Конспект НОД по речевому развитию
на тему «Мир сказок!»
(средняя группа)
Цель:формирование умения узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам; закреплять название русских сказок.
Задачи: образовательные: закреплять познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок; обобщать и систематизировать знания детей в названии русских сказок.
развивающие:развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы; расширять словарный запас; развивать связную речь, мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам; формировать навык сотрудничества, доброжелательность.
Предварительная работа:рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам; загадывание загадок о сказках, чтение русских народных сказок, показ сказки «Теремок» .
Материалы и оборудование: фланелеграф, книжки со знакомыми скаками, сундучок, шарик воздушный , конверт с письмом, клубочек с нитками,«Волшебная шкатулка», мнемотаблица к сказкам:« Репка», «Колобок», «Теремок», письмо, большая книга с маленькими книжками любимых сказок.
Словарная работа: сказочный, волшебный сундучок, герои сказки, Фея, Имитация движения, встретил, какой герой, Мир сказок, мнемотаблица к сказкам:« Репка», «Колобок», «Теремок».
Методы: сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, загадывание загадок, чтение стихов, педагогическая оценка, поощрения, пояснение, рассматривание иллюстраций.
Ход:
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). Какие сказки вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Много сказок знаете. Как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то... (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то... (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т.д.
Воспитатель: Где в нашей группе живут сказки? (ответы детей: в книжном уголке)
Воспитатель: Что случилось? С нашего книжного уголка пропали все сказки. Что же нам делать? Давайте отправимся в страну сказок. Вы готовы? (ответы детей: да)
Воспитатель. Сегодня у нас с вами необычный день, а сказочный. Много сказок есть на свете, сказки эти любят дети. Сказка, сказка приходи, будут рады малыши,
Воспитатель: Тише, дети, не шумите, нашу сказку не спугните-
Здесь бывают чудеса, сказка спряталась пока.
II. Основная часть
Воспитатель: По дорожке дети шли, шарик сказочный нашли(идут друг за другом по кругу)
Воспитатель: Шарик это не простой, он волшебный вот какой. Интересно, чей это шарик? (рассматривают)
Воспитатель: Ребята, здесь записка, давайте посмотри, что там? Этот шарик нам прислала фея из страны «Сказок». Она пишет, что у жителей страны Сказок случилась беда, герои перепутались в сказках. Фея просит помочь вернуть героев в свои сказки. Поможем, ребята?(ответы детей: да)
Воспитатель: Чтобы нам не заблудиться Фея передала волшебный клубочек, он будет показывать дорогу в страну сказок.
Воспитатель: «Ты, клубочек, повернись, побеги, и нас в сказку приведи!» (кидают клубочек и идут за ним)
Воспитатель: На пути волшебный сундучок, в нем спряталась первая наша сказка. Фея нам в своем послании в шарики, просит правильно назвать героев сказки. Послушайте загадку.
Воспитатель: Посмотрите, там за елкой на опушке, чья-то спряталась избушка.
Не велик собою дом, но зато вместителен, Уместиться можно в нём, самым разным жителям, Не висит на нём замок, этот домик… (Ответы детей: Теремок).
Воспитатель: Давайте по картинке из волшебного сундучка расскажем правильно нашу сказку «Теремок» (мнемотаблица к сказке Теремок)
Воспитатель: Вспомним, какие звери жили в теремке. Кто первым нашел домик-теремок? А кто не поместился в теремок и сломал его?
Воспитатель: Мы с вами поможем построить новый теремок и расселим в нем зверей.
Пальчиковая игра «Стройка»
Тук-тук-постук, раздается где-то стук
Молоточки стучат, строят домик для зверят (кулачки друг о друга)
Вот с такою крышею (руки сомкнуты над головой)
Вот с такими окнами, (две руки перед глазами)
Вот с такою дверью (одна рука перед глазами)
А на двери весит замок, кто его открыть бы мог?
Повертели, покрутили, постучали и - открыли.
