Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» пгт Свеча Кировской области
Опыт работы по теме:
«Игра как развитие речи
у младших дошкольников».
Гунбина Лариса Васильевна
Должность: воспитатель
Категория: высшая
I 1. Цель: продолжать формировать у детей навыки свободного общения с окружающими, учить детей проявлять интерес к игровым действиям, общаться в диалоге с воспитателем и со сверстниками, сопровождать речью свои действия в самостоятельной игре.
2. Задачи:
образовательные: продолжать формирование словаря, грамматического строя; продолжать учить сопровождать речью свои действия в самостоятельной игре; учить инсценировать и драматизировать небольшие народные сказки, потешки.
развивающие: продолжить развитие звуковой культуры речи, связной речи; развивать навыки общения в диалоге с воспитателем и со сверстниками; развивать интерес к народному фольклору.
воспитательные: воспитывать дружеские отношения друг к другу, вызывать желание к общению, проявлять интерес к игровым действиям; воспитывать уважение к традициям своего народа.
3. Актуальность
Тема о развитии речи у детей всегда была актуальна, и особенно в настоящее время, так как наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. У многих детей имеются различные нарушения речи. Такие дети более замкнуты, молчаливы, они отстают в своём развитие от сверстников. Чем богаче и правильнее речь у ребёнка, там легче общаться ему с другими людьми, со сверстниками, познавать окружающий мир, тем активнее осуществляется ёго психическое развитие.
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на «развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи».
Младший дошкольный возраст благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается и активизируется словарный запас. Дети правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, одежду, посуду, мебель. Начинают больше использовать в речи глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информаций. Учить общению детей необходимо с раннего возраста, и лучше всего делать это через игру.
Игра – это один из основных видов деятельности дошкольников. Ребенком в игре накапливается значительный опыт и представления, которые он связывает со словом. Игра становится как средство речевого общения. Слово становится для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития речи организовать игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность, и развивать общение.
Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни, т.к. игра – средство речевого общения у детей младшего школьного возраста.
4. Этапы работы:
I этап подготовительный
Для работы по теме «Игра как развитие речи у детей младших
дошкольников» поставила цель и определила задачи, подобрала формы и методы работы, сделала подбор литературы, спланировала перспективные планы работы с детьми и родителями, подготовила предметно – развивающую среду, продолжила подбор картотеки для родителей «Рекомендации для родителей».
II этап практический
В своей работе использую: игры с предметами или игрушками, настольно- печатные игры, словесные игры подражания, пальчиковые игры, игры на развитие общей моторики, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры забавы, хороводные; обыгрывание потешек, стихов и драматизация сказок; фланелеграф, маски, работы по изо деятельности (выставки поделок, рисунки), художественную литературу, фольклор.
III этап обобщающий
Игра способствует развитию понимания речи в общение с окружающими и пополнению словарного запаса. Уметь повторять несложные фразы и отвечать на простые и более сложные вопросы предложениями. Сопровождать речью игровые и бытовые действия, уметь поддерживать диалог.
5. Ожидаемые результаты
Активно использовать словарный запас детьми в игровой и бытовой деятельности, а также понимание речи с окружающими. Формировались навыки дружеского общения.
Активизировать роль родителей в развитие у детей устойчивого интереса к игровой и речевой деятельности в домашних условиях.
Взаимодействие с воспитателем и сверстниками группы по вопросу развития речи при помощи игровой деятельности.
II Методическое обоснование опыта.
В возрасте 3-4 лет ребёнок стремится к общению со сверстниками. Большую радость доставляет общение с близкими ему людьми. Малыш начинает задавать больше вопросов или пытается задать, выразить свои эмоции.
Игра и речь в этом возрасте составляет практически всю жизнь ребёнка. В игре он учится словесно обращаться к взрослым и сверстникам, формируются дружеские отношения. Игра помогает решить конфликтные ситуации, учит понимать и помогать друг другу, договариваться во время игры. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что окружает ребёнка.
В 3-4 года у ребёнка возрастает интерес к сверстнику, интересуется играми других ребят, не противятся мимолётным игровым контактам, с удовольствием включается в коллективную подвижную игру. Воспитатель, приветствуя и развивая игры ребёнка с партнёром – игрушкой, перенастраивает его и на партнёра – взрослого, а в дальнейшем – всё более на партнёра – сверстника. Для этого педагог должен уметь показать ребёнку взрослого или сверстника как привлекательного партнёра по игре: такой партнёр может ответить на вопросы, его можно послушать, с ним интересно разговаривать. Для этого взрослый должен учить детей диалогу, формируя у них ролевую речь, обращённую к партнёру.
В возрасте 3 лет ребёнок понимает смысл речи, слова, значения, отношений к тому, что его окружает, что связано с его переживаниями.
