никитина Любовь Анатольевна,

учитель географии

Название работы

Формирование функциональной грамотности на уроках географии через интерактивные формы и методы обучения.

Черногорск 2023

Введение

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – в синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Цель: распространение опыта применения приёмов и методов для формирования функциональной грамотности на уроках географии.

Задачи:

1. Актуализировать и обобщить имеющиеся знания, приёмы и методы по формированию функциональной грамотности, стимулировать интеллектуальный и творческий потенциал учителей географии.

2. Вызвать устойчивый интерес к данным формам и методам обучения.

Основные признаки функциональной грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

География – это универсальный предмет, на котором можно формировать все виды функциональной грамотности. Предметные результаты освоения программы по географии основного среднего и общего образования отражают те умения, которые мы относим к читательской грамотности, естественно – научной грамотности, математической. Одним из важных компонентов является формирование картографической грамотности, которую то же можно отнести к читательской грамотности и именно работа с картой одна из прямых задач на уроках географии.

На уроках географии предметное содержание позволяет формировать финансовую грамотность, когда мы говорим о практических задачах геологического содержания, это глобальные компетенции, потому что на уроках мы рассматриваем глобальные проблемы, рассуждаем о них, и, конечно же результатом может стать реализация креативного мышления, потому что на уроках мы используем не стандартные методы и формы обучения.

Вопрос формирования функциональной грамотности сложный и многосторонний, длительный процесс. И чтобы достичь нужных результатов необходимо:

- через тематическую работу на уроке умело сочетать новые современные педагогические технологии;

- нужно подобрать такие технологии, которые будут способствовать не только достижению предметных и мета предметных результатов, но и способствовать формированию различных видов функциональной грамотности.

Поэтому в своей деятельности я применяю технологии формирующие различные виды функциональной грамотности: игровые (лабиринт), продуктивные задания, Триз. В этих технологиях сочетается принцип проблемности, что не мало важно, потому что формирование функциональной грамотности это решение тех проблем, с которыми ребёнок столкнётся в жизни, это совместная деятельность, это принцип дифференцированного подхода и учёт индивидуальных особенностей ребёнка, и, конечно же, рефлективность обучения – сознательное критическое осмысление действий и мотивов как со стороны преподавателя, так и со стороны учащегося. Поэтому интерактивные методы и приёмы обучения становятся эффективным инструментом для реализации данной задачи.

Основная часть

Расскажу о методах и приёмах формирующих функциональную грамотность, которые я использую на уроках географии:

Географический лабиринт: тесты, содержащие от 20—25 утверждений по изучаемой теме. Принцип работы с лабиринтом несложен. В каждом прямоугольнике (они обозначены разными буквами) записано некое утверждение. Утверждения могут быть верными или неверными. От прямоугольников отходят стрелки «Да» (согласие с пройденным утверждением) и «Нет» (несогласие).

Задание:

Внимательно читая утверждения, пройдите путь от верхней левой до правой нижней клетки и запишите буквенные обозначения пройденных клеток. Чем более короткую цепочку из правильных ответов вы найдете, тем лучше. Каждый выбор ошибочного утверждения удлиняет путь.

Инструкция. Как работать с лабиринтами:

1. Прочитайте утверждение в верхней левой клетке и решите, согласны вы с ним или нет. Если вы согласны с предложенным утверждением, то двигайтесь по стрелке «Да», если нет — то по стрелке «Нет» к следующему утверждению. Последовательность прохождения утверждений и их количество будут зависеть от правильности ответов.

2. Задание считается выполненным, если вы в итоге пришли к правому нижнему квадрату. При этом необязательно прохождение всех утверждений по пути к финишу. Существует только одно совершенно правильное решение (обычно оно включает от 9 —16 утверждений).

3. Если вы отвечаете неправильно, то отклоняетесь от верного «маршрута» движения. Однако, ответив верно на следующее утверждение, имеете шанс вновь возвратиться на правильный путь. Если же вы сделаете две-три ошибки подряд, то попадаете в тупик. В этом случае придется начать всё сначала.

