Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад села Алаторка» муниципального района Иглинский район
Республики Башкортостан
Утверждаю
заведующий МБДОУ
«Детский сад села Алаторка»
______________ Огуреева О.С
Согласовано
Старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад села Алаторка»
______________Скрипченко Н.В
Выступление на районном мероприятии
«День открытых дверей» на тему
«Применение нейроупражнений в логопедической работе»
Подготовила:
учитель-логопед
Маслак И.А
2024
За последние десятилетия наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми нарушениями. Специалисты отмечают разнообразие форм речевой патологии, которые имеют многообразную этиологию и симптоматику. У многих детей речевая недостаточность имеет недифференцированный характер, и переплетается с недостатками в двигательной, когнитивной и других сферах психической деятельности.
Целенаправленное системное логопедическое и динамичное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. С этой целью в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, в коррекционно-развивающем процессе используются инновационные технологии такие как нейроупражнения.
Цели и задачи коррекционной работы по развитию речи детей посредством нейроупражнений.
Основная цель применения нейроупражнений с детьми нашей группы – это активизация развития речи у детей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- Стимулировать речевую активность детей;
- Развивать слухоречевое внимание детей;
- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление)
Нейроупражнения можно использовать на всех этапах коррекционного занятия.
Упражнения, используемые мной в работе с детьми:
1. Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
- Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз.
Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх.
Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны. - Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми движениями).
- Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).
- «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.
Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.
2. Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
- Игра «Звуковая тропинка»
Нужно идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А], наступать на него нужно правой ногой.
Если на следе нарисован символ звука [У], наступать нужно левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы).
- «Разложи яблочки».
Если в названии картинки есть звук [Р], нужно положить в правую корзинку. Если звук [Л] – в левую. (дети по одному подходят к яблоньке, срывают яблочко и отвечают: «Это РУКА. В этом слове есть звук [У]. Положу в левую корзинку» и т.д.)
Можно брать картинки на дифференциацию любых звуков.
- «Чья картинка?». Из фасолевого бассейна ребёнок достаёт по одной картинке и кладёт к определённому символу звука. Например: если в слове есть звук [Л]- кладём правой рукой, если в слове звук [Р]- кладём левой рукой.
- «Нос-ухо»
Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
3. Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).
- Передаём мячики, проговаривая слоги (ша,шо,)
- «Зеркальное рисование».
Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
Рисуем в миске на манке. От центра буквы: А,О,Р . От угла: У,И,К.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроупражнений в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников с общим недоразвитием речи.