МКДОУ детский сад комбинированного вида «Полянка»
г. Советска Кировской области
Методическая разработка
Сюжетно-ролевая игра
«Семья. Подготовка к приёму гостей.»
Воспитатель:
Разумова Татьяна Михайловна
Советск, 2024
Цель: формировать знания детей о семье, семейных традициях.
Задачи:
Предварительная работа:
- Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?», «Какая бывает посуда».
- Чтение художественной литературы: «Мама», «Братик», «Работа» Д. Габе из серии «Моя семья».
- Дидактические игры: «Как нужно встречать гостей», «Для чего эта посуда», «Накроем стол к чаю (обеду)».
- Рассматривание иллюстраций: "Семейные праздники".
Материалы и оборудование: Игрушечная посуда, наборы продуктов, фартуки, строительный материал, набор инструментов, предметы – заместители, солёное тесто, готовое печенье из солёного теста, атрибуты для ряжения.
Ход игры:
В: Здравствуйте!
В: Собрались все вместе в круг.
Ты мой друг, и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
В: В наше стране наступивший год назвали «Годом семьи». А как вы думаете, что такое семья?
Ответы детей.
В: Правильно. Семья - это мама, папа, брат, сестра, бабушки и дедушки. А еще семьи бывают маленькие и большие.
В: У взрослых в наших семьях есть определенные профессии, они каждый день ходят на свою работу. А дома то же есть дела. Что в вашей семье делает мама, когда возвращается с работы?
Д: готовит ужин, прибирается, моет посуду, гладит белье…
В: А что папа делает по дому?
Д: Ремонтирует что-нибудь, носит дрова, чистит снег…
В: А вы помогаете своим родителям? Как?
Д: прибираю игрушки…
В: Я предлагаю вам сейчас поиграть в семью. Вы согласны?
Д: да!
В: у меня на столе лежат предметы, как вы думаете, кому они могут принадлежать?
Фартук- маме, очки- бабушке или дедушке, галстук – папе, ободок с бантиком- дочке, кепка- сыну…
В: выберите, пожалуйста, себе атрибуты героя, роль которого вы будете играть.
(Дети выбирают атрибуты)
В: Молодцы. Какие красивые у нас получились бабушка и мама, дочки и сыночки, дедушки и бабушки, папа очень серьезный.
Давайте представим субботний день, дома собралась вся семья. Кто каким делом занимается?
Ответы детей.
В: наши герои принимаются за домашние дела: мама готовит обед, дочка помогает маме, бабушка шьет на машинке, папа ремонтирует машину, сын строит из кубиков башню.
Дети разыгрывают сюжет и вдруг раздается телефонный звонок. Я «беру» трубку и отвечаю …
В: Алло. Здравствуйте. Как я рада вас слышать… Нет, не отвлекаете. Мы просто занимаемся обычными делами… Очень хорошо, конечно приезжайте, мы вас рады видеть. Хорошо, до встречи.
В: Мама, папа, сейчас позвонили дядя Саша с тетей Олей. Они через час к нам приедут в гости. Нам нужно приготовится к встрече. Что нам нужно сделать?
Д: навести порядок, приготовить угощение, накрыть на стол.
В: кто что у нас будет делать?
Д: распределяют обязанности.
В: а чем мы будем угощать госте?
Д: у нас есть пирожные и чай поставим.
В: а сколько пирожных? Всем хватит угощения?
Д: (дети рассуждают) Пирожных только три, а за столом будет…(считают).
В: Я совсем забыла, что приготовила тесто для печенья. Давайте мы все дружно настряпаем вкусное угощение. Мама неси формы для печенья, дочка готовь доски для теста, бабушка выдавай фартуки. Занимайте места…
В: Вот мы и готовы: в фартуках, у каждого есть доска и форма. Мы ничего не забыли?
Д: нет.
В: А руки помыли? Мы сейчас будем стряпать руками, а повар, перед приготовлением пищи всегда моют руки.
Пальчиковая гимнастика «Моем руки».
Моем, моем руки. (дети «моют руки»)
Моем, моем чисто.
Чтоб не были руки,
Как у трубочиста.
В: теперь с чистыми ручками приступаем к работе. Что нам для этого нужно сделать (раскатать тесто и вырезать с помощью формочки печенье). Какие формы для печенья у нас есть?
Д: квадрат, звездочка, круг, овал….
В: У меня есть такой предмет (показываю скалку), кто скажет, как он называется?
Д: варианты детей.
В: Правильно, это скалка. А что ей делают (раскатывают тесто). Но она у меня всего одна. Как быть? Что можно придумать?
Д: Можно по очереди раскатывать тесто; можно заменить другим, похожим предметом.
В: А какой предмет похож на скалку?
Д: цилиндр, бутылка из-под молока, и т.п.
В: Молодцы, нашли выход из ситуации. Приступаем к работе.
В: скажите мне, как вы дома ласково называете маму?
Д: мамочка, мамуля.
В: а как папу?
Д: папочка, папуля…
В: а бабушку?
Д: бабуся, бабуля…
В: а деда?
Д: дедушка, дедулечка…
В: как много ласковых слов вы знаете, молодцы.
В: кто вырезал печенье, выкладывайте его на противень, мы его потом поставим в нашу печку.
В процессе работы рассуждаем…
В: а скажите мне
- мальчик для мамы это кто? (сын)
- девочка для мамы это? (дочь)
- мальчик для дедушки кем приходиться? (внук)
- девочка для папы? (дочь)
- мамина мама это кто? (бабушка)
В: молодцы, хорошо разбираетесь в семейных связях.
В: вот и все! Мы молодцы, быстро настряпали. Я пока уберу нашу стряпню в печь, а вы приберите рабочее место. Нам сейчас нужно накрыть на стол.
Дети убирают доски для лепки, расстилают скатерть, сервируют стол, раскладывают угощения, расставляют стулья для всех участников игры. Я достаю приготовленное заранее печенье и раскладываем по тарелочкам, чтоб было поровну. Садимся за стол.
В: Какие мы молодцы, все успели: и угощение приготовить, и стол накрыть к приему гостей. Как говориться: «Вся семья вместе – так и душа на месте».
Итог игры:
Понравилась ли вам игра? Какие роли вы выполняли в игре? Что больше всего понравилось?
Молодцы, ребята! У вас получилась интересная игра, спасибо вам!