Оригами как средство подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
Подгорних Анна Александровна, воспитатель
Оригами – техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях.
Для успешной подготовки ребенка к обучению в школе немаловажным является развитие мелкой моторики и координации движения пальцев рук. В.А. Сухомлинский говорил, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов и речи.
По мнению многих выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеева) складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а также совершенствованию глазомера и сенсорики в целом, активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. Развитие данных психических процессов является одним из главных критериев готовности дошкольника к обучению в школе. Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.
Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой-либо одной. Именно поэтому складывание способствует повышению активности как левого, так и правого полушарий головного мозга. Это является благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегий взаимодействия полушарий. Медики утверждают, что занятия оригами влияют на психическое состояние ребенка, приводя его в здоровое равновесие; у детей снижается тревожность, что позволяет им легче адаптироваться к различным сложным ситуациям.
Создание оригами – это кропотливый труд, где задействованы многие составляющие: должен четко работать глазомер, нужно запоминать последовательность действий, важно не торопиться и делать всё аккуратно, старательно.
Понимая влияние конструирования из бумаги на подготовку к обучению детей в школе, решила с детьми старшей группы заняться оригами.
Составила программу дополнительного образования «Чудеса из бумаги». Занятия провожу 1 раз в неделю во второй половине дня. Для создания мотивации использую: игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры, для создания творческой атмосферы применяю художественное слово.
Обучение складыванию базовых форм провожу индивидуально. Во время обучения использую следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки.
Занимаясь оригами, тренируемся проговаривать условные обозначения заготовок, что способствует быстрому запоминанию последовательности их изготовления. Постоянно оперируем терминами: угол, сторона, линия, вершина, диагональ. Во время деятельности даются детям чёткие, конкретные указания: «возьмите правый верхний угол и положите его на левый нижний…», «приложите левую сторону на правую…» и т.д. Этого требуется и от них. В результате у детей сформировались прочные умения ориентироваться на плоскости, аккуратно работать в тетради.
Как и в любой игре, в оригами удовольствие доставляет и сам процесс изготовление фигурки, и конечно, результат. Дети с удовольствием придумывают разные игры и истории с готовыми изделиями; очень гордятся достижениями, бережно относятся к своим поделкам, рассказывают взрослым и сверстникам о том, как они их делали.
Родители заинтересованы деятельностью детей. Пополняют «центр творчества» разнообразной по цвету и фактуре бумагой, предлагают новые идеи, схемы, книги, что способствует дальнейшему укреплению партнерских отношений. Для них проведена консультация «Влияние оригами на всестороннее развитие и развитие мелкой моторики дошкольника».В конце учебного годабудет предложенородителям вместе с детьми сделать, используя технику оригами, фигурки животных к игре «Зоопарк».
Все дети, реализующие программу дополнительного образования «Чудеса из бумаги», с интересом осваивают технику оригами. Работая вместе, они научились делать разные композиции, выполнять оригинальные поделки. У всех отмечаются положительные результаты: повысился уровень развития концентрации внимания, памяти, пространственных отношений, мелкой моторики рук и многие другие качества личности обучающихся, необходимые при обучении в школе.
Постоянное применение этой техники в работе с детьми способствует тренировке руки к письму, знакомит с элементарными геометрическими формами, развивает пространственное мышление, понятия относительности (больше – меньше, короче – длиннее и т.д.), художественное восприятие, глазомер, коммуникативные навыки, внимательность, усидчивость, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижение цели необходимы не только ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена. А такие качества личности как взаимопомощь, творческий потенциал, умение преодолевать трудности будут необходимы на протяжении всей их дальнейшей жизни. Все перечисленные качества очень важны для ребенка и необходимы для успешного обучения в школе.