Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Метдическая разработка урока- конференции "Глобальные проблемы экономики" по УПД.03 Экономика

Цель обобщение и систематизация знаний о глобальных проблемах экономики, их сущности, причинах возникновения и путей решения. Задачи Образовательная Раскрыть основные подходы к понятию «глобальные проблемы экономики» и сформулировать их характерные особенности. Развивающая Развить логическое мышление на основе усвоения обучающимися причинно-следственных связей и сравнительного анализа. Воспитательная Воспитать дух толерантности на основе благожелательного отношения к мнению других людей, умения внимательно слушать и слышать.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Озерский технический колледж

(ГБПОУ ОзТК)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА- КОНФЕРЕНЦИИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

по УД ЭКОНОМИКА (из обществознания)

1 курс

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время задача образования состоит в воспитании «современно образованных, творческих, мобильных людей, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора». Реализация данной проблемы возможна через создание определенных педагогических условий, при которых личность будет поставлена в позицию активного участника не только учебного процесса, но и моделирования собственной жизни.

В связи с этим актуальным становится вопрос использования в ВОП активных нетрадиционных форм обучения, когда обучающийся является субъектом образовательного процесса.

Современная методика преподавания экономики располагают значительным опытом применения методов и организационных форм, активизирующих познавательную деятельность обучающийся. Активность обучающийся в процессе обучения экономики проявляется во всех сторонах личности: интересе к новой информации, радости познания, установки на решение проблемных ситуаций, готовности к решению задач, общении с товарищами.

Условиями активизации являются атмосфера взаимного доверия и уважения, руководство процессом обучения на основе сотрудничества студентов и преподавателя, побуждение обучающийся к творческой самостоятельной деятельности.

При этом усиливаются воспитательные функции преподавателя, который становится «режиссером» УВП, поддерживающего творческие возможности обучающийся.

В этой связи важно последовательно использовать методы и формы организации учебной деятельности, активизирующие познавательную деятельность обучающийся и создающие положительный эмоциональный фон. К ним относятся проблемные лекции, семинары, конференции, ролевые игры, дискуссии и т.д.

Сами по себе формы и методы обучения не бывают активными или пассивными. Активными они становятся в том случае, если отвечают логике учебного процесса, содержанию экономического материала, освоены преподавателем и обучающийся, восприняты как результат коллективной самостоятельной деятельности.

Тип урока: урок-конференция (обобщение знаний).

Цель: обобщение и систематизация знаний о глобальных проблемах экономики, их сущности, причинах возникновения и путей решения.

Задачи:

Образовательная

Раскрыть основные подходы к понятию «глобальные проблемы экономики» и сформулировать их характерные особенности.

Развивающая

Развить логическое мышление на основе усвоения обучающимися причинно-следственных связей и сравнительного анализа.

Воспитательная

Воспитать дух толерантности на основе благожелательного отношения к мнению других людей, умения внимательно слушать и слышать.

Средства обучения: мотивационный ролик «Глобальные проблемы человечества», мультимедийные презентации, вопросы-ответы, сводная таблица «Пути решения глобальных экономических проблем», анкеты.

Методы и формы обучения:

В диалоге принимают участие: Президент Экономического форума (ведущий-преподаватель), корреспонденты газет и журналов, сайтов: «Мир вокруг нас», «Вопросы военной истории», «Воинская слава», «Новое время», «Работа. Ru», «Работа в России», а также обозреватели по экономическим, политическим и социальным вопросам (обучающиеся групп КП 21с-Контроль работы измерительных приборов; ДО21с-Дошкольное образование; СП 21с-Сварочное производство, ЭС 21с- Электроснабжение; ТК 21- Технология аналитического контроля химических соединений).

ХОД УРОКА

Много нас – людей на белом свете. 
Маются серьезные умы:
В этой жизни, в этой круговерти, 
Сумасшедшие, расплодились мы!
Бьют демографические взрывы,
Сохнут реки, и чернеет наст,
Города вступают, как нарывы.
Очень много, слишком много нас!
Много нас. Ученый бомбу хвалит. 
Много нас. Эсминец рвет волну.
Много!.. 
Только все-таки не хватит
Нас – людей на новую войну.

Р. Рождественский

1. Президент ЭФ. Уважаемые коллеги! Приветствую Вас на Экономическом форуме! Глобальные проблемы охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего, требуют для их решения объединенных усилий, совместных действий всех государств, образуют треугольник: население – социальное и экономическое развитие – окружающая среда.