4. По мере продвижения по лабиринту, записывайте буквенные обозначения клеток, через которые вы проходите. Например, Ы-Т-И-Л-…-Л. Главное условие — начать путь из верхнего левого угла и добраться до правого нижнего. Маршрут по лабиринту между этими двумя пунктами может быть разным и зависит от правильности ваших ответов на каждом этапе.

5. Выполнив работу, сдайте ее на проверку учителю.

6. Если вы пройдете по кратчайшему (без ошибок) маршруту, то из записанных вами букв образуется ключевое слово (словосочетание). Причем в некоторых случаях полученное слово нужно читать справа налево. Например, ответ на лабиринт «Вулкан» — НАКЛУВ, т. е. .ВУЛКАН.

Опыт работы с лабиринтами показывает…

1. Для прохождения одного лабиринта-теста нужно 7—10 минут.

2.Тесты позволяют быстро определить уровень знаний учащихся и внести необходимые коррективы.

3. Пособие можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе в парах.

4. При фронтальных опросах лабиринты позволяют каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе.

5. Ученики, не обладающие хорошими коммуникативными способностями, работая с лабиринтами, успешно справляются с заданиями.

6. Работа с лабиринтами эффективна в любом классе.

В процессе работы с лабиринтами у ребят развивается алгоритмическое мышление, способность правильно и самостоятельно ориентироваться в разнокачественной информации, вырабатываются навыки работы в парах. Лабиринты помогут разнообразить уроки и внеурочную деятельность школьников, сводя к минимуму руководящую роль учителя и развивая самостоятельность учащихся.

Критерии оценки ( %)

Доля «правильных» букв в общем числе записанных «по пути»

0 - 50

2

51 - 65

3

66 - 80

4

81 - 100

5

Географический лабиринт позволяет формировать читательскую грамотность, так как идёт работа с текстом, но и не только, всё зависит от темы. Если в задания лабиринта включить вопрос с математическим выражением, который потребует математических расчётов, то в этом случае будет формироваться и математическая грамотность (например: рассчитать температуру воздуха на вершине горы высотой 5км, если у подножья температура воздуха + 15 градусов?)

Географический лабиринт я применяю на уроках обобщения и как вводный урок новой темы, решая лабиринт, они называют тему урока и ставят цель урока.

При работе с лабиринтом у учащихся развивается алгоритмическое мышление, способность правильно и самостоятельно ориентироваться в разнокачественной информации, вырабатываются навыки работы в парах и группах.

Задания к лабиринту могут составлять сами учащиеся, это интересная и творческая работа, я часто пользуюсь и готовыми лабиринтами.

Продуктивные задания.

Репродуктивные задания позволяют усвоить предметное содержание. Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его приделами, превращаясь из предметного умения в универсальное предметное действие.

Учащиеся на уроках используют алгоритм выполнения этих заданий:

1. Осмыслить задание. (Что надо сделать?)

2. Найти нужную информация (текст, рисунок)

3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку)

4. Сформировать мысленно ответ используя слова: я считаю что…, потому что во первых…, во вторых и так далее)

5. Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя.

Примером может стать текст с заданием, достаточно разносторонний, проблемный, который может содержать различную информацию, в том числе развивающие глобальные компетенции, и к этому тексту я создаю задания, результатом действия которого будет некий продукт: ответ на вопрос. Он может быть развёрнутым, с аргументированным пояснением, с применением знаний не только по географии, но и по смежным предметам.

На уроках географии в 7 классе при изучении климата, природы материков я применяю различные интересные задания, которые требуют от учащегося работы с текстом учебника, картами атласа, дополнительными источниками информации.

1. «Австралия - материк реликтовых растений и животных, сохранившихся от прошлых эпох». Дайте аргументированное объяснение как им удалось сохраниться, в то время как многие представители флоры и фауны, обитавшие вместе с ними вымерли?