Дети младшего возраста должны уметь отвечать на вопросы, называть и рассказывать об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме, внятно произносить слова и звуки. В этом возрасте дети могут выполнять более сложные игровые действия и правила, регулирующие взаимоотношения между играющими и воспитателем, например, дидактических играх «Чудесный мешочек», «Что изменилось?»
Театрализованная игра одна из эффективных средств, для развития связной речи у детей.
Подвижные игры в младшем возрасте имеют сюжетную основу. Они побуждают детей к подражательной речевой деятельности, расширению объёма понимания речи и словарного запаса. Это достигается путём проговаривания потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
Сюжетно-ролевая игра позволяет детям проявлять наибольшую творческую самостоятельность, оказывает положительное внимание на развитие речи.
III Перспективное планирование с детьми и родителями
Месяц | Взаимодействие образовательных областей | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
сентябрь «Здравствуй осень» | Р П С-К Ф Ф Р | Цель: учить рассказывать о любимых игрушках, отвечать на вопрос «Кто это?»; учить проговаривать слова и выполнять простые движения по тексту; приобщать к двигательной импровизации; воспитывать заботливое отношение к окружающим. Дидактические игры: «Кто что делает?» «Чудесный мешочек» (игрушки) С.-р. игра «Поможем няне» Подвижные игры: «Вырос в поле колосок» «Ветерок» Игра- забава «Мишка пляшет» Пальчиковые игры: «Я пеку, пеку» «Блины» | Фотовыставки: «Настроение - Осень»; «Я тоже был маленький, ходил в детский сада» «Как прекрасен этот мир» Осенняя стенгазета «Падают, падают листья» Закрепить пальчиковые игры: «Я пеку, пеку» «Блины» |
октябрь «Осенние зарисовки» | Х-Э Р Х-Э П С-К С-К Ф Р | Цель: учить пересказывать знакомую сказку, активизировать словарный запас по темам «Овощи, фрукты», вызывать желание чётко проговаривать слова; вовлекать детей в игру, развивать двигательную активность. Показ сказки «Репка» (использование фланелеграфа) Обыгрывание потешки «Сорока, сорока» Дидактические игры: «Угощение для Зайца» «Угостим Обезьянку фруктами» «Собираем осенние листочки» С.-р. игра «Куклы на прогулке» Подвижные игры; «Заинька, походи, серенький походи» «Листопад, листопад» | Выставка из природного материала, аппликация (семена овощей, плодов, деревьев) «Осенние картинки»; Консультация «Развитие речи детей 3-4 лет» (№1) Предложить родителям прочитать и рассмотреть иллюстрации сказки «Репка» |
ноябрь «Кто рядом с нами, что нас окружает?» | Р П С-К Ф Р Х-Э Х-Э Р Ф | Цель: формировать диалогическую речь; учить отвечать на вопрос «Сколько?», развивать память; приобщать детей к театральной деятельности, учить следить за сюжетом, вовлекать в игру. Дидактические игры: «Овощи и фрукты – полезные продукты» «Собираем грибочки» Игра – забава: «Курочка с цыплятами» Чтение и обыгрывание сказки «Почему у зайчишки домика нет?» Музыкальная игра «Весёлые Матрёшки» Хороводная игра «Каравай» Подвижные игры: «Мы листочки осенние» «Солнышко и дождик» | Фотовыставка «Моя семья» Предложить родителям выучить загадку по выбору про овощ или фрукт. Консультация «Какие игрушки необходимы детям» Выставка старых игрушек «Старая игрушка в семье» Досуг «Вечер с мамой» |
декабрь «В гости к Деду Морозу» | Х-Э С-К Р Ф Р П Х-Э | Цель: развивать умение пользоваться интонацией; развивать память; учить выразительности речи; закреплять цвета; пополнять словарный запас детей; учить выполнять движения по тексту, повторять слова за воспитателем; вызывать положительные эмоции. Дидактические игры: «Украсим ёлочку» «Алёнка проснулась» Игра – хоровод «На дворе мороз и ветер» Подвижная игра «Лесом по просёлку» Игра – ситуация «Мы ждём Деда Мороза» Обыгрывание сказки (кукольный театр) «Снегурочка» | Родительское собрание «Развитие речи детей через художественное слово» Выставка поделок «Украсим ёлку» Заучивание стихов к новогоднему празднику Зимняя стенгазета «Зимняя прогулка» |
январь «Зимнее ассорти» | Р Р Ф Х-Э С-К | Цель: учить читать наизусть небольшое стихотворение; учить дифференцировать животных по окраске, повадкам, внешним отличиям; развивать поэтический слух, умение поддерживать диалог; учить делиться впечатлениями, поддерживать дружеские отношения. Хороводная игра «Ходит Ваня» Дидактические игры: «Дикие животные» «Покатаем куклу с горки» Игра ситуация «Я звоню по телефону» Игра ситуация «Стоит в поле теремок» С.-р. игра «Купаем куклу Машу» С.-р. игра «Больница для зверят» | Консультация «Наши пальчики играли» Выставка книг «Любимые сказки» Выставка рисунков «Зимушка-Зима» |
