АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка — детский сад № 19 «Золушка»
142184, Московская обл., г. Подольск, мкр. Климовск, ул.Революции, д.8, тел. 8 496 7 616361,
E-mail:zoluschcka2010@yandex.ru, ОГРН 1025002691625, ИНН/КПП 5021011450/502101001,
ОКПО 53911954
Экологическая квест – игра
для детей старшего дошкольного возраста
«Жалобная книга природы»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ ЦРР - детского сада №19 «Золушка
Полукарова Маргарита Алексеевна
2021 г.
Конспект
Экологической квест – игры «Жалобная книга природы»
Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности квест - технологии.
Программные задачи.
- Продолжать развивать интерес детей к миру природы, расширять и уточнять их представления.
- Создавать условия для проявления инициативы и творчества в ее познании, учить наблюдать и развивать наблюдательность.
- Развивать желание исследовать и экспериментировать с объектами неживой природы.
- Развивать умение видеть красоту и своеобразие окружающей природой, учить передавать свое отношение к природе в речи и продуктивных видах деятельности;
- Закрепить порядковый счет в пределах 3.
- Создавать условия для развития социального и эмоционального интеллекта детей.
- Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, внимательное отношение к природе, умение проявлять заботу.
Оборудование и материалы: колонка, набор геометрических фигур из картона: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, ромб в формате А 3; набор предметных картинок: с изображением предметов живой и не живой природы, стакан с грязной водой, три пустых одноразовых стаканчиков, воронка, марля, ткань, ватные диски, книга, 3 пластиковых контейнера, разный мусор (пустые пластмассовые бутылки, бумажки, фантики, пищевые отходы), сюжетные картинки: изображение деревьев
Предварительная работа:
- Беседа о понятиях: живая и неживая природа.
- Беседа о воде, её свойствах и о роли её в жизни человека.
- Беседа о лесе, о правилах поведения в лесу и его значении в жизни человека.
- Беседа о сортировке мусора
- Рассматривание различных эмблем;
- Разучивание ЭКО – девизов;
Ход:
I Мотивационно- ориентировочный этап
Педагог и дети находятся на прогулочном участке детского сада.
ИКТ: Звучит первый куплет песни «Мы юные спасатели природы» (сл. и музыка Т. Гуляева)
Педагог: Дети, посмотрите вокруг себя, что вы видите?
Педагог: Солнце, небо, деревья, кустарники, цветы, трава, насекомые, птицы, как это все можно назвать одним словом?
( Дети могут назвать и другие объекты, которые их окружают, например: дома, малые архитектурные формы и т. д.)
Педагог: Что мы называем природой?
(Природа - это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека).
Педагог: Природа бывает живая и неживая. Что мы относим к неживой природе? Что мы относим к живой природе?
Педагог: Все мы прекрасно знаем, что природу надо беречь. Почему?
Педагог: Таким образом, мы смело можем утверждать, что Природа нуждается в нас с вами. Человек нужен природе и природа необходима человеку.
(Педагог обращает внимание детей на дерево, где висит кормушка и при попытке насыпать туда семечки, находит книгу)
Педагог: Посмотрите, дети, что это? (Читает название «Жалобная книга природы»)
Это жалобная книга! Как вы думаете, что значит жалобная книга?
Педагог: Так это значит в этой книге жалобы от самой природы? Давайте прочитаем их, чем же наша природа недовольна и попробуем ей помочь? Но, эта книга особенная. Каждую последующую жалобу мы сможем прочитать только в том случае, если справимся с предыдущей.
Основной этап
Педагог: Открываем первую страницу и читаем первую жалобу: «Находясь в лесу, на речке, к сожалению, не все люди убирают за собой мусор».
Педагог: Дети, чем это может грозить нашей природе, и как мы можем ей помочь?
Педагог: Дети, посмотрите, сколько мусора на этой замечательной полянке. Предлагаю убрать это мусор. Посмотрите на мусор и скажите, правильно ли мы сделаем, если все это соберем в один контейнер? Почему? (сортировка мусора: на пластик, на бумагу, пищевые отходы)
Проводится игра: «Убери за собой полянку»
Педагог: Давайте сделаем вывод, а для этого вспомним знакомый вам ЭКО-ДЕВИЗ. («Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!»)
