Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Одуванчик», с. Степное, Степновского муниципального округа Ставропольского края
Проект по развитию мелкой моторики
у детей младшего дошкольного возраста
"Чудо - пальчики"
Руководитель проекта:
Воспитатель Орлова О.Т.
2022г.
Проект по развитию мелкой моторики
у детей младшего дошкольного возраста
"Чудо - пальчики"
Актуальность.
Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками рифмами; словотворчество). Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития.
Известно и то, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить детей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Цель проекта: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи проекта:
Вид проекта: творческий, познавательно - игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (4 недели)
Сроки реализации:__с 01.02.2022г. по 28.02.2022г.___
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Основной этап
Перспективный план проектной деятельности
Сроки | Работа с детьми | Работа с родителями |
1 неделя | - Игры с крупой «Найди шарик» - Д/и «Волшебные замочки» - Массаж рук с помощью ребристых мячей - Лепка «Покормим курочку» - П/игра «Ловим мыльные пузыри» - Упражнения пальчиковой гимнастики «Семья» - Лабиринты «Лабиринт для карандаша» - Игры с прищепками «Ежик», «Подсолнух» - Игры и упражнения для развития мелкой моторики. | Папка - передвижка для родителей «Что такое мелкая моторика». |
2 неделя | - Д/и «Большие и маленькие мячики» - Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками» - Игры с водой «Рыбалка» - Упражнения пальчиковой гимнастики «Дом» - Д/и «Сортируем макароны» - Лепка «Блинчики» - П/игра «Солнышко и дождик» - Игры с прищепками «Тучка», «Солнышко» | Индивидуальные беседы Памятка для родителей "Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях" |
3 неделя | - Д/и «Найди варежку такого же цвета» - Массаж рук с помощью подручныхпредметов «Упражнение с пельменницей» - Упражнения пальчиковой гимнастики «Ножки» - Лабиринты - Лепка - готовим блинчики - Д/и «Бусы» -Пальчиковая гимнастика «Яблочко», «Кораблик» - Игры с прищепками «Цветок», «Стирка» | - Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук» |
4 неделя | 4 неделя - Д/и «Попробуй расстегни» - Массаж рук с помощью подручныхпредметов «Упражнения с грецким орехом» - Дорисуй ежику колючки - Игры с водой «Достань, что скажу» - Упражнения пальчиковой гимнастики «Ладушки-ладошки» - Лабиринты «Узоры» - Игры с прищепками «Елочка», «Разложи по цвету» | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала |
Заключительный этап
Заключение
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
Новые игры, изготовленные для развития мелкой моторики рук, детей очень заинтересовали. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях и использовать большинство окружающих их предметов для развития мелкой моторики рук своих детей.