февраль «Интерес- ный мир вокруг нас» | Х-Э Р С-К С-К С-К Х-Э | Цель: вовлекать в ролевое взаимодействие, формировать умение брать на себя роль; приобщать к драматизации на основе русского фольклора; учить слушать, воспитывать вежливость. Драматизация сказки «Рукавичка» с использованием фланелеграфа Игра ситуация «Как вести себя за столом» Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки» С.-р. игра «Напоем куклу чаем» С.-р. игра «Сделаем куклам красивые причёски» | Консультация «Развитие речи детей 3-4 лет» (№2) Выучить пальчиковую игру «Раз, два лепим мы снеговика» Выучить стихотворение «Маша варежку надела» Предложить родителям испечь блины вместе с ребёнком и рассказать о народном празднике Маслиница |
март «Играя, учимся общаться» | Р П С-К Х-Э Р | Цель: обучать способам ролевого поведения; формировать заботливое отношение к окружающим; продолжать учить, внимательно слушать, вести диалог; формировать представление о светофоре, учить различать сигналы светофора; воспитывать умение ладить с другими. С.-р. игры: «Ярмарка» С.-р. на макете «Дорога» С.-р. «Я врач» Обыгрывание потешки «Как у нашего кота» | Выучить и поиграть в пальчиковую игру «Помоем посуду» Консультация «Развитие мелкой моторики» Фотовыставка «Мама - автолюбитель» |
апрель «Народные игры играем, речь развиваем» | П Р Х-Э Ф Р С-К | Цель: учить называть предметы обобщающим словом «одежда», дифференцировать виды одежды по временам года; учить отвечать на вопросы предложением; продолжить знакомство с русским народным творчеством и учить пересказывать и инсценировать знакомые сказки. Дидактические игры: «Магазин одежды» «Что изменилось?» Музыкальная игра «Мы матрёшки» Игра-инсценировка рус. народ. сказки «Курочка Ряба» Обыгрывание народной песенки «Два весёлых гуся» С.-р. игра «Стирка кукольной одежды» С.-р. игра «Едем, едем на автобусе» | Консультация «С.-р. игры – наши помошники» Выставка «Загадки космоса» - пластилинография Предложить родителям прочитать и рассмотреть иллюстрации сказки «Курочка Ряба » |
май «Мы любим играть и общаться» | Р С-К Ф Р | Цель: упражнять, в правильном произношение слов, звуков; развивать слуховое восприятие; закреплять умения определять предметы на ощупь; побуждать взаимодействовать друг с другом по средством речи; закреплять умение выполнять движения в соответствие со словами; формировать диалогическую речь; воспитывать интерес к игре. Дидактические игры: «Эхо»; «Чудесный мешочек» С.-р. «Магазин» Хороводная игра «Мы на луг ходили» | Предложить прочитать стихи о Дне Победы; выставка из бросового материала «Звезда памяти» Фотовыставка «Мой любимый посёлок Свеча» |
IV Практическая работа с родителями.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
Роль родителей в становлении речи ребенка остается ведущей, ведь они проводят с ребёнком большую часть времени. Для работы с родителями я разработала перспективный план, где применяла разнообразные формы:
родительские собрания;
выставки;
стенгазеты;
консультации;
досуг;
фото-отчёт.
Совместно с родителями в этом году были проведены выставки: «Осенние картинки» - аппликация из семян (овощей, плодов, деревьев), «Старая игрушка в моей семье», «Моя семья» - фотовыставка, «Я тоже был маленький и ходил в детский сад» - фотовыставка, «Золотая осень, как ты хороша» - фотовыставка, «Я с мамой» - фотовыставка, «Я с папой» - фотовыставка, «Зимушка-зима» - рисунки, «Украсим ёлку. Новогодняя игрушка» - поделки из разного материала, «Береги Землю» - рисунки, макеты, «Удивительный космос» - пластилинография, «Звезда памяти» - поделки из бросового материала, «Мой любимый посёлок Свеча» - фотовыставка.
Подготовила и правила досуг «Вечер с мамой», посвящённый Дню Матери, где дети читали стихи для мам, с удовольствием играли в игры, танцевали, разыграли сказку «Колобок».
Через фото-отчёты: «Осень в гостях у ребят» - развлечение и стенгазеты: «Падают, падают листья», «Зима. Зимняя прогулка» знакомила родителей с жизнью группы.
Подготовила и правила родительские собрания: «Развитие речи детей через художественное слово» с выставкой художественной литературой «Что читать детям», «Роль семьи в речевом развитии ребёнка. Когда слово воспитывает» с выставкой художественной литературой «Любимые сказки».
