Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Опыт работы по теме «Игра как развитие речи у младших дошкольников»

Цель продолжать формировать у детей навыки свободного общения с окружающими, учить детей проявлять интерес к игровым действиям, общаться в диалоге с воспитателем и со сверстниками, сопровождать речью свои действия в самостоятельной игре. Задачи образовательные продолжать формирование словаря, грамматического строя продолжать учить сопровождать речью свои действия в самостоятельной игре учить инсценировать и драматизировать небольшие народные сказки, потешки. развивающие продолжить развитие звуковой культуры речи, связной речи развивать навыки общения в диалоге с воспитателем и со сверстниками развивать интерес к народному фольклору. воспитательные воспитывать дружеские отношения друг к другу, вызывать желание к общению, проявлять интерес к игровым действиям воспитывать уважение к традициям своего народа.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» пгт Свеча Кировской области

Опыт работы по теме:

«Игра как развитие речи

у младших дошкольников».

Гунбина Лариса Васильевна

Должность: воспитатель

Категория: высшая

I 1. Цель: продолжать формировать у детей навыки свободного общения с окружающими, учить детей проявлять интерес к игровым действиям, общаться в диалоге с воспитателем и со сверстниками, сопровождать речью свои действия в самостоятельной игре.

2. Задачи:

образовательные: продолжать формирование словаря, грамматического строя; продолжать учить сопровождать речью свои действия в самостоятельной игре; учить инсценировать и драматизировать небольшие народные сказки, потешки.

развивающие: продолжить развитие звуковой культуры речи, связной речи; развивать навыки общения в диалоге с воспитателем и со сверстниками; развивать интерес к народному фольклору.

воспитательные: воспитывать дружеские отношения друг к другу, вызывать желание к общению, проявлять интерес к игровым действиям; воспитывать уважение к традициям своего народа.

3. Актуальность

Тема о развитии речи у детей всегда была актуальна, и особенно в настоящее время, так как наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. У многих детей имеются различные нарушения речи. Такие дети более замкнуты, молчаливы, они отстают в своём развитие от сверстников. Чем богаче и правильнее речь у ребёнка, там легче общаться ему с другими людьми, со сверстниками, познавать окружающий мир, тем активнее осуществляется ёго психическое развитие.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на «развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи».

Младший дошкольный возраст благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается и активизируется словарный запас. Дети правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, одежду, посуду, мебель. Начинают больше использовать в речи глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информаций. Учить общению детей необходимо с раннего возраста, и лучше всего делать это через игру.

Игра – это один из основных видов деятельности дошкольников. Ребенком в игре накапливается значительный опыт и представления, которые он связывает со словом. Игра становится как средство речевого общения. Слово становится для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития речи организовать игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность, и развивать общение.

Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни, т.к. игра – средство речевого общения у детей младшего школьного возраста.

4. Этапы работы:

I этап подготовительный

Для работы по теме «Игра как развитие речи у детей младших

дошкольников» поставила цель и определила задачи, подобрала формы и методы работы, сделала подбор литературы, спланировала перспективные планы работы с детьми и родителями, подготовила предметно – развивающую среду, продолжила подбор картотеки для родителей «Рекомендации для родителей».

II этап практический

В своей работе использую: игры с предметами или игрушками, настольно- печатные игры, словесные игры подражания, пальчиковые игры, игры на развитие общей моторики, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры забавы, хороводные; обыгрывание потешек, стихов и драматизация сказок; фланелеграф, маски, работы по изо деятельности (выставки поделок, рисунки), художественную литературу, фольклор.

III этап обобщающий

Игра способствует развитию понимания речи в общение с окружающими и пополнению словарного запаса. Уметь повторять несложные фразы и отвечать на простые и более сложные вопросы предложениями. Сопровождать речью игровые и бытовые действия, уметь поддерживать диалог.

5. Ожидаемые результаты

Активно использовать словарный запас детьми в игровой и бытовой деятельности, а также понимание речи с окружающими. Формировались навыки дружеского общения.

