Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа «Имена Победы»
отделение №7 (дошкольное)
Конспект открытого занятия в подготовительной группе
"Наша родина - Россия"
Воспитатель: Лошкарева Наталья Ивановна
Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств и любви к своей Родине.
Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России;
формировать уважительное отношение к государственным символам; воспитывать любовь и патриотические чувства к Родине.
Материалы: глобус, карта мира, фото президента, государственных символов: герб и флаг России, наглядно-дидактические пособия: (Игра «Кто в какой стране живет?», игры «Найди и покажи флаг России», «Найди и покажи герб России», звукозапись «Отчего так в России березы шумят», «Гимн России», фотографии: достопримечательности г. Москвы)
Предварительная работа: беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы.
Ход занятия. 1. Организационный момент.
Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуйте, гости! (руки к гостям)
Здравствуй, небо (руки вверх)
Здравствуй, земля (руки вниз)
Здравствуйте, мои друзья (руки вперёд)
Воспитатель: Здравствуйте мои маленькие россияне!
Ребята, а почему я вас так назвала? Ответы детей!
Воспитатель. Мы живём в стране, у которой удивительное красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России - россияне!
Ребята, отгадайте загадку.
На нём уместилась Вся наша Земля:
Моря, океаны, Леса и поля.
И северный полюс Там тоже найдёшь,
А если захочешь — В руках унесёшь. Это глобус.
- Посмотрите, какая удивительная планета Земля! На ее поверхности есть моря, океаны и реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.
Самая большая страна в мире – это наша родина – Россия!
Воспитатель. Ребята, а чтобы лучше узнать нашу страну нужно отправиться в путешествие.
- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по бескрайней России. А завершиться оно в детском саду. Как вы думаете, а на чём можно отправиться в путешествие? (на самолёте, автобусе, поезде, теплоходе.)
-Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде, который уже нас ждет. Дети садятся в «поезд»
Воспитатель. В стародавние времена Россию, называли Русью. Русь – страна озёр и рек. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских ещё называют россами, а страну, где они живут, Россией. Кто из вас может показать территорию России на карте?
Россия расположена в двух частях света: В Европе и Азии, омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом- припекать солнце.
Ребенок. Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей!
Станция № 1 «Родина моя»
Россия – наша Родина. - Как вы думаете, что такое Родина?
Дети: Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш д/с и улицы нашего дома. Родина у каждого человека одна.
Воспитатель: - Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, любви к ней.
Давайте сейчас вспомним эти пословицы.
-Человек без Родины что соловей без песни.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
-Тот герой кто за Родину горой.
- Жить - Родине служить.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Родина поучает – Родина выручает.
Чему учат нас эти пословицы? (Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Кто в какой стране живет?» Наша страна Россия, а мы живущие в России- россияне.
В Италии живут –
В Англии –
В Испании –
В Америке –
Во Франции –
В Германии –
В Китае –
В Грузии –
Молодцы, как много стран и их жителей мы назвали.
Станция № 2 «Москва – наша столица»
Да, ребята, в России очень много городов, но есть в стране самый главный город. Как он называется?
Предположительные ответы детей. - Москва.
Ребёнок: Москва - это красная площадь.
Москва - это башни Кремля.
Москва - это сердце России,
Которое любит тебя.
Воспитатель. Москва - это столица нашей Родины.
Рассмотрите фотографии, которые лежат перед вами на столе, какие достопримечательности Москвы на них изображены?
Предположительные ответы детей.
- Кремль.
- Кремлёвская стена.
- Красная площадь.
А как вы думаете, почему Москва является главным городом нашей страны - столицей нашей Родины?
Потому, что все главные праздники и парады нашей страны проходят на красной площади в Москве. Принимаются важные решения.
Воспитатель. А теперь за дело дружно, отгадать загадку нужно:
Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей… (березка)
Воспитатель Русская березка – это неофициальный символ России.
Ребенок. Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную.
Танец «Отчего так в России березы шумят».
Станция 3 «Главный человек страны».
- В детском саду есть заведующий, в школе - директор, у папы и мамы на работе - начальники. В каждой стране есть свой самый главный человек, который руководит ею. В одних странах - это король, в других - королева, а в третьих - к примеру, султан.
Но в большинстве стран сегодня главным человеком является президент. Вот и у нас в России есть свой Президент.