Подготовила для родителей консультации: «Наши пальчики играли» с картотекой пальчиковых игр, «Дидактическая игра как общение», «Сюжетно -ролевые игры – наши помощники», «Развитие речи детей 3-4 лет».
V Практическое обоснование опыта.
В своей работе я применяла следующие методы и приёмы с детьми:
а) методы: дидактические игры, словесные игры, игры-драматизации, инсценировки, хороводные игры, пальчиковые игры, музыкальные игры, сюжетно-ролевые игры, обыгрывание песенок, потешек, игра-ситуация, подвижные игры, игры забавы;
б) наглядные методы: рассматривание игрушек, фотографий; описание картин, игрушек;
в) наглядные приёмы: показ предметов, игрушек; обучающие и предметные картинки; показ на фланелеграфе.
Свою работу, по теме «Игра как развитие речи у детей младших дошкольников», я начала с подбора методической литературы, художественной литературы. Составила перспективный план по работе с детьми и родителями.
В ежедневной работе с детьми своей группы я использовала разнообразные игры. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально – благоприятной ситуации, которое способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
С помощью дидактических игр активизировала словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок. Так же дидактическая игра служит средством для привития детям новых положительных речевых навыков. Играя с детьми в дидактические игры с игрушками и предметами, помогала детям закреплять знания о фруктах и овощах, о названии одежды, название животных и их обитание. Например, такие игры, как «Угостим обезьянку фруктами», «Магазин одежды», «Дикие животные».
Манипуляция с игрушками в процессе игры закрепляла употребление глаголов: проснулась, уснула, одеть, снять, кататься и т.д. Например, «Алёнка проснулась», «Покатаем куклу с горки».
В игре «Чудесный мешочек», «Собери осенние листочки», «Украсим ёлочки», «Что изменилось?» - учила видеть и закреплять особенности предметов, выделять характерные признаки предметов, их качества, а так же закрепляла знания о цвете, величине, форме. Обогащался словарь детей прилагательными.
Обыгрывание потешек и песенок, игры – забавы, инсценировки сказок, игры – ситуации создавали эмоционально-благоприятную ситуацию, вызывали желание у детей активно участвовать в речевом общении. Например: сказка «Снегурочка», потешка «Сорока, сорока», сказка «Теремок», сказка «Руковичка».
Продолжила использовать в работе сюжетно-ролевые игры. В такой игре дети воспроизводят, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу и т.д.). В сюжетно-ролевых играх, как «Поможем маме», «Куклы на прогулке», «Купаем куклу Машу», «Сделаем куклам красивые причёски», «Я врач», «Магазин», «Дорога» (использовала макет), продолжила знакомить детей с профессиями, учила брать роль на себя, выполнять соответствующие действия, пополняла словарный запас детей.
В процессе сюжетно-ролевой игре побуждала детей к проговариванию названий предметов, учила взаимодействовать друг с другом во время игры.
В своей работе обязательно продолжала использовать игры: подвижные, пальчиковые и хороводные. Эти игры любят дети, такие игры сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей. Вслушиваясь в слова текста, дети сосредотачивают внимание, у детей задаётся ритм движения, воспитывается чувства красоты, у детей появляется желание повторять и запоминать слова текста, развивается диалогическая речь.
Играли:
подвижные игры - «Вырос в поле колосок», «Ветерок», «Листопад, листопад», «Лесом по просёлку»;
хороводные игры – «Мы на луг ходили», «Ходит Ваня», «Красный колпачок», «Каравай», «Весёлые матрёшки»;
пальчиковые игры – «Я пеку, пеку», «Блины», «Ладушки, ладушки», «Помоем посуду», «Раз, два лепим мы снеговика».
В игре старалась создавать благоприятные условия для общения детей друг с другом и воспитателем, так как даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.
VI Результаты работы
Уровень речевого развития второй младшей группы «Крепыш» на начало года
Уровень развития детей по | высокий | достаточный | низкий |
2022-2023 уч.год | - | 80% | 20% |
Уровень речевого развития второй младшей группы «Крепыш» на конец года
Уровень развития детей по | высокий | достаточный | низкий |
2022-2023 уч.год | 23% | 62% | 15% |
Вывод.
Проводимая мною работа по развитию речи, у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности помогает развивать все стороны устной речи каждого ребёнка, воспитывает интерес к русскому фольклору, художественному слову, развивает мелкую моторику рук.
У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуицию, смекалку и изобретательность, способность к импровизации. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
В дальнейшем я планирую продолжать работу по данной теме, т.к. этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается и активизируется словарный запас. Дети начинают больше использовать в речи глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.
VII Литература
младшая групп 3-4 лет. 2016г.