Активизировать роль родителей в развитие у детей устойчивого интереса к игровой и речевой деятельности в домашних условиях.
Взаимодействие с воспитателем и сверстниками группы по вопросу развития речи при помощи игровой деятельности.

II Методическое обоснование опыта.

В возрасте 3-4 лет ребёнок стремится к общению со сверстниками. Большую радость доставляет общение с близкими ему людьми. Малыш начинает задавать больше вопросов или пытается задать, выразить свои эмоции.

Игра и речь в этом возрасте составляет практически всю жизнь ребёнка. В игре он учится словесно обращаться к взрослым и сверстникам, формируются дружеские отношения. Игра помогает решить конфликтные ситуации, учит понимать и помогать друг другу, договариваться во время игры. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что окружает ребёнка.

В 3-4 года у ребёнка возрастает интерес к сверстнику, интересуется играми других ребят, не противятся мимолётным игровым контактам, с удовольствием включается в коллективную подвижную игру. Воспитатель, приветствуя и развивая игры ребёнка с партнёром – игрушкой, перенастраивает его и на партнёра – взрослого, а в дальнейшем – всё более на партнёра – сверстника. Для этого педагог должен уметь показать ребёнку взрослого или сверстника как привлекательного партнёра по игре: такой партнёр может ответить на вопросы, его можно послушать, с ним интересно разговаривать. Для этого взрослый должен учить детей диалогу, формируя у них ролевую речь, обращённую к партнёру.

В возрасте 3 лет ребёнок понимает смысл речи, слова, значения, отношений к тому, что его окружает, что связано с его переживаниями.

Дети младшего возраста должны уметь отвечать на вопросы, называть и рассказывать об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме, внятно произносить слова и звуки. В этом возрасте дети могут выполнять более сложные игровые действия и правила, регулирующие взаимоотношения между играющими и воспитателем, например, дидактических играх «Чудесный мешочек», «Что изменилось?»

Театрализованная игра одна из эффективных средств, для развития связной речи у детей.

Подвижные игры в младшем возрасте имеют сюжетную основу. Они побуждают детей к подражательной речевой деятельности, расширению объёма понимания речи и словарного запаса. Это достигается путём проговаривания потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.

Сюжетно-ролевая игра позволяет детям проявлять наибольшую творческую самостоятельность, оказывает положительное внимание на развитие речи.

III Перспективное планирование с детьми и родителями

Месяц

Взаимодействие

образовательных

областей

Взаимодействие

с детьми

Взаимодействие

с родителями

сентябрь

«Здравствуй осень»

Р

П

С-К

Ф

Ф

Р

Цель: учить рассказывать о любимых игрушках, отвечать на вопрос «Кто это?»; учить проговаривать слова и выполнять простые движения по тексту; приобщать к двигательной импровизации; воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Дидактические игры:

«Кто что делает?»

«Чудесный мешочек» (игрушки)

С.-р. игра «Поможем няне»

Подвижные игры:

«Вырос в поле колосок»

«Ветерок»

Игра- забава «Мишка пляшет»

Пальчиковые игры:

«Я пеку, пеку»

«Блины»

Фотовыставки:

«Настроение - Осень»;

«Я тоже был маленький, ходил в детский сада»

«Как прекрасен этот мир»

Осенняя стенгазета «Падают, падают листья»

Закрепить пальчиковые игры:

«Я пеку, пеку»

«Блины»

октябрь

«Осенние зарисовки»

Х-Э

Р

Х-Э

П

С-К

С-К

Ф

Р

Цель: учить пересказывать знакомую сказку, активизировать словарный запас по темам «Овощи, фрукты», вызывать желание чётко проговаривать слова; вовлекать детей в игру, развивать двигательную активность.

Показ сказки «Репка» (использование фланелеграфа)

Обыгрывание потешки «Сорока, сорока»

Дидактические игры:

«Угощение для Зайца»

«Угостим Обезьянку фруктами»

«Собираем осенние листочки»

С.-р. игра «Куклы на прогулке»

Подвижные игры;

«Заинька, походи, серенький походи»

«Листопад, листопад»

Выставка из природного материала, аппликация (семена овощей, плодов, деревьев) «Осенние картинки»;

Консультация «Развитие речи детей 3-4 лет» (№1)

Предложить родителям прочитать и рассмотреть иллюстрации сказки «Репка»

ноябрь

«Кто рядом с нами,

что нас окружает?»

