Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация для педагогов «Развитие речи старших дошкольников через использование скороговорок и чистоговорок»

Ознакомление с ролью использования скороговорок и чистоговорок в работе по формированию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Г.ВОЛГОДОНСКА

Консультация для педагогов

«Развитие речи старших дошкольников через использование скороговорок и чистоговорок»

Воспитатель: Ремизова О.В.

Волгодонск 2024г

Скороговорки появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Это было увлекательной народной игрой – быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов. Скороговорки, по определению В. И. Даля, — «род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья.» Скороговорки (чистоговорки) – это, как правило, небольшой по объёму речевой материал, построенный на сочетании звуков, трудных для произношения, чаще всего, насыщенный одинаковыми звуками. Их роль как речевого материала в развитии детской речи чрезвычайно велика.

Скороговорки способствуют улучшению дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произнесении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое произношение, словно «с кашей во рту», помогают закрепить в речи появившиеся звуки, которые ребёнок раньше не выговаривал. Кроме того, знание скороговорок родного языка расширяет представление детей о своем языке, его истории, культуре и традициях Чистоговорки полезны для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата, для закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, для выработки отчетливой и внятной речи. по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что гораздо труднее. Это делает скороговорки полезными упражнениями, которые способствуют улучшению звукопроизношения, дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое произношение, а также превращает их в увлекательную игру, в словотворчество.

Чистоговорки и скороговорки представляют собой фразы, построенные из сложных сочетаний звуков,слогов, слов, трудных для произношения. Само их на-звание указывает на то, что говорить их нужно чисто(чистоговорки), скоро, быстро (скороговорки). Чисто-

говорки произносят в обычном темпе, а скороговорки —в ускоренном.

В словарях можно найти следующее определение: ско-роговорка — это короткая, правильная в синтаксическомплане фраза для развития дикции и произношения с ус-

ложненной артикуляцией. Обычно это фраза специальнопридумывается, и ее требуется произнести не толькочисто, но и быстро. Издавна скороговорки использова-

лись для скорого произношения и чистоты речи.

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Скороговорки придумывалась для обучения, поэтому они являются не самостоятельным жанром искусства, априкладным, помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить

Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ре-бенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку.

«Когда малыш еще только учится говорить, ему трудно выговаривать отдельные звуки. Такому малышу нужны простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например : «Стоит гора посреди двора».

Но вот ребенок подрос, развилась его речь и ему уже становятся по плечу более сложные скороговорки, где не просто повтор одного звука, а труднопроизносимое сочетание разных звуков, например: «На дворе трава, на траве — дрова, — в словах «дворе» и «дрова» переставлены местами звуки [в] и [р].

Еще подрос ребенок, и «усеченная» скороговорка, усложняясь, удлиняется:

На дворе — трава,

На траве — дрова,

Не руби дрова:

На дворе — трава»

Скороговорки — незаменимый речевой материал не только для совершенствования дикции детей старшего дошкольного возраста, но и для развития сенсорных способ-

ностей и укрепления нервной системы. Они напоминают колыбельные, слова из народных песен, которые очень сильно впечатываются в нашу память с детства.

Одним из главных достоинств скороговорок является то, что они непонятные и смешные. А человек так устроен, что его необычное больше привлекает, и запоминает он это легче. Предки наши также использовали скороговорки для забавы, но и не забывали об их обучающем действии

Чистоговорки — это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого-то звука при регулярном их повторении.

Выделяют чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущие смысловой нагрузки, и чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку.

Например, фразы «та-та-та — у нас дома чистота»,

«ты-ты-ты — сметану съели всю коты» не несут смысловой нагрузки, а вид обычного стихотворения имеет чистоговорка типа:

Индюк из города идёт,

Игрушку новую везёт.

Игрушка не простая —

Индюшка расписная

Произносить любые чистоговорки рекомендуется сначала медленно, четко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. Затем темп следует увеличивать, но, не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем — громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произно-

сить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

Чистоговорки можно использовать и в качестве тренировки некоторых элементов интонации. Так, можно предложить одной группе детей (а при индивидуальной работе

отдельным детям) спрашивать, а другим отвечать. Например, одна группа спрашивает: «Вымыли мышки миски у мишки?», а другая отвечает: «Вымыли мышки миски

у мишки». Затем роли меняются. Или один ребенок произносит чистоговорку сначала в форме вопроса, а затем сам же и отвечает.

Можно предложить детям выделять в чистоговорках отдельные слова.

В старшем дошкольном возрасте чистоговорки можно использовать и для совершенствования фонематического слуха. Упражнения с использованием чистоговорок и скороговорок можно применять как в непосредственно организованной образовательной деятельности, так и вне ее: во время игр, например, «Кто лучше скажет», «Кто

скажет быстро и не ошибется» и других.

Старшим дошкольникам можно предлагать более сложные шутки-чистоговорки: на дифференциацию звуков, близких по звучанию и произношению, например:

«Саша сушила шубу на солнышке»Такие чистоговорки не только способствуют

формированию четкого и правильного произношения звуков, но и укрепляют артикуляционный аппарат детей, способствуют выработки быстрой переключаемости

мышц языка, губ с одного движения на другое.

Чистоговорки и скороговорки могут с большим успехом использоваться и в работе с детьми, имевшими дефекты звукопроизношения, как один из заключительных этапов

по закреплению звуков и введению их в речь.

Полезно предлагать детям проговаривать шутки-чистоговорки, в которых звук

неоднократно повторяется в различных слогах и словах. Так, при закреплении звука [к] можно использовать такую чистоговорку: «Ко-ко-ко — не ходите далеко», звука [х]:

«Ха-ха-ха, ха-ха-ха — не поймала петуха». Такие упражнения обычно сопровождаются игрой. Наблюдения доказывают, что не все дети при повторении шуток-чистоговорок

могут сохранять в них слоговую структуру, то есть произносить слоги ко и ха трижды. Некоторые ребята просто договаривают последнее слово, но и это очень важно, особенно

если в игру включаются малоактивные дети Уточняя и закрепляя правильное произношение звуков, воспитатель обращает особое внимание на тех детей, которые с трудом или неправильно их усваивают, например, произносят звук [, высунув язык. Предупредить недостаток звукопроизношения бывает легче, чем устранить его в более старшем возрасте, так как ребенок быстро привыкает говорить неверно.

Правильность и четкость произношения звуков не всегда можно проследить при групповых ответах. Поэтому коллективное произнесение звуков, звукосочетаний,

слов, фраз надо обязательно периодически чередовать с индивидуальным. Тогда воспитатель может контролировать правильность выполнения упражнения, в нужных

случаях помогать, поправлять ребенка, показывать, как надо произносить звук, обращая внимание группы на точное выполнение задания.

Таким образом, чистоговорки и скороговорки имеют большой потенциал в работе по формированию звуковой культуры речи. В процессе проговаривания скороговорок

и чистоговорок у детей формируется правильное звукопроизношение, четкое и ясное произнесение слов в соответствии с языковыми нормами, развитие голосового

аппарата, вырабатывается умеренный темп речи, правильное речевое дыхание, навыки умелого использования нтонационных средств выразительности.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области