Конспект развлечения
«Семейные традиции»
для детей группы общеразвивающей направленности
от 6 до 7 лет.
Составила воспитатель
высшей квалификационной
категории
Г.Ю.Карташова
Цель: Формирование представлений о ценности семьи, соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с традициями;
- формировать уважение и интерес к семейным традициям;
- способствовать формированию у детей навыков составления коротких рассказов о семье, семейных традициях - прошлых и настоящих.
- учить видеть мудрость традиций.
Развивающие:
- развивать интерес ребёнка к своей семье, к семейным традициям;
- развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о семейных традициях;
- развивать воображение, речь детей, обогащать их словарь.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, семейным традициям;
- воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое;
Создание развивающей среды для организации и проведения занятия: оформление русской горницы, каравай (хлеб), солоничка с солью, родословные деревья, минусовка песни «Мама», колонки, ноутбук, ИКТ: картинки: кошка, младенец, праздник, чай.
Виды детской деятельности:
План занятия
1.Вводная часть:
2. Основная часть:
3.Заключительная часть:
1. Вводная часть: Создание проблемной ситуации - Определение мотива для деятельности детей. - Целеполагание. | Создание проблемной ситуации Воспитатель: Ребята, я сегодня принесла вам новую книгу, которая называется «Традиции русского народа». Посмотрите, какая красивая обложка у книги. (открываем книгу, в ней письмо) Ой, что это ни одной страницы нет, только какой - то конверт. Ребята, это же письмо, кто нам его прислал? (ответы детей) Воспитатель: Давайте прочитаем: «Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Это я, Баба Яга, испортила вам книжку. По всей стране в ступе я летала, помелом своим волшебным страницы разбросала. Если вам они нужны – сами их ищите, только вот от меня помощи не ждите. А для того, чтобы их вернуть, вам нужно выполнить мои задания, которые будут встречаться у вас на пути. После каждого выполненного задания вы будете получать страницу из книги. Только ничего у вас не получится, я точно знаю». Баба Яга. Воспитатель: Ну, никак не может Баба Яга без пакостей прожить! Что же нам теперь делать, где страницы искать? (ответы детей) Воспитатель: Задание - то сложное, чтоб книгу прочесть надо все ее страницы отыскать. Куда идти, кто нам путь укажет?(ответы детей) Воспитатель: Ребята, будем искать страницы книги? Определение мотива для деятельности детей. Целеполагание. Мотивация: отыскать все страницы книги «Традиции русского народа». Целеполагание: собрать испорченную Бабой Ягой книгу «Традиции русского народа». |
2. Основная часть: 1. Ребус. 2. Игровая ситуация «Русская горница». 3. Рассказ детей о своих традициях. 4. Лес «Родословные деревья». 5. Праздник «День матери». 6. Рассказ о русских традициях. | Воспитатель: Ребята, посмотрите, карусель, скорее всего она волшебная, может она нам поможет добраться до места? Где карусель остановится, там и будем искать страницы от книги. Воспитатель: Занимайте места на волшебной карусели и проговаривайте волшебные слова: «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не бегите, карусель остановите» Воспитатель: Посмотрите, что здесь зашифровано? Первое задание: Расшифруйте ребус 1. Ребус «7Я» (Семья) Воспитатель: Совершенно верно! Что же такое семья? (Семья-это самое ценное в нашей жизни, в семье люди заботятся друг о друге, помогают друг другу, трудятся и отдыхают вместе) Воспитатель: А еще мы знаем с вами четверостишье о семье, давайте хором его проговорим: Семья-это важно, Семья-это сложно, Но жить без семьи никак невозможно! Воспитатель: Молодцы! А вот и первая страница из книги «Традиции русского народа: День семьи, любви и верности — день святых Петра и Февронии!» Воспитатель с детьми рассматривают страницу, воспитатель говорит, что 8 июля традиционно с давних времен мы празднуем День семьи, любви и верности — день святых Петра и Февронии! Воспитатель: Что такое традиция? (Это