Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


проект "Ум на кончиках пальцев"

Цель проекта Способствовать развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, используя традиционные и нетрадиционные методы. Задачи проекта Совершенствовать мелкую моторику рук, развивая психические процессы внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей через использование разнообразных форм, методов и приемов - Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом - Совершенствовать предметно – развивающую среду группы - Способствовать сотрудничеству с родителями повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о моторной деятельности детей, изготовление пособий.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МДБОУ «Детский сад комбинированного вида №53»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

ТЕМА: «Ум на кончиках пальцев»

Швечкова Светлана Юрьевна

воспитатель

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

«Рука – это инструмент всех инструментов»

Аристотель

«Рука – это своего рода внешний мозг»

Кант.

Введение.

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее.

Проблема развития мелкой моторики детей, на протяжении многих лет, актуальна для теории и практики дошкольного и школьного образования, а также и внутри семьи, где есть дети.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому, так важно, заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.

Материалы проекта помогут родителям и детям улучшить познавательную и речевую деятельность ребёнка, овладеть прочными навыками письма, развить коммуникативные умения, воспитать самостоятельность, усидчивость, решительность.

Актуальность

        Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу, а именно - с самого раннего возраста. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнять задание, его внимание рассеивается, появляется чувство тревоги.

        Работая с детьми 3-4 лет, я проанализировала условия в группе, созданные для развития мелкой моторики. Для этого имеется определённый набор пособий – шнуровки, различные виды мозаики и конструктора, различный дидактический материал, материал для изобразительной деятельности. Наблюдая за действиями детей, отметила напряженность движений, неточность при выполнении упражнений.

        Одним из эффективных способов развития моторики детей могут стать пальчиковые игры, так как они интересны детям, соответствуют возрасту.

        Родители недостаточно уделяют внимания развитию мелкой моторики и практически не играют с детьми в пальчиковые игры. Работа по проекту будет проходить в тесном контакте с родителями.

        Предполагаемый проект позволит улучшить и ускорить, не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста, улучшить качество речи, расширить словарный запас.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, мной было принято решение провести с детьми углубленную работу в этом направлении, в тесном контакте с родителями

Цель проекта.

        Способствовать развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, используя традиционные и нетрадиционные методы

Задачи:

        - Совершенствовать мелкую моторику рук, развивая психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей через использование разнообразных форм, методов и приемов

        - Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом

        - Совершенствовать предметно – развивающую среду группы

        - Способствовать сотрудничеству с родителями: повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о моторной деятельности детей, изготовление пособий.

Принципы:

        Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов:

Принципы доступности и индивидуальности.

        Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю главной задачей - знание личностных особенностей каждого ребенка, поиск методов индивидуальной работы с каждым из них. Подбор дидактических игр понятных и доступных каждому ребенку.

Принципы последовательности и систематичности.

        К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...»

Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. Усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не периодически.

Принцип связи с жизненным опытом.

От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д.

Пример: «Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки».

Принцип наглядности.

Учитывая психологию, возрастные особенности детей младшего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности, и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид (яркие картинки, красочные игрушки, дидактические игры, пособия имеют приятную фактуру, четкую форму, насыщенный цвет) и доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.

Методы и приемы.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи, служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко.

Наглядно-действенный метод обучения.

В младшем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними, поэтому необходимо использовать приемы наглядности: показать предмет, дать возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, нужно предложить выполнить фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости помощь.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности

с игровой. Для этого используются игровые приемы, они помогают мне заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев.

Дети, быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы, способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Продолжительность проекта: долгосрочный 

Участники проекта: педагоги, дети группы, родители

Предполагаемый результат:

1 этап: подготовительный.

- Для успешного решения этих задач, была подобрана методическая литература по данной теме:

- И.А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей";

- Т. Кислинская «Гениальность на кончиках пальцев»;

- А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»;

«Наши пальчики играют»

- Борисенко М.Г.; «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

- Янушко Е.А., «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

- О.А. Зажигина

На основе данной литературы, мной были сделаны следующие разработки:

Создание предметно – развивающей среды.

Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим.

В группе создана необходимая предметно-развивающая среда («Центр развивающих игр»), приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики.

Сенсорная дидактическая полка является частью центра развивающих игр. Полка оборудована пособиями и игрушками развивающего характера большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью родителей: «Пальчиковый театр», пирамидки, мозаика, конструкторы, стаканы-вкладыши различного типа, разноцветные лабиринты, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Игры с прищепками», материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию, конструированию), счетные палочки. Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, сами материалы привлекательные, яркие. Детям рассказано и показано для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, с соблюдением техники безопасности и принципами охраны жизни и здоровья. Дети могут использовать их в совместной деятельности и самостоятельно.

Побуждая детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, проходит наблюдение за их действиями, при необходимости оказывается помощь. Проведение игр способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствованию координации движений, формированию сенсомоторных способностей ребенка.

2 этап: Основной (реализация)

Работу по развитию мелкой моторики рук начала с детьми с сентября месяца во всех образовательных блоках: в непрерывной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей. Работа в группе построена по схеме:

Утро в детском саду у детей начинается с любимой игры и занятию по «душе»: массажные коврики, шнуровки, пирамидки, конструкторы и т.д. Каждый ребёнок выбирает себе игру по своему желанию.

Каждое утро перед завтраком с детьми проводится речевая минутка, где через неделю разучиваем новую пальчиковую игру. Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта.

Ежедневно провожу с детьми самомассаж. Это один из видов пассивной гимнастики. Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия. Игровой самомассаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивают все органы и системы, оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов.

Также включаю упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, игры с предметами и материалами, игры с конструктором и мозаикой в НОД.

В своей работе использую весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.