Р

П

С-К

Ф

Р

Х-Э

Х-Э

Р

Ф

Цель: формировать диалогическую речь; учить отвечать на вопрос «Сколько?», развивать память; приобщать детей к театральной деятельности, учить следить за сюжетом, вовлекать в игру.

Дидактические игры:

«Овощи и фрукты – полезные продукты»

«Собираем грибочки»

Игра – забава: «Курочка с цыплятами»

Чтение и обыгрывание сказки «Почему у зайчишки домика нет?»

Музыкальная игра «Весёлые Матрёшки»

Хороводная игра «Каравай»

Подвижные игры:

«Мы листочки осенние»

«Солнышко и дождик»

Фотовыставка «Моя семья»

Предложить родителям выучить загадку по выбору

про овощ или фрукт.

Консультация «Какие игрушки необходимы детям»

Выставка старых игрушек «Старая игрушка в семье»

Досуг «Вечер с мамой»

декабрь

«В гости к Деду Морозу»

Х-Э

С-К

Р

Ф

Р

П

Х-Э

Цель: развивать умение пользоваться интонацией; развивать память; учить выразительности речи; закреплять цвета; пополнять словарный запас детей; учить выполнять движения по тексту, повторять слова за воспитателем; вызывать положительные эмоции.

Дидактические игры:

«Украсим ёлочку»

«Алёнка проснулась»

Игра – хоровод «На дворе мороз и ветер»

Подвижная игра «Лесом по просёлку»

Игра – ситуация «Мы ждём Деда Мороза»

Обыгрывание сказки (кукольный театр) «Снегурочка»

Родительское собрание «Развитие речи детей через художественное слово»

Выставка поделок «Украсим ёлку»

Заучивание стихов к новогоднему празднику

Зимняя стенгазета «Зимняя прогулка»

январь

«Зимнее ассорти»

Р

Р

Ф

Х-Э

С-К

Цель: учить читать наизусть небольшое стихотворение; учить дифференцировать животных по окраске, повадкам, внешним отличиям; развивать поэтический слух, умение поддерживать диалог; учить делиться впечатлениями, поддерживать дружеские отношения.

Хороводная игра «Ходит Ваня»

Дидактические игры:

«Дикие животные»

«Покатаем куклу с горки»

Игра ситуация «Я звоню по телефону»

Игра ситуация «Стоит в поле теремок»

С.-р. игра «Купаем куклу Машу»

С.-р. игра «Больница для зверят»

Консультация «Наши пальчики играли»

Выставка книг «Любимые сказки»

Выставка рисунков «Зимушка-Зима»

февраль

«Интерес-

ный мир вокруг нас»

Х-Э

Р

С-К

С-К

С-К

Х-Э

Цель: вовлекать в ролевое взаимодействие, формировать умение брать на себя роль; приобщать к драматизации на основе русского фольклора; учить слушать, воспитывать вежливость.

Драматизация сказки «Рукавичка» с использованием фланелеграфа

Игра ситуация «Как вести себя за столом»

Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки»

С.-р. игра «Напоем куклу чаем»

С.-р. игра «Сделаем куклам красивые причёски»

Консультация «Развитие речи детей 3-4 лет» (№2)

Выучить пальчиковую игру «Раз, два лепим мы снеговика»

Выучить стихотворение «Маша варежку надела»

Предложить родителям испечь блины вместе с ребёнком и рассказать о народном празднике Маслиница

март

«Играя,

учимся общаться»

Р

П

С-К

Х-Э

Р

Цель: обучать способам ролевого поведения; формировать заботливое отношение к окружающим; продолжать учить, внимательно слушать, вести диалог; формировать представление о светофоре, учить различать сигналы светофора; воспитывать умение ладить с другими.