представляет участников форума

2. Демонстрируется мотивационный ролик «Глобальные проблемы человечества».

3. Вопрос 1-Корреспондент журнала «Вопросы военной истории»:

В чем сущность проблемы мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны, т.е. глобальной проблемы №1?

Специалист Федеральной службы безопасности Котков Роман (СП 20с).

Ответ 1, презентация 1:

«Терроризм – это самое злобное, самое гнусное преступление на земле!

Совершая преступления, террористы выбирают такие безопасные для себя места, как больницы, школы, театры, концертные площадки, вокзалы, рынки.

Теракт на стадионе в Грозном, в результате которого погиб президент Чечни Ахмад Кадыров.

Теракт на рынке во Владикавказе: Людей перепахало осколками.

Терроризм – это преступление, направленное на процесс принятия государственных решений, использующее в качестве главного оружия страх людей, вызываемый взрывами, поджогами, убийствами.

Захват заложников 1 сентября 2004 года школа в городе Беслане, 9 мая 2002 года в г. Каспийске 6 февраля 2004 года преступники взорвали самодельное взрывное устройство в вагоне электрички на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». 24 августа 2004 террористы взорвали самолёты Ту-154 и Ту-134 в воздухе над Тульской и Ростовской областями. Погибли 90 человек.


11 сентября 2001 года в США был совершен один из самых кровавых террористических актов. Преступники захватили 4 гражданских авиалайнера. Два из них они использовали как огромные ракеты, направив их на наиболее высокие в Нью-Йорке здания. В результате погибли около 6 тыс. человек.

Те, кто организуют террористические акты, чаще всего преследуют цель получить доступ к власти и богатству. Но для организации убийств и взрывов они правдами и неправдами привлекают других людей.

Дети являются самым уязвимым и самым привлекательным объектом для преступников. Поэтому необходимо всегда помнить об ответственности за каждый свой поступок и быть бдительным.

В России в 2006 году принят закон «О противодействии терроризму».

Для поиска и уничтожения террористов на территории страны, пресечения террористических актов действуют специальные подразделения. Это известные во всем мире боевые управления «Альфа» и «Вымпел».

Россия имеет огромные успехи в борьбе с международным терроризмом. Это подтверждает победа наших вооруженных сил в Сирии.

4. Вопрос 2: Корреспондент журнала «Воинская слава»: Какую роль в борьбе с терроризмом занимает мировое сообщество?

Специалист Федеральной службы безопасности Котков Роман (СП 20с)

Ответ 2, презентация 2: Ответ заложен в принципах Организации объединенных наций (ООН). Это…

5.Вопрос 3: Корреспондента экономического вестника «Мир вокруг нас» 

Если причина опасаться, особенно России, что запасы нефти и газа в скором времени будут исчерпаны?

6. Кандидат экономических наук, заведующий кафедры МГУ Нуриев Артем (СП 20с) о проблемах ограниченности ресурсов.

Ответ 3, презентация 3:

«Энергетические проблемы неизбежно сказываются на экономическом развитии стран со слабой экономикой.

Эта глобальная проблема связана прежде всего с ограниченностью важнейших органических и минерально-сырьевых ресурсов планеты. Учёные предупреждают о возможном исчерпании известных и доступных для использования запасов нефти и газа, а также об истощении других важнейших ресурсов: железной и медной руды, никеля, марганца, алюминия, хрома и т.д. В сегодняшнем мире неуклонно расширяется потребление природных ресурсов:

Нефть, млн т. 3450

Природный газ млрд м3 2220

Уголь, млн т. 4625

Нефтяная промышленность - это крупный хозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям.
Нефть - национальное богатство, источник могущества страны, фундамент ее экономики.

За последние два десятилетия человечество вычерпало из недр более 60 млрд. т нефти. Казалось бы, доказанные запасы при этом сократились на такую же величину? Ничуть не бывало. Если в 1977 году запасы оценивались в 90 млрд. т, то в 1987 г. (через 10 лет) уже в 120 млрд., а к 1997 году увеличились еще на два десятка миллиардов. Ситуация парадоксальна: чем больше добываешь, тем больше остается!!!

Энергетика - это основа промышленности всего мирового хозяйства.
Теплоэнергетика в основном твердое топливо. Самое распространенное твердое топливо нашей планеты - уголь. И с экологической и с экономической точки зрения метод прямого сжигания угля для получения электроэнергии не лучший способ использования твердого топлива.

