«Мультстудия как средство развития инициативы и творчества у детей старшего дошкольного возраста»
Беркалиева Галина Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» структурное подразделение «Созвездие».
Современный воспитатель идет в ногу со временем, он динамичен, мобилен, устремлен к совершенствованию педагогической деятельности. Современный воспитатель всегда в поиске…поиске новых приёмов, методов и технологий, актуальных здесь и сейчас. А современный ребёнок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад.
Существенные изменения в системе дошкольного образования невозможно не заметить. Быстрым темпом входят в нашу повседневную профессиональную жизнь различные информационно коммуникативные технологии. Компьютер, телевизор и прочие гаджеты стали неотъемлемой частью нашей жизни. Рождаясь ребенок сталкивается с ними раньше, чем с живой природой. И наша задача превратить современное ИКТ оборудование в руках ребёнка в инструмент всестороннего развития.
Учитывая современные реалии и осваивая новые технологии в 2023 году в структурном подразделении "Созвездие" МБДОУ Детский сад "Лукоморье" стала функционировать анимационная студия «Мульткадрики». Главным помощником нам стал современным мультстанком для анимации, web-камера и микрофоном. Приобретено программное обеспечение АртИгрушка от создателей Сиреневой Мультстудии Kids Animation, она невероятно проста и понятна в работе, доступна ребенку и удобна педагогу.С помощью её мы отрыли для себя и наших воспитанников анимационную педагогику.
Сегодня мы представляем свой опыт работы по теме «Мультстудия как средство развития инициативы и творчества у детей старшего дошкольного возраста».
Анимационная педагогика – это уникальный инструмент комплексного развития детей. С помощью языка анимации можно:
- формировать творческий потенциал дошкольника;
- стимулировать любознательность, познавательную и творческую активность,
- пробуждать интерес к разным видам действительности;
- удовлетворять потребность в познании и самовыражении.
Еще один плюс, искусство анимации пластично, нет строгих правил и никакой работы по существующему шаблону.
Постигая азы анимации и мультипликации, дети знакомятся с ведущими профессиями (художника, режиссера, сценариста, оператора, художника-мультипликатора и др.) и имеют возможность проживать эти роли, реализуясь и само, выражаясь на каждом занятии. Анимационная студия дает огромные возможности для развития творческого потенциала, можно работать на разных анимационных техниках или подбирать технику под индивидуальные интересы ребенка.Предусматриваются различные формы как индивидуального творчества ребенка, так и его сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми – педагогами и родителями.
Разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн, декоративно-прикладное творчество и лего - конструирование – сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает литературные, музыкальные, актерские, режиссерские и операторские занятия.
Предлагаю заглянуть в нашу мульстудию во время создания мультфильма.
Все начинается с идеи. Отдаем инициативу детям, лишь немного направляем в нужное русло.
Изначально мы выбираем известную сказку, рассказ, стихотворение или вспоминаем историю из собственного опыта, или придумываем историю сами (сюжет сочиняется самостоятельно).
Совместно с детьми выбирается наиболее подходящая техника к задуманному сюжету и совместная подготовка фонов, атрибутов и героев.
На основе выбранного сюжета, разрабатывается сценарий и создается раскадровка. Будущий мультфильма разбиваем на эпизоды с определением их длительности и происходящего действия, определяем какой план необходим (дальний, общий, средний крупный, сверхкрупный, деталь). Происходит обсуждение с детьми того, что может делать наш персонаж, где он находится и что его окружает.
На этапе обучения, в ходе создания первых мультфильмов, роль режиссера берет на себя воспитатель, в дальнейшем это также может делать ребенок, определив последовательность действий.
Один из детей, выполняет роль оператора, его место у ноутбука и по команде режиссера, производит покадровую съемку, а аниматоры осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом.
И вот мы на финишной прямой.
- дети-актеры перед микрофоном озвучивают свои диалоги, придумываются и записываются различные звуки, шумы
- воспитатель монтирует все части мультфильма вместе на компьютере с помощью специальной программы, однако дети могут участвовать в наблюдении за данным процессом, отбраковке неудавшихся кадров, выборе титров и внесение небольших изменений.
Мультфильм готов.
Воспитанники самые первые просматривают готовый мультфильм и потом с удовольствием презентует его родителям или воспитанникам других групп. Гордость за собственное творчество, буря эмоций ну и же конечно желание создавать еще.
Однозначно, у детской анимации в дошкольной педагогике большое будущее.
Анимационная студия - площадка для триединого сотрудничества, которое даёт образовательный эффект, в результате которого развивается не только речь, воображение, творческие способности, но и создается команда, увлеченная общим делом. Появляется возможность взаимодействовать, общаться, договариваться, сотрудничать, проявлять партнерские способности, примеряя на себя разные социальные роли. Формируются 4ка компетентности, которые важны в современном мире. Каждый получает свой результат, свой образовательный эффект.
Вспомним классику: современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Как известно, именно в дошкольном детстве закладываются основы этих важнейших качеств и именно в наших руках новые приёмы, методы и технологии, актуальные здесь и сейчас.