С.-р. игры: «Ярмарка»

С.-р. на макете «Дорога»

С.-р. «Я врач»

Обыгрывание потешки «Как у нашего кота»

Выучить и поиграть в пальчиковую игру «Помоем посуду»

Консультация «Развитие мелкой моторики»

Фотовыставка «Мама - автолюбитель»

апрель

«Народные игры играем, речь развиваем»

П

Р

Х-Э

Ф

Р

С-К

Цель: учить называть предметы обобщающим словом «одежда», дифференцировать виды одежды по временам года; учить отвечать на вопросы предложением; продолжить знакомство с русским народным творчеством и учить пересказывать и инсценировать знакомые сказки.

Дидактические игры:

«Магазин одежды»

«Что изменилось?»

Музыкальная игра «Мы матрёшки»

Игра-инсценировка рус. народ. сказки «Курочка Ряба»

Обыгрывание народной песенки

«Два весёлых гуся»

С.-р. игра «Стирка кукольной одежды»

С.-р. игра «Едем, едем на автобусе»

Консультация «С.-р. игры – наши помошники»

Выставка «Загадки космоса» - пластилинография

Предложить родителям прочитать и рассмотреть иллюстрации сказки «Курочка Ряба »

май

«Мы любим играть и общаться»

Р

С-К

Ф

Р

Цель: упражнять, в правильном произношение слов, звуков; развивать слуховое восприятие; закреплять умения определять предметы на ощупь; побуждать взаимодействовать друг с другом по средством речи;

закреплять умение выполнять движения в соответствие со словами; формировать диалогическую речь; воспитывать интерес к игре.

Дидактические игры:

«Эхо»; «Чудесный мешочек»

С.-р. «Магазин»

Хороводная игра «Мы на луг ходили»

Предложить прочитать стихи о Дне Победы;

выставка из бросового материала «Звезда памяти»

Фотовыставка «Мой любимый посёлок Свеча»

IV Практическая работа с родителями.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

Роль родителей в становлении речи ребенка остается ведущей, ведь они проводят с ребёнком большую часть времени. Для работы с родителями я разработала перспективный план, где применяла разнообразные формы:

родительские собрания;

выставки;

стенгазеты;

консультации;

досуг;

фото-отчёт.

Совместно с родителями в этом году были проведены выставки: «Осенние картинки» - аппликация из семян (овощей, плодов, деревьев), «Старая игрушка в моей семье», «Моя семья» - фотовыставка, «Я тоже был маленький и ходил в детский сад» - фотовыставка, «Золотая осень, как ты хороша» - фотовыставка, «Я с мамой» - фотовыставка, «Я с папой» - фотовыставка, «Зимушка-зима» - рисунки, «Украсим ёлку. Новогодняя игрушка» - поделки из разного материала, «Береги Землю» - рисунки, макеты, «Удивительный космос» - пластилинография, «Звезда памяти» - поделки из бросового материала, «Мой любимый посёлок Свеча» - фотовыставка.

Подготовила и правила досуг «Вечер с мамой», посвящённый Дню Матери, где дети читали стихи для мам, с удовольствием играли в игры, танцевали, разыграли сказку «Колобок».

Через фото-отчёты: «Осень в гостях у ребят» - развлечение и стенгазеты: «Падают, падают листья», «Зима. Зимняя прогулка» знакомила родителей с жизнью группы.

Подготовила и правила родительские собрания: «Развитие речи детей через художественное слово» с выставкой художественной литературой «Что читать детям», «Роль семьи в речевом развитии ребёнка. Когда слово воспитывает» с выставкой художественной литературой «Любимые сказки».

Подготовила для родителей консультации: «Наши пальчики играли» с картотекой пальчиковых игр, «Дидактическая игра как общение», «Сюжетно -ролевые игры – наши помощники», «Развитие речи детей 3-4 лет».

V Практическое обоснование опыта.

В своей работе я применяла следующие методы и приёмы с детьми:

а) методы: дидактические игры, словесные игры, игры-драматизации, инсценировки, хороводные игры, пальчиковые игры, музыкальные игры, сюжетно-ролевые игры, обыгрывание песенок, потешек, игра-ситуация, подвижные игры, игры забавы;

б) наглядные методы: рассматривание игрушек, фотографий; описание картин, игрушек;

в) наглядные приёмы: показ предметов, игрушек; обучающие и предметные картинки; показ на фланелеграфе.