Энергетическая промышленность является частью топливно-энергетической промышленности и неразрывно связана с другой составляющей этого гигантского хозяйственного комплекса - топливной промышленностью.

Атомная энергия

Атомная энергия крайне отрицательно воздействует на окружающую среду. Представители различных анти атомных кампаний часто заявляют, что атомная энергия содержит "скрытые эмиссии" газов, которые оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду.

Но по всем современным сведениям и подсчетам атомная энергия даже по сравнению с солнечной или гидроэнергией, которые считаются практически экологически безвредными, содержит достаточно низкий уровень углерода».

7. Член Государственной Думы, председатель комитета по вопросам демографии Овчинников Илья (ЭС 20с):

«Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения.

Рассмотрим демографическое положение в России, темпы убыли населения. Мы видим, что с 2000 года Россия падает в демографическую яму. Количество населения уменьшается, примерно на 7% каждые 10 лет. И к 2045году в целом снизится на 25%!

Наш президент В.В. Путин на заседании правительства сказал: «Демографическая ситуация в России снова обостряется, необходимо не допустить снижения численности населения страны в ближайшие 10 лет».

На 2016год смертность в России превышает рождаемость на 70 тысяч в год. Мигрирует же в страну за это же время около 200 тысяч. Политика правительства, направленная на финансовую поддержку семьям, решившим завести второго и третьего ребенка, дала свои результаты.

Еще одно высказывание известного политика: Нельзя рожать "для улиц"! «Владимир Жириновский». Его высказывание намекает на основные факторы снижения уровня жизни:

- стремительное снижение уровня доходов определенной части населения;

-значительная доля бедных;

-существенные масштабы безработицы вкупе с невыплатами зарплаты;

- разрушение социальной сферы.

Мировая демографическая проблема, наоборот- это проблема роста мирового, народонаселения, обострившаяся к середине 20 века. Проблема неоднородна. Если в развитых странах Восточной Европы и СНГ рождаемость снижается, то для большинства развивающихся стран высокие темпы прироста численности населения. Рост населения мира приводит к нарастанию угрозы загрязнения окружающей среды, скоплению гигантского количества людей в больших городах.

8. Вопрос 4: Корреспондент журнала «Новое время». Какие процессы окажут воздействие на стабилизацию численности населения стран Азии, Африки, Латинской Америки?

Ответ 4, презентация 4:

Да, действительно, по данным ООН к 2050 году численность населения земного шара достигнет 9,5 млрд. человек из которых 80% будут проживать в слаборазвитых странах. Высокие темпы увеличения населения сохранятся в некоторых странах Африки и Азии. Рождаемость на Африканском континенте самая высокая в мире 46,4 человека на 1000 жителей. По расчетам ученых, стабилизация численности наступит в конце XX – начале ХXI века при уровне 10-12 млрд. чел. Но в различных регионах Земли такая стабилизация произойдет в разное время, начиная с середины XXI века. Начнется она с Европы. На стабилизацию численности развивающихся стран оказывает решающее воздействие качество жизни: рост экономики, культуры, образование, развитие, урбанизация.

9. Специалист Института Глобализации по вопросам безработицы Низамутдинова Ксения (КП 20с)

10.Вопрос 5: обозреватель сайта «Работа. ru»: «Скажите, пожалуйста, как обстоят дела с безработицей молодёжи в странах Евросоюза?»

Ответ 5, презентация 5:

Молодёжную безработицу можно наблюдать в таких странах Европы — в Италии, Португалии, Франции, Германии, Греции:

Это настоящая бомба, особенно если учесть неконтролируемый приток мигрантов и вспомнить, какую активную роль играет молодёжь в современных уличных революциях.
И решить проблему безработицы в настоящий момент не представляется возможным. Европа с высоким курсом евро неконкурентоспособна. Мало кто решается сейчас открывать в Европе новый бизнес и создавать тем самым новые рабочие места — те же Китай с Россией выглядят в этом плане гораздо привлекательнее.

12.Вопрос 6 : корреспондент газеты «Работа в РОССИИ»:

«Нам многие пишут о том, что в России якобы все стонут от бюрократии, а в Европах любой документ оформляется по одному щелчку мыши».

Ответ 6, презентация 6:

Достаточно сказать, что для открытия небольшой фирмы в Германии придётся показать уставный капитал в 25 тысяч евро, что по карману далеко не каждому бизнесмену. Для сравнения, в России для открытия ООО надо показать уставный капитал менее чем в 150 евро.