правила и обычаи, принятые в семье, которые соблюдают взрослые и дети из поколения в поколение) Воспитатель: Я согласна с вами, с давних времен в каждой семье зарождались и передавались из поколения в поколение различные традиции. Их хранили и не забывали. Вот мы и вспомним о тех семейных традициях, которые вам знакомы. Воспитатель: Пора искать другие страницы из книги. Занимают места на карусели и под словесное сопровождение «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не бегите, карусель остановите», перемещаемся в «Русскую горницу». Встречают девочка и мальчик в костюмах с хлебом-солью. 2. Игровая ситуация «Русская горница» Девочка и мальчик: Здравствуйте, гости дорогие, милости просим к нам в дом! (Здороваются с поклоном). Воспитатель: Ребята, скажите, почему нас здесь так встречают? (Это старая традиция – встречать гостей на пороге дома; хозяин показывает, что рад гостям, что для гостей предлагает самое ценное в доме – хлеб; так хозяйка дома показывает свое гостеприимство; про такие семьи говорят – гостеприимные – всегда рады гостям…и т.п.) Воспитатель: Согласна с вами, мы действительно попали в гостеприимную семью. Второе задание «Рассказ детей об их семейных традициях» Девочка и мальчик: Ребята, расскажите нам о своих семейных традициях. 3. Рассказ 2-3 детей о своих традициях. Девочка и мальчик: Какие интересные у вас семейные традиции. Воспитатель: К вам, случайно, не залетала страница из книги? Девочка и мальчик: Зачем нужна вам эта страница? (Чтобы собрать испорченную Бабой Ягой книгу «Традиции русского народа») Девочка и мальчик: Да, держите! Воспитатель: Вторая страница «Традиции русского народа: Гостеприимство» Воспитатель с детьми рассматривают страницу, воспитатель поясняет, что эта страница посвящена древней традиции «Гостеприимство», когда дорогих гостей встречали хлебом-солью. Воспитатель: Нам пора двигаться дальше! Занимают места на карусели и под словесное сопровождение «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не бегите, карусель остановите», попадают в «Лес». На столе оформлена выставка «ЛЕС» - представленные работы детей – родословные деревья. 4. Лес «Родословные деревья» Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы попали. Это настоящий исторический лес! Все деревья в нем необычные, нет ни одного похожего друг на друга. Скажите, почему? (Это наши родословные деревья…это деревья, которые мы оформили вместе с родителями… по этим деревьям можно узнать свою родословную… такие деревья составляли с давних времен, чтобы каждый новый член семьи знал свои корни, своих родных, предков…это давняя семейная традиция – составлять генеалогическое древо…(и т.п.)) Третье задание: Объясните, почему историю семьи оформляют в виде дерева. Назовите правила составления родословного дерева. Воспитатель: Почему называют – родословное дерево? (Потому, что семья как дерево – растет, увеличивается…семья мощная, сильная, крепкая как дерево…) Воспитатель: Верно, вы все хорошо разобрались в правилах составления родословного дерева, я надеюсь, эту замечательную традицию вы будите хранить и продолжать вести свою родословную. Воспитатель: Вот еще одна страница от книги «Традиции русского народа: Застолье ». Воспитатель с детьми рассматривают страницу, воспитатель говорит, чтоеще с давних времен любой уважаемый человек считал своим долгом периодически устраивать пиршества и приглашать на них большое количество гостей. Наиболее частым блюдом на столе наших предков были продукты хлебопечения, каши и кисели, т.е. то, что изготавливалось из зерна. В скоромные дни кисели ели с молоком, а в постные — с постным маслом. Воспитатель: А теперь, двигаемся дальше. Занимают места на карусели и под словесное сопровождение «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не бегите, карусель остановите», попадают на полянку, на которой лежит страница от книги. 