Воспитатель: :С каких слов начинается сказка «Теремок?»(ответы детей:стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…)
Воспитатель: Давайте вспомним, какие в сказке у каждого зверька прозвища: мышка… (норушка), лягушка… (квакушка),зайчик… (побегайчик), лисичка… (сестричка), волк…(серый бочок, зубами щёлк), медведь…(косолапый)
Воспитатель: «Ты, клубочек, повернись, побеги, и нас в сказку приведи!» (кидают клубочек и идут за ним)
Воспитатель: Вот еще одна сказка ждет нашей помощи. Отгадайте загадку:
Жили-были дед, да баба, кошечка, собака Жучка
И непоседа внучка. Был у них и огород, что там только не растет (ответы детей: Репка).
Воспитатель: Ребята, какие герои в этой сказке, поглядите на героев, какие они расскажите.
Воспитатеь: Что можно сказать о внучке,? (Ответы детей: девочка, непоседа, шалунья, маленькая, ребенок).
-Собачка (ответы детей: верный сторож, лает, виляет хвостом, хозяин дом, охранник).
-Кошка (ответы детей: ленивая, пушистая, ловит мышей, царапается).
Дети по мнемотаблице рассказывают сказку «Репка».
Воспитатель: Ребята вы правильно помогли героям сказки «Репка» вернуться в свою сказку и Фея за вами наблюдает и радуется, что вы отлично знаете героев любой сказки.
Воспитатель: Мы тоже посадим свою репку и сварим кашу.
Физкультурная минутка «Сказки».
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»).
Воспитатель: Отлично вы про всех героев рассказали, всем помогли. Нам пора дальше
отправляться. Эту сказку тоже забираем в группу.
Воспитатель: Куда же нам дальше идти? Нам надо пройти по камешкам, чтобы не упасть в ямку. Мы долго шли, очень устали. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Еще одна сказка осталась, прослушайте загадку:
Воспитатель: Для начала мы закроем глаза и скажем волшебное заклинание: «Раз, два, три, в сказку попади»! Вот это чудеса! Мы с вами попали в саму сказку «Колобок». Ребята, давайте представим, колобок забыл, что с ним происходило в сказке. Помогите ему вспомнить, пожалуйста, что с ним произошло.
Воспитатель: Для начала мы вспомним, как начинается сказка? (Ответы детей) Кто попросил слепить колобка? (Ответы детей) Кто слепил колобка? (Ответы детей) Из чего она слепила колобка? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте и мы с вами, ребята, слепим свой колобок.
Пальчиковая гимнастика «Тесто!»
Мы месили тесто, тесто, (сжимаем и разжимаем пальчики)
Мы лепили колобка, (лепим пирожок)
Будет всем нам интересно (поглаживание пальчиков)
В этой сказке побывать (руки сложить домиком над головой)
Воспитатель: Вспомните дальше, от кого ушел колобок? (Ответы детей) И куда покатился колобок? (Ответы детей) Кого он там первым встретил? (Ответы детей)
Воспитатель: Что сделал колобок, что его отпустил зайка? (Ответы детей) Кто же следующий ему встретился на пути? (Ответы детей). Какой волк был злой или добрый? (Ответы детей): Как рычит злой волк? (ответы детей: рычат и показывают зубки – ррррр).
Воспитатель: Отгадайте какого героя он дальше встретил? Он большой и косолапый. Любит кушать он мед лапой, любит он малину очень, а еще он спит зимой. Догадались, кто это? (Ответы детей) Медведь съел колобка? (Ответы детей). И кто был следующий на пути у колобка? (Ответы детей). Ребята, давайте мы расскажем колобку, какая была лиса. (Ответы детей) И что же произошло с колобком, когда он встретился с лисой? (Ответы детей).
Воспитатель: Мы выполнили просьбу доброй Феи и нашли наши сказки. Долго мы с вами гуляли, пора домой возвращаться, для этого скажем волшебные слова ( забираем сказки в группу).
Воспитатель: Ну-ка за руки возьмитесь, скоком - боком повернитесь-
И все в группе очутитесь!
Итог:
Вам понравилось путешествовать по сказкам? (ответы ). Что вам запомнилось ?.Какие сказки вам встретились на пути? А что произошло, если бы мы не помогли Феи? Что случится, если все сказки вдруг исчезнут? (ответы детей: будет скучно и грустно; дети будут плохо засыпать и т. д.)
Посмотрите, в волшебном сундучке книжки, их нам подарила Фея, чтобы мы чаще с вами посещали Мир Сказок.