2. В 1839 году в Австралию в штат Новый Южный Уэльс завезли кактус – опунцию. Сначала его выращивали в горшках. Потом в палисадниках, а потом кактус стал расти и сам без помощи человека и захватил огромные территории других соседних штатов. Остановить такую колонизацию смогли бабочки – кактусовые огневки. Как это им удалось и что произошло дальше?

3. В Австралии есть такая шутка: « Однажды австралийскому фермеру на лицо упала капля дождя, и он упал в обморок от удивления. Родственники пытались привести его в чувство, брызгая воду ему на лицо, но безуспешно, пока кто – то не догадался высыпать на лицо фермера ведро пыли и он очнулся…» прокомментируйте эту шутку с научной точки зрения.

4. Известный ученый - климатолог Александр Иванович Воейков образно назвал течения Мирового океана отопительной системой планеты. В чем смысл этого выражения? Расшифруйте и подробно опишите с позиции анализа действий этих течений.

Подобные задания мы встречаем и при подготовке к ОГЭ по географии в 9 классе, и эти задания я отрабатываю уже в 7 классе:

Пустыня Атакама

Пустыня Атакама расположена на западном побережье Южной Америки. Средняя температура января составляет примерно +20 °C, июля  — +14 °C. Зимой в некоторых районах пустыни возникают частые туманы. В год выпадает менее 50 мм осадков. На территории Атакамы присутствуют месторождения селитры, йода, меди, поваренной соли. Растительность редкая или отсутствует: местами произрастают кактусы и кустарники. Фауна малочисленна, но на прибрежных скалах обитают колонии птиц, питающихся рыбой. К руслам временных водотоков прилегают оазисы  — узкие полоски лесов, получивших название галерейных. Непроходимые сухие участки Атакамы американское космическое агентство NASA в рамках проекта по изучению поверхности Марса с 2003 года использует для испытания «марсоходов».

Известно, что при отсутствии влажности погибшие организмы не разлагаются и высыхают, сохраняясь на века в неизменном состоянии. Неудивительно, что археологи обнаружили на территории этой пустыни отлично сохранившиеся мумии индейцев. Возраст многих из этих мумий превышает 9 тысячелетий.

Такие задания помогают на географическом содержании работать над формированием функциональной грамотности, развивают креативное мышление.

Вопросы к текстус аргументированным пояснением.

Объясните, почему на берегах океанов могут возникать пустыни. Назовите и две причины, дайте аргументированный ответ.

Триз технология.

ТРИЗ это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет учащимся решать творческие и познавательные задачи самостоятельно. Суть технологии заключается в том, что нужно придумать не стандартное решение проблемного вопроса, чтобы ученику было легче ответить на вопрос предлагаю алгоритм решения творческих задач:

1. Сформулировать задачу.

2. Выявить проблему.

3. Определить необходимые ресурсы или построить план действия.

4. Применить уже имеющиеся приёмы решений/ найти новый способ решений.

5. Проанализировать решение и понять, можно ли его улучшить.

Задание: Птицы внутри одной колонии прижимаются друг к другу, чтобы обеспечить постоянное перемещение, включающая миллион особей, пингвины делают волну, то есть каждый делает крошечный шаг от 5 до 10 сантиметров и это приводит их перемещению. Чем объяснить подобное поведение?

Учащиеся могут работать в паре и группах, предлагать свои не стандартные варианты ответов.

Эта технология так же способствует формированию функциональной грамотности, потому что тесно связана география.

Заключение.

Современные инновационные технологии и приемы формирования функциональной грамотности делают урок интересным, ярким; помогают учителю увлечь обучающихся своим предметом, создают на уроке психологически комфортную среду и ситуацию успеха для ученика. Хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Совместная деятельность по формированию жизненно важных знаний создает тесную связь между учителем и учеником, когда происходит взаимное научение. Именно это и есть наиболее ценный аспект современного образования.

Список литературы.

1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/.

2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya).

3. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественно научной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2Q2Q/Q2/1Q12Q.pdf.

5. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность.

Учимся для жизни» издательства «Просвещение» https://myshop.ru/shop/product/4539226.html.

6. Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования

города Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1Q43/.

7. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.

8. Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-sh

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области