-Кто мне скажет, как его зовут (В. В. Путин)
Быть президентом — трудная, ответственная работа!
Президент вникает во все государственные дела и в жизнь простых людей. Интересуется их зарплатами, здоровьем, жильем, количеством детей в семьях, образованием, культурой.
Конечно, один человек едва ли справится с таким количеством дел, но у президента есть помощники-министры.
Ребенок. Президент наш энергичный,
Образован он отлично!
Он народу помогает,
Он во все дела вникает.
Помнит воинов-бойцов,
Наших дедов и отцов,
Любит маленьких детей —
С ними на земле светлей,
С ними жизнь полней и краше,
Дети — будущее наше!
Воспитатель: У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете? (флаг, гимн, герб).
Российский флаг. Какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный).
Ребенок:Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска – солнечный рассвет.
-Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу).
-А синяя что напоминает? (Небо, реки, озёра, моря).
- Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла).
Игра «Найди и покажи флаг России»
Воспитатель: Дети, очень важно не перепутать порядок цветов флага: вверху – белый, в середине – синий, внизу – красный. Если их переставить, то может получиться флаг другой страны. Ребята, а где можно встретить государственный флаг России?
Дети: Его вывешивают в дни государственных праздников. Флаг развивается на мачтах российских кораблей, он изображен на самолетах, космических кораблях, в нашей группе и т. д.
«Российский герб»
Воспитатель: Второй символ государства – Герб.
Все страны мира, существующие на земле, имеют свои гербы и флаги. А знаете ли вы, что изображено на гербе России?
Дети: На нем изображен двуглавый орел.
Ребенок. У России величавой.
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад на восток.
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Воспитатель: Двуглавый орел является символом России уже более пятисот лет. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Послушайте притчу: «Однажды (это было давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах, стали думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья белка. (картинка)
«Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живем почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!» Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Вон ты, какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!»
Тут вперед вышел огромный бурый медведь: (картинка)
«Ну, мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: (картинка) «Вы, медведи, на земле живете и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц — орел с двумя головами. (картинка) Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!» Подумали, подумали звери и решили, пусть это будет орел.
Кроме двуглавого орла на гербе изображён воин на белом коне и страшный дракон которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовут Георгий Победоносец.
Около Ливанских гор, недалеко от города Бейрута там, где родился святой Георгий, находилось большое озеро. В этом озере поселился гигантский змей, пожирающий людей. Однажды змей потребовал, чтобы правитель города отдал ему на съедение свою единственную дочку. Родители отвели ее и оставили одну на берегу озера. Девушка отчаянно рыдала в ожидании своего смертного часа, но неожиданно она увидела перед собой прекрасного юношу на белом коне. Это и был сам Георгий Победоносец. Узнав, что произошло с девушкой, святой Георгий решил расправиться с чудовищем.
Когда змей показался из озера, Георгий Победоносец, помолился и бросился с копьем на чудовище. Пронзив змея в самую глотку, святой Георгий прижал его к земле, а конь стал топтать его ногами.
С тех пор Георгия стали почитать как великого героя.
Воспитатель: Скажите, а где можно увидеть изображение герба?
Дети: На знаменах, на печатях, денежных знаках, на паспорте.
Игра «Найди и покажи герб России»
«Гимн России».
Воспитатель: Третий символ нашей страны – гимн. Это торжественная песня, в которой каждый народ прославляет свою родину. Гимн всегда поют и слушают стоя.
Ребенок. Сегодня, друзья, мы услышать должны,
Главную музыку нашей страны.
Она называется коротко – «Гимн»,
Мы каждое утро встречаемся с ним.
А теперь, ребята, послушаем Гимн России.
Звучит 1 куплет Гимна.
Воспитатель: Мы прослушали гимн нашей страны. Ребята, а знаете ли вы, когда исполняется государственный гимн?
Дети: На торжественных праздниках, военных парадах, при награждении победителей.
Станция «Детский сад»
Воспитатель. Берегите Россию,
Нет России другой,
Берегите ее тишину и покой…
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
2. Берегите Россию
Без нее нам не жить,
Берегите ее, чтобы вечно ей жить,
Нашей правдой и силой,
Берегите Россию,
Нет России другой….
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, на каких станциях мы сегодня останавливались, что интересное узнали?