13. Специалист Института Глобализации Панкратов Александр (ЭС 20с) «Пути решения глобальных экономических проблем»

«Цивилизация на нашей планете до сих пор жива благодаря тому, что люди, становясь сильнее, в конечном счете, умели становиться и мудрее».

Сохранение мира, упрочение международной безопасности и разоружение, являясь главной задачей ООН, служат основной предпосылкой создания международного климата, необходимого для решения глобальных проблем.

Важное место в деятельности ООН занимают проблемы охраны окружающей среды, здравоохранения, нормализации положения с продовольствием и др.

Наряду с задачами преодоления экономического отставания развивающихся стран большое место в деятельности международных организаций занимает решение продовольственной проблемы. Среди организаций, входящих в систему ООН, проблемами продовольствия и сельского хозяйства занимаются продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН-ФАО, Всемирный продовольственный совет, Экономический и социальный совет ООН и его региональные комиссии, Международный банк реконструкции и развития и другие организации.

Вопросы разоружения, региональных конфликтов, другие аспекты проблемы войны и мира регулярно рассматриваются на Генеральной Ассамблее ООН – её высшем форуме. Значительную роль в международных делах играет Совет Безопасности – основной политический орган ООН, на который возлагается главная ответственность за поддержание мира и безопасности.

В состав ООН входят также организации, играющие огромную роль в решении глобальных проблем.

ЮНИСЕФ- (Детский фонд)- занимается решением задач по обеспечению выживания, защиты и развитию детей.

ВОЗ (всемирная организация здравоохранения)- деятельность направлена на борьбу с особо опасными болезнями, предотвращение распространения эпидемий, разработку международных санитарных норм.

МОТ (Международная организация труда) - занимается социально-экономическими проблемами трудящихся (борьбой с безработицей и т. п.).

ВТО(Всемирная торговая организация) - Международная организация, которая занимается правилами международной торговли, призвана предотвращать «торговые войны».

МАГАТЭ(Международное Агентство по Атомной Энергии )- Организация, учрежденная для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии (контролируют АЭС, оказывают помощь при ликвидации аварий и т. п.).

Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития.

14. Президент ЭФ. Глобальные проблемы сложны. Недра Земли и Мировой океан таят в себе еще много неиспользованных и неоткрытых богатств, на смену традиционным придут новые ресурсы, НТР поможет улучшить экологическое равновесие между обществом и природой, а современный демографический взрыв – не вечное явление. Глобальные проблемы связаны с решением научных, технических, экономических, социальных, политических вопросов. В условиях мира, и научно-технической революции человеческой цивилизации не грозит гибель из-за перенаселения, недостатка ресурсов и загрязнения окружающей среды.

Прошу участников форума внести свои предложения по решению глобальных проблем!

15. Начинается обсуждение проблем, дебаты, споры. В результате - участники конференции заполняют обобщающую таблицу «Пути решения глобальных экономических проблем».

16. Рефлексия (анкета 1, 2)

17. Домашнее задание:

Обдумай выражения:

1. «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит пересесть из него просто некуда». (Антуан де Сент-Экзюпери)
2. Мы унаследовали Землю от наших предков. Мы берем ее взаймы у наших потомков! А как думаешь ты?

ПРИЛОЖЕНИЕ1

АНКЕТА 1

Вопрос: «Что вам дала новая форма организации учебы?»

ПРИЛОЖЕНИЕ2

АНКЕТА 2

Вопрос: Комфортно ли ты себя чувствовал на уроке?

Вопрос: Ты сегодня был:

Вопрос: Повлияла ли на тебя работа в группе или ты предпочитаешь работать один?

Вопрос: Когда ты больше устал?

Вопрос: Ты лично достиг цели?

ПРИЛОЖЕНИЕ3

Таблица 1- Решение глобальных экономических проблем

Глобальная проблема

Доказательства существования проблемы

Пути решения

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

Накопление средств массового уничтожения в мире.

Разоружение.

Контроль за разоружением.

Мирные договоры.

3. Демографическая проблема.

Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.

Активная демографическая политика.

Повышение экономического уровня развития стран.

Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.

4.Продовольственная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.

Рост спроса на сырье.

Истощение природных ресурсов мира.

Использование достижений НТР.

Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.

Использование альтернативных источников получения энергии.

Политика ресурсосбережения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области