Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе на тему « Весна пришла».
Ход занятия.
Дети подходят к логопеду, встают в круг. Здороваются.
- Здравствуй, солнце золотое! ( большой палец соединяется с другими пальцами по очереди)
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Я вас всех приветствую!
Лог. - Отгадайте загадку( загадка о весне).
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? ( весной).
- Какое время года наступило? Какой месяц?
На-на-на - к нам идёт весна
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Ну-ну-ну - встречаем мы весну.
Да-да-да - хороша весна.
-А какой свежий весенний воздух! ( дыхательная гимнастика)
- Носиком дышу , дышу свободно. Глубоко и тихо.
Выполню задание, задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре-
Снова дышим : глубже, шире.
Лог. К нам сегодня пришёл гость, догадайтесь, кто это? В его имени слышится слово «лес», он живёт в лесу, охраняет его, заботится о нём. Это- Лесовичок. Мне, кажется, он грустный. Оказывается, Снежная королева заколдовала Весну и не хочет , чтобы приходило весеннее тепло. Лесовичок говорит, что в лесу , где он живёт и другие звери, не может наступить Весна. Снежная королева заколдовала лес, его жители страдают. Медведь не может выйти из спячки, звери не могут поменять свои шубки. Весна попросила Лесовичка обратиться к нам за помощью. Как вы думаете, сможем мы выручить Весну? Давайте попробуем.
Игра « Услышь весенние слова».
Лог. – Я, сейчас, буду называть разные слова, а вы, если услышите слово, относящее к весне - хлопаем в ладоши. ( лог. называет слова- сосулька, снежок, проталинки, цветок, капель, ледоход, почки. метель)
Лог. – А какими словами, можно рассказать о весне. Какая она?( добрая, тёплая, солнечная, ласковая, весёлая, звонкая, ранняя)
- Солнце, какое весной? ( круглое, тёплое, яркое, ласковое, весеннее).
-Травка, какая весной? ( зелёная, сочная, молодая, весенняя).
- Цветок, какой весной? ( красивый, весенний, ароматный, душистый).
- Что делает речеёк весной? ( бежит, звенит, журчит, шумит, течёт).
- Что делает сосулька весной? ( плачет, тает, капает, разбивается).
- Что делают птицы весной?( поют, щебечут, прилетают, вьют).
- А скажите мне , без чего не бывает весны ? ( без луж, без сосулек, без проталин, без птиц, без ледохода, без ручейков)
-Буду я сейчас водить, вслух слова произносить. Слово нужно повторить и на слоги разделить.
( Лог. называет слова, дети делят слова на слоги).
- Мы волшебники немного, был один, а стало много . ( Игра « Один- много»).
(Проталина - проталины, цветок- цветы, подснежник- подснежники, почка- почки, лужа- лужи).
Игра « Назови ласково».
( Солнце- солнышко, капля- капелька, цветок- цветочек, лужа- лужица, птица- птичка)
Игра « Сосчитай».
( лужа- две лужи, пять луж, проталина- две проталины, пять проталин, почка- две почки, пять почек)
Игра « Скажи наоборот».
- Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.
- Зимний день короткий, а весной ( длинный).
Солнце зимой не греет, а весной ( греет).
Небо зимой низкое, а весной ( высокое).
Небо зимой тёмное, а весной ( светлое).
Зима холодная, а весна ( тёплая).
Лог. – Чтобы в лесу , где живёт Лесовичок, быстрее наступила Весна, предлагаю составить рассказ о ней. А помогут нам в этом картинки. Ребята, подойдите сюда. Посмотрите на картинки и назовите приметы весны, которые вы видите на картинках.
1. Весной солнце светит ярко.
2.Снег начал таять и появились лужи.
3.Появились проталинки.
4.Закапали сосульки с крыши - началась капель.
5. На реке начался ледоход.
6.Прилетают птицы из тёплых стран.
7. Появились цветы.
Хорошо весной!
- А теперь давайте составим рассказ по картинкам о весне. ( 2-3 рассказа детей по картинкам).
Физкультминутка.
А весной, а весной снег повсюду тает, ( шагают на месте)
А весной , а весной птички запевают. ( машут руками)
А весной , а весной солнышко проснётся, ( машут вверху)
А весной, а весной деткам улыбнётся. ( хлопают)
А весной, а весной зацветут цветочки, ( фонарики)
А весной, а весной мы сплетём веночки. ( кружатся).
Лог. – Отгадайте загадку:
Пусть мала я, ну так что ж?
Ты меня перемахнёшь.
Но, как дождика дождусь, на весь двор я разольюсь. ( лужа).
- Какие звуки в слове мы слышим ( л,у,ж,а). Сколько звуков? ( 4).
- Назовите 1 звук, дайте характеристику. Назовите 2 звук. Дайте ему характеристику. Назовите 3 звук. Дайте характеристику. Назовите 4 звук. Дайте характеристику. Выложите схему слова.
- Сколько звуков? Сколько гласных звуков? Сколько согласных твёрдых звуков? Сколько согласных мягких звуков? Сколько слогов?
- Составьте предложение с этим словом. Сколько слов в твоём предложении? Выложите схему предложения.
Лог.- Вы молодцы!
Выручили Весну, а за помощь Лесовичок дарит вам подарок.