Работу с детьми провожу по следующим направлениям:

Упражнения на развитие мелкой моторики

В обязательном порядке каждый день провожу серию упражнений, способствующих развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки.

Основная задача тренировочных упражнений состоит в том, чтобы сделать доступными все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук в других видах деятельности. Достигнуть этого можно лишь путём систематического, постепенного выполнения заданий от простых к сложным. Благодаря этой работе руки ребенка постепенно приобретают точность, силу и ловкость движений.

Упражнения на развитие мелкой моторики

Перечисленные задания использую в непрерывной образовательной деятельности и в режимных моментах.

Придаю игре большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.

Рекомендовала данные упражнения родителям для выполнения дома.

Пальчиковые игры направлены на то, чтобы провести аналогии с окружающим миром: люди, предметы, животные, их деятельность, явления природы. Дети, играя и повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. И что важно – игры способствуют развитию творчества детей.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами и материалами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами.

Игры с конструктором, мозаикой.

Ребенок познает и моделирует мир всеми доступными ему средствами. Поэтому детям обязательно нужны занятия по конструированию в ДОУ, которые помогут развить его творческие способности и научат основам работы с разным материалом, в это время, у детей развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук. «Мозаика», «Конструктор» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Применение конструктора способствует:

1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

3.Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики.

Так же хорошо развивают мелкую моторику пальцев рук и дидактические игры из бросового материала, нестандартного пособия и оборудования.

Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Пример:

Игра «Солнышко», игра «Елочка», игра «Травушка-муравушка».

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам бусы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Пример:

Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В подобных играх формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинала обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой;

Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева", формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант), способствуют развитию речи, развивают творческие способности, развивают усидчивость, игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Пример: «Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик», «Пуговица», «Колобок» и т.д.

Определенную ценность представляет центр «Песка и воды».

В центре «Вода – песок» провожу опыты «Холодная – горячая вода», «Тонет – не тонет», «Переливание воды», «Поймай рыбку», «Фонтан» и т. д.

Песочная терапия, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности.

Детям нравятся игры: «Сыплем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День рожденья куклы Маши», «Колобки», «Спрячем руки», «Сыпется, не сыпется», и т.д. Через эти игры дети не только знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют и узнают о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику, активную речь.

В данном центре дети любят рисовать на песке пальчиками. Это способствует развитию мелкой моторики, воображению, мышлению.

Работа с пособиями по завязыванию бантиков, шнуровок, застёгиванию пуговиц, молний, замков, кнопок, липучек, крючков разной величины.

Массаж с предметами

Необычные виды массажа рук вызывают у детей особый интерес, поскольку, сочетают тактильное воздействие и игру. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Круглая щетка для волос, у которой уже поломана ручка, бигуди – могут служить прекрасным массажёром.

Пример:

Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у елки очень колкие иголки"

Пельменница

Ребенок ходит пальчиками по ячейкам, приговаривая:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам и в каждую входят с проверкой, что там? Хватит нам меда всем до весны, чтобы не снились голодные сны»

Колючий мячик.

Ребенок катает мячик между, сверху ладоней, приговаривая:

"Что ж ты еж такой колючий, это я на всякий случай. Видишь, кто мои соседи - волки, лисы и медведи "

Решетка для раковины

Ребенок ходит по ячейкам решетки указательным и средним пальцами, можно одновременно двумя руками.

"В зоопарке мы ходили, к каждой клетке подходили и смотрели всех подряд: медвежат, волчат, бобрят. "

Грецкие орехи

Грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями.

"Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех"

Упражнения с карандашами

Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая:

«Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу»

Такие упражнения дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук провожу не только в утренние часы, но и в течение всего дня: занятия, игры по сенсорному воспитанию, индивидуальная работа, утренняя - стимулирующая гимнастика, физкультурные минутки, режимные моменты. Для развития общей и мелкой моторики планирую интегрированные виды деятельности: «Кто в домике живет» (Развитие речи и музыка),

«Есть у нас огород» (Физкультурное и конструирование), «Лесные чудеса» (развитие речи и музыкальное), «Мы ловкие» (развитие речи и физкультурное), «к зайке в гости» (рисование и музыка) и т.д.

Структура таких видов деятельности предусматривает игровые моменты, направленные на оздоровление детей:

- физкультурные минутки;

- пальчиковые игры;

- дыхательная гимнастика;

- подвижные игры;

- релаксация.

Работа с родителями.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Мной была проведена беседа с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики у детей с использованием нестандартного оборудования», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики, вместе с родителями обсудили что и из чего можно изготовить.

Родители заинтересовались идей сделать нестандартное оборудование своими руками, предлагали помощь в решении той или иной задачи. Так же приносили подсобный материал для изготовления нестандартного оборудования (прищепки, пуговицы, шнуровку, киндер сюрпризы и т.д.). В центр «Песка и воды» приобрели наборы для игр. В родительский уголок размещаются рекомендации и памятки по данной теме: описание пальчиковых игр, игр в быту: «Игры с прищепками», «Мамины помощники»

3 этап: заключительный.

Проект рассчитан на один учебный год. Проводимая работа уже дала положительные результаты, поэтому, я считаю, что проект необходимо развивать и дополнять. Важным аспектом является поиск новых интересных формы взаимодействия с детьми и родителями.

Промежуточные результаты работы проекта.


Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста способствует развитию мышления, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

4 этап - анализ проведенной работы

обобщение результатов, полученных в процессе реализации проекта

На будущее планирую:

1.Продолжать усовершенствовать наши начинания.

2.Разработать еще несколько дидактических пособий на использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук.

3.Разработать перспективный план на следующий год с   усложнениями.

4.Продолжать сотрудничать с родителями.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области