Свою работу, по теме «Игра как развитие речи у детей младших дошкольников», я начала с подбора методической литературы, художественной литературы. Составила перспективный план по работе с детьми и родителями.

В ежедневной работе с детьми своей группы я использовала разнообразные игры. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально – благоприятной ситуации, которое способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.

С помощью дидактических игр активизировала словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок. Так же дидактическая игра служит средством для привития детям новых положительных речевых навыков. Играя с детьми в дидактические игры с игрушками и предметами, помогала детям закреплять знания о фруктах и овощах, о названии одежды, название животных и их обитание. Например, такие игры, как «Угостим обезьянку фруктами», «Магазин одежды», «Дикие животные».

Манипуляция с игрушками в процессе игры закрепляла употребление глаголов: проснулась, уснула, одеть, снять, кататься и т.д. Например, «Алёнка проснулась», «Покатаем куклу с горки».

В игре «Чудесный мешочек», «Собери осенние листочки», «Украсим ёлочки», «Что изменилось?» - учила видеть и закреплять особенности предметов, выделять характерные признаки предметов, их качества, а так же закрепляла знания о цвете, величине, форме. Обогащался словарь детей прилагательными.

Обыгрывание потешек и песенок, игры – забавы, инсценировки сказок, игры – ситуации создавали эмоционально-благоприятную ситуацию, вызывали желание у детей активно участвовать в речевом общении. Например: сказка «Снегурочка», потешка «Сорока, сорока», сказка «Теремок», сказка «Руковичка».

Продолжила использовать в работе сюжетно-ролевые игры. В такой игре дети воспроизводят, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу и т.д.). В сюжетно-ролевых играх, как «Поможем маме», «Куклы на прогулке», «Купаем куклу Машу», «Сделаем куклам красивые причёски», «Я врач», «Магазин», «Дорога» (использовала макет), продолжила знакомить детей с профессиями, учила брать роль на себя, выполнять соответствующие действия, пополняла словарный запас детей.

В процессе сюжетно-ролевой игре побуждала детей к проговариванию названий предметов, учила взаимодействовать друг с другом во время игры.

В своей работе обязательно продолжала использовать игры: подвижные, пальчиковые и хороводные. Эти игры любят дети, такие игры сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей. Вслушиваясь в слова текста, дети сосредотачивают внимание, у детей задаётся ритм движения, воспитывается чувства красоты, у детей появляется желание повторять и запоминать слова текста, развивается диалогическая речь.

Играли:

подвижные игры - «Вырос в поле колосок», «Ветерок», «Листопад, листопад», «Лесом по просёлку»;

хороводные игры – «Мы на луг ходили», «Ходит Ваня», «Красный колпачок», «Каравай», «Весёлые матрёшки»;

пальчиковые игры – «Я пеку, пеку», «Блины», «Ладушки, ладушки», «Помоем посуду», «Раз, два лепим мы снеговика».

В игре старалась создавать благоприятные условия для общения детей друг с другом и воспитателем, так как даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.

VI Результаты работы

Уровень речевого развития второй младшей группы «Крепыш» на начало года

Уровень развития детей по

высокий

достаточный

низкий

2022-2023 уч.год

-

80%

20%

Уровень речевого развития второй младшей группы «Крепыш» на конец года

Уровень развития детей по

высокий

достаточный

низкий

2022-2023 уч.год

23%

62%

15%

Вывод.


Проводимая мною работа по развитию речи, у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности помогает развивать все стороны устной речи каждого ребёнка, воспитывает интерес к русскому фольклору, художественному слову, развивает мелкую моторику рук.
У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуицию, смекалку и изобретательность, способность к импровизации. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

В дальнейшем я планирую продолжать работу по данной теме, т.к. этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается и активизируется словарный запас. Дети начинают больше использовать в речи глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.

VII Литература

младшая групп 3-4 лет. 2016г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области