5. Праздник «День матери» Четвертое задание: Отгадайте загадку Приголубит кто тебя? Поцелует кто любя? Сварит, постирает, свяжет, Сказку добрую расскажет, Пожалеет, пожурит, Ласково поговорит, кто же это? (Мама) Воспитатель:Да, вы правы! Мама –главное слово в нашей судьбе! Воспитатель: А какой праздник празднуется в последнее воскресенье ноября? (День матери) Воспитатель: Давайте споём песню про маму. Находим четвертую страницу из книги «Традиции русского народа: Русская ярмарка» Воспитатель с детьми рассматривают страницу, воспитатель поясняет, что в те времена в деревнях и селах торговля практически отсутствовала, поэтому ярмарки стали для простого народа очень удобным местом, где можно было продать излишки своей сельскохозяйственной продукции, прикупить обновки и другие необходимые товары, отдохнуть в конце концов от изнурительной земледельческой работы, повеселиться и как говориться «себя показать и других повидать». Воспитатель: Пора двигаться дальше! Занимают места на карусели и под словесное сопровождение «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не бегите, карусель остановите» Полукругом стоят стульчики, дети садятся. 6. Русские традиции. Пятое задание: Запомните пословицу. Назовите традиции, которые существовали на Руси, какие из них до сих пор соблюдаются! Воспитатель: - На экране картинки: кошка, младенец, праздник, чай. Воспитатель: Повторите пословицу «Хорошая семья-традициями крепка» (Дети повторяют 3 раза) Воспитатель: Посмотрите на первую картинку скажите, что это? Если дети затрудняются рассказать о традиции, то рассказывает воспитатель. 1. На экране – Кошка, а какая была традиция на Руси, связанная с кошкой? (Есть такая старинная традиция, при переезде в новый дом или квартиру, первой в жилище пускали кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.) 2. На экране - Малыш – Уголёк (Когда ребенка купали в первый раз, в тазик с водой опускали уголек, зернышко и монетку. Уголек-пусть всегда в доме будет тепло. Зернышко- будь всегда сыт. Монетка - будь всегда богат). 3. На экране Праздник. Воспитатель: А эту традицию вы все знаете, что это? (Это праздник) Воспитатель: Праздников на Руси было очень много. А какие народные праздники вы знаете? (Масленица, Пасха, Яблочный спас и др.) А что люди делали на праздниках? (Они пели, плясали, водили хороводы, а главное были очень дружными!) Хороводная игра «Пузырь» Воспитатель объясняет правила игры. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры, хоровод сходится, как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т. е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода, не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом: Надувайся, пузырь, Надувайся велик! Раздувайся, держись, Да не лопайся! 4. На экране – Чай, а какая была традиция на Руси, связанная с чаем? (Чаепитие) ( Когда семья собирается за одним столом, стелют нарядную скатерть, ставят чайную посуду, кладут столовые приборы, к чаю подают пряники, леденцы, печенье, кренделя, варенье, мед) Находят четыре страницы из книги «Традиции русского народа:1. Новоселье, 2.Купание младенца в русской семье, 3. Русские народные праздники, 4. Чаепитие». Воспитатель: Молодцы, ребята! Страницы книги мы собрали, отправляемся обратно в детский сад. Занимают места на карусели и под словесное сопровождение «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не бегите, карусель остановите». |
3.Заключительная часть: оценка деятельности детей, самооценка, подведение итогов. Чаепитие. | Воспитатель: Почему мы не смогли сразу познакомиться с книгой, которую я вам принесла? (Баба Яга испортила ее, вырвала из нее страницы и разбросав их по стране) Воспитатель: Что мы сделали, чтобы восстановить книгу? (Мы отыскали все страницы из книги, собрали ее. Книга оказалась очень красочная и интересная) - Что нового узнали? - Я хочу вам сказать: Любите, уважайте, берегите, радуйте своими успехами своих родителей. Цените самое дорогое, что есть у человека – свои семьи. Будьте все вместе, друг друга цените Обиды и ссоры подальше гоните И пусть про вас говорят все друзья: Какая хорошая – ваша семья. Воспитатель: По русской традиции, сейчас у нас будет чаепитие с угощениями. |