Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий

Аннотация в статье рассмотрены основные подходы к понятию «профориентация» в современном мире. Определена актуальность профориентации воспитанников дошкольного образовательного учреждения, выявления стартовых возможностей дошкольного учреждения в части самоопределения ребенка. Выделены основные особенности профориентации детей дошкольного возраста. А также раскрываются образовательные технологии, используемые в данном направлении работы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий

Аннотация: в статье рассмотрены основные подходы к понятию «профориентация» в современном мире. Определена актуальность профориентации воспитанников дошкольного образовательного учреждения, выявления стартовых возможностей дошкольного учреждения в части самоопределения ребенка. Выделены основные особенности профориентации детей дошкольного возраста. А также раскрываются образовательные технологии, используемые в данном направлении работы.

Ключевые слова: профориентация, профессиональная направленность детей, ФГОС ДО, образовательные технологии

Изменения, происходящие в системе дошкольного образования, ставят перед педагогами задачу ранней профориентации детей, возникает потребность – запрос государства в раскрытии индивидуальных качеств личности ребенка, позволяющие выявить потенциал, ресурс воспитанника, на которые необходимо будет опираться при определении будущего ресурса профессиональной ориентации, раннего определения склонностей и потребностей личности ребенка. Именно такие задачи стоят на данный момент перед ранней профориентацией дошкольников.

Понятие «профессиональная ориентация» имеет происхождение из латинского языка, что в переводе означает «род занятий». В. М. Чернышев под профессиональной ориентацией понимает комплекс экономических, социальных, психологических и педагогических мероприятий, которые направлены на формирование профессиональной личности []. В процессе формирования происходит выявление способностей, интересов, прочихфакторов, влияющих на выбор профессии. В настоящее время профессиональная ориентация является важным элементом рынка труда.

Л. М. Швачунова определяет профессиональную ориентацию как целенаправленную деятельность, которая способствует профессиональной подготовке учащихся, молодых людей и населения страны, выбору профессии в соответствии с целями, личностными качествами, установками, приоритетами и возможностями [].

Л. В. Степанова профориентацию понимает, как мероприятие, помогающее человеку вступить во взрослую жизнь, и имеет намерение, заключающееся в формировании у школьника таких личностных качеств и способностей, как самоопределение и профессиональная направленность.

Профессиональная ориентация – это оказание помощи в профессиональном самоопределении личности в соответствии с её способностями, с учётом быстро меняющегося рынка профессий, а также задачами формирования у человека определённых качеств. Сегодня система дошкольного образования ставит перед нами задачу формирования у ребёнка таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность и ответственность, которые в будущем будут способствовать успешной реализации человека в профессиональной среде.

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что существует множество определений понятия «профориентация», т.к. меняются требования, методология и, соответственно, меняется содержание понятий.

В данный период педагогам необходимо сформировать определённую наглядную основу, благодаря которой в будущем у ребенка начнет развиваться профессиональное самосознание, он будет относиться положительно к работе взрослых.

Е. А. Климов [9] убежден, что в дошкольном возрасте следует искать истоки зарождения профессионального самоопределения, поскольку воспитанники испытывают повышенный интерес к определенной, привлекательной для них сфере деятельности, которая с возрастом может перейти в профессиональную деятельность.

В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, необходимо содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально — значимой деятельности для осмысленного выбора профессии, а также воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации.

В дошкольной образовательной организации можно говорить о профессиональной ориентации как о системе мер, что направлены помочь ребенку ознакомиться с миром профессий, что обеспечит ему в будущем подростковом возрасте свободный выбор профессионального пути, на базе тех представлений, которые сформировались у него относительно разнообразия профессий.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования поставлены задачи достичь целевые ориентиры, относительно которых ребёнок, став выпускником, будет положительно относится к миру и различным видам труда[].

Развиваясь социально и коммуникативно, ребёнок позитивно относится к творчеству и всякому труду, формируются безопасная модель поведения в социуме, на природе, в быту.

Целевые ориентиры ФГОС ДО гласят о необходимости обеспечения образовательной деятельности воспитанников в дошкольных заведениях положительного отношения к работе путем решения таких заданий:

- развить рабочую деятельность;

- воспитать в ребенке чувство, что труд других ценен, так же как и ценен собственный труд и его результаты;- предоставить первичные знания о работе взрослых, объяснить, какую роль она играет как для общества в целом, так и для человека в дельности.

Проблему ранней профориентации рассматривают сегодня как стратегически важную задачу, в успешном решении которой заинтересованы две стороны:

- государство, нуждающееся в грамотных и компетентных специалистах, способных интенсивно развивать науку, производство и технологии и др.;

- личность, стремящаяся найти работу, приносящую моральное и материальное удовлетворение, позитивные эмоции и позволяющую в полной мере реализовать свой творческий потенциал.

На современном этапе развития общества к системе дошкольного образования предъявляются высокие требования. Задачей любого ДОУ, педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике и, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий в нашем ДОУ строится с учётом современных образовательных технологий:

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная  и насыщенная сюжетно-ролевая игра.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами.

Следует отметить и то, что в процессе сюжетно-ролевой игры дети не только расширяют свои знания о людях с разными профессиями, но и обогащают свои знания и в других областях.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

2) Использование информационно-коммуникативных технологий.

Применяемые ИКТ разделили на группы:

Мультимедийные презентации

Познавательные видеосюжеты, мультфильмы

Аудиотека о профессиях (песни, поговорки, загадки)

Педагогами были разработаны профориентационные проекты, которые были реализованы в старших и подготовительных группах: «Все работы хороши – выбирай на вкус!», «Азбука профессий»…

Зная о том, что дети любят путешествовать, педагоги с увлечением стали продумывать этапы квест-игры профориентационной направленности. Воспитанники отправлялись в путешествие небольшими командами, которые, перемещаясь по точкам, этапам, выполняли различные задания. Дети сталкивались с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывали, как решить проблемы и преодолевают их, в конце игры подходили к определенному результату. Данную технологию применяли для расширения знаний детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе, таких как «Пожарные», «МЧС», «Спасатели», «ГИБДД», «Банкир» и т.п.

Нельзя точно спрогнозировать, в каких кадрах будет нуждаться экономика через 10–20 лет, но абсолютно точно, что для человека будущего – воспитанника детского сада – ключевым моментом в профессиональном успехе и самореализации будет гибкое сознание и мобильное отношение к смене профессиональной деятельности, чтобы иметь возможность проявить свои способности в различных видах деятельности

Таким образом, организация ранней профориентационной работы в дошкольном возрасте как первоначального этапа в системе раннего профессионального самоопределения должна, по нашему мнению, носить системно-деятельностный характер и опираться на принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Только в этом случае профориентационная работа будет способствовать формированию позитивного отношения дошкольников к миру профессий взрослых, уважения к труду и его результатам, обогащению социального опыта, послужит стимулом для развития в будущем профессиональных интересов и социально значимых качеств (самостоятельности, инициативности, активности, ответственности), активизации познавательных и творческих способностей, обеспечивающих успешную социализацию личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

6. Швачунова, Л.М. Современные форматы профориентации обучающихся в условиях взаимодействия образовательных организаций разных типов / Л.М. Швачунова, Н.Т. Рылова // Образование. Карьера. Общество. -2021. - №

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области