Педагог: Открываем вторую страницу и читаем вторую жалобу.
Я бегу, бурю, играю,
И даже по небу летаю.
Не уследишь — могу пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит мне летать,
На землю падаю опять.
Педагог: Дети, у вас есть предположения от кого эта жалоба? Что вы знаете о воде?
Жалоба: Меня не ценят. Мало того, что загрязняют, меня совсем не берегут: не закрывают плотно краны, расходуют нерационально.
Педагог: Что вы можете предложить, для того, чтобы ежедневно беречь воду?
Педагог: К сожалению, на сегодняшний день, много рек, озер, водоемов загрязнены. Как мы можем помочь природе?
Проводится серия опытов по очистке воды:
1 опыт: «Фильтрация воды через марлю»
Педагогом заранее подготовлены стаканы с грязной водой, набранной из пруда и несколько пустых чистых. В первый стакан вставляется воронка с фильтром. В качестве фильтра берется марля. Переливаем грязную воду тонкой струйкой в чистый стакан. Обращаем внимание детей на то, что, вода, пройдя через фильтр - марлю стала чистой, но недостаточно.
Вывод: марля задерживает только большие кусочки грязи, мелкий мусор и грязь она пропускает.
2 опыт: «Фильтрация воды через плотную ткань»
Воронка вставляется во второй стакан. В данном случае фильтром служит плотная ткань. Опыт повторяется.
Вывод: плотная ткань способна удержать мелкий мусор, но, тем не менее, вода остается мутной, так как наиболее мелкие частички все же смогли пройти через ткань.
3 опыт: «Фильтрация воды через ватные диски»
Воронка вставляется в третий стакан. В данном случае фильтром служат несколько ватных дисков. Обращаем внимание детей на то, что диски вставляются очень аккуратно, не продавливая их. Опыт повторяется.
Вывод: Вода стала чистой. Ватный фильтр самый плотный, и не пропускает самые мелкие соринки.
Педагог: Вот так мы вместе очистили воду от вредных примесей. Какой еще ЭКО-ДЕВИЗ, мы можем с вами вспомнить?
( «Каждая капля чистой воды важна для нашей земли»)
Педагог: Открываем третью страницу и читаем третью жалобу.
Педагог: «Побывав у меня в гостях, люди иногда оставляют костры зажжёнными. Из-за этого часто случаются пожары. Погибают миллионы растений. Когда сгораю я, то животным приходится уходить. Из-за этих вечных переходов животные иногда погибают, если им, конечно, удаётся выбраться из огня».
Педагог: Ваши предположения, кто мог написать эту жалобу? Что вы можете сказать о лесе? Какую роль он играет в жизни человека?
Проводиться игра « Что мы сделали не так»
( Детям предлагаются три сюжетные картинки: изображение деревьев; со сломанной веткой, с надписью на коре, сделанную острым предметом; с опаленным стволом).
Педагог: Посмотрите, что не так с этими деревьями, и какие последствия могут произойти, если люди будут продолжать так себя вести.
Педагог: Лес - это легкие земли, поэтому мы должны запомнить правила поведения в лесу и строго их выполнять.
Педагог: На сегодня жалоб больше нет.
Педагог: Сейчас, я хотела бы вам предложить составить эмблему – природы, которая постоянно будет нам напоминать, о том, как прекрасна наша природа и о том, что она постоянно нуждается в нашей защите.
( Детям предлагается: наборы геометрических фигур из картона: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, ромб в формате А 3, набор предметных картинок с изображением объектов живой и неживой природы.)
Рефлексия
Педагог: Дети, чьи жалобы мы с вами сегодня разбирали? На ваш взгляд, какая жалоба самая главная? Вам понравилось помогать природе? Будете ли вы продолжать это делать каждый день? Ваня, с чего начнешь ты? И т.д.