Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Новочеркасский геологоразведочный колледж»
(ГБПОУ РО «НГК»)
Рабочая программа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.05* ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
в рамках программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности
21.02.20 Прикладная геодезия
2023
РАССМОТРЕНА на заседании ЦК дисциплин ОГСЭ и права Протокол № 1 от «31» августа 2023 г. Председатель ЦК___________Е.А. Стратий | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР ____________Г.Б. Долгополова «01» сентября 2023 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины СГ.05* Основы финансовой грамотности является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 21.02.20 Прикладная геодезия и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16 июля 2022 и зарегистрированного в Минюсте России от 31 августа 2022 № 69867 в соответствии с:
- учебным планом специальности, утвержденным «01» сентября 2023 г. с учётом запроса работодателей;
– примерной рабочей программой учебной дисциплины СГ.05*. Основы финансовой грамотности примерной образовательной программы СПО специальности 21.02.20 Прикладная геодезия
- Положением по разработке рабочих программ учебных дисциплин в ГБПОУ РО «НГК».
Организация-разработчик: ГБПОУ РО «Новочеркасский геологоразведочный колледж»
Разработчик:
Седловская Татьяна Александровна, преподаватель ГБПОУ РО «НГК»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
4 | |
6 | |
10 | |
12 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.06. Основы финансовой грамотности
Учебная дисциплина СГ.05* Основы финансовой грамотности является обязательной частью социально-гуманитарного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.20 Прикладная геодезия.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ЦО1ПТ, ЦО2ПТ, ЦО3ПТ, ЦО4ПТ, ЦО1Ц .
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 3.1. Разрабатывать мероприятия и организовывать работы по созданию геодезических, нивелирных сетей и сетей специального назначения, топографическим съемкам, при обработке аэрокосмической информации, геодезическому сопровождению строительства и эксплуатации зданий, и инженерных сооружений.
ПК 3.2. Принимать решения по комплектованию бригад исполнителей и организации работы бригады.
ПК 3.3. Реализовывать мероприятия по повышению эффективности работ, направленных на снижение трудоемкости и повышение производительности труда.
ЦО1ПТ Владеющий комплексом знаний, умений и навыков, качеств личности, обеспечивающих возможность профессионального роста.
ЦО2ПТ Проявляющий уважение к труду, в том числе, к общественно полезному, людям труда, трудовым достижениям, рабочим профессиям, трудовым династиям.
ЦО3ПТ Обладающий основами экономической культуры и финансовой грамотности.
ЦО4ПТ Осознающий тенденции экономического, технологического и гуманитарного развития Ростовской области, проявляющий деятельное участие в нем.
ЦО1Ц Проявляющий интерес к участию в поисковой и исследовательской деятельности, техническому творчеству.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК, ЦО | Умения | Знания |
ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ЦО1ПТ ЦО2ПТ ЦО3ПТ ЦО4ПТ ЦО1Ц | У1 Применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни; У2 Взаимодействовать в коллективе и работать в команде; У3 Рационально планировать свои доходы и расходы; У4 Грамотно применяет полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина; У5 Использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с банковскими операциями, рынком ценных бумаг, страховым рынком, фондовой и валютной биржами У6 Анализирует состояние финансовых рынков, используя различные источники информации; У7 Определять назначение видов налогов и применять полученные знания для расчёта НДФЛ, налоговых вычетов, заполнения налоговой декларации; У8 Применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг и выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц; У9 Планировать и анализировать семейный бюджет и личный финансовый план; У10 Составлять обоснование бизнес-идеи; У11 Применять полученные знания для увеличения пенсионных накоплений. | З1 Основные понятия финансовой грамотности и основные законодательные акты, регламентирующие ее вопросы; З2 Виды принятия решений в условиях ограниченности ресурсов; З3 Основные виды планирования; З4 Устройство банковской системы, основные виды банков и их операций; З5 Сущность понятий «депозит» и «кредит», их виды и принципы; З6 Схемы кредитования физических лиц; З7 Устройство налоговой системы, виды налогообложения физических лиц; З8 Признаки финансового мошенничества; З9 Основные виды ценных бумаг и их доходность; З10 Формирование инвестиционного портфеля; З11 Классификацию инвестиций, основные разделы бизнес-плана; З12 Виды страхования; З13 Виды пенсий, способы увеличения пенсий. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы | Объем часов в том числев форме пп |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 32/22пп |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)/ в т.ч. в форме практической подготовки | 32/22пп |
в том числе: | |
лабораторные занятия/ в т.ч. в форме практической подготовки | -/-пп |
практические занятия/ в т.ч. в форме практической подготовки | 24/22пп |
контрольные работы/ в т.ч. в форме практической подготовки | -/-пп |
курсовая работа (проект) / в т.ч. в форме практической подготовки | -/-пп |
самостоятельная работа | 2 |
Промежуточная аттестация в 8 семестре в форме дифференцированного зачета | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины СГ.06. Основы финансовой грамотности
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем в часах/ в т.ч. в форме практической подготовки | Коды ОК, ПК, ЦО, формированию которых способствует элемент программы | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1 Роль и значение финансовой грамотности при принятии стратегических решений в условиях ограниченности ресурсов | 1 | |||
Тема 1.1 Сущность финансовой грамотности населения, ее цели и задачи | Содержание учебного материала | 1 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 09, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ЦО1ПТ, ЦО2ПТ, ЦО3ПТ, ЦО4ПТ, ЦО1Ц | |
1 | Сущность понятия финансовой грамотности. Цели и задачи формирования финансовой грамотности. Содержание основных понятий финансовой грамотности: человеческий капитал, потребности, блага и услуги, ресурсы, деньги, финансы, сбережения, кредит, налоги, баланс, активы, пассивы, доходы, расходы, прибыль, выручка, бюджет и его виды, дефицит, профицит. | |||
2 | Ограниченность ресурсов и проблема их выбора. Понятие планирования и его виды: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное. SWOT – анализ. | |||
3 | Основные законодательные акты, регламентирующие вопросы финансовой грамотности в Российской Федерации. Международный опыт повышения уровня финансовой грамотности населения. | |||
Раздел 2 Место России в международной банковской системе | 11/10пп | |||
Тема 2.1 Банковская система Российской Федерации | Содержание учебного материала | 1 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ЦО1ПТ, ЦО2ПТ, ЦО3ПТ, ЦО4ПТ, ЦО1Ц | |
1 | История возникновения банков. Роль банков в создании и функционировании рынка капитала. Структура современной банковской системы и ее функции. Виды банковских организаций. Понятие ключевой ставки. Правовые основы банковской деятельности. | |||
2 | Депозит и его виды. Экономическая сущность понятий: сбережения, депозитная карта, вкладчик, индекс потребительских цен, инфляция, номинальная и реальная ставки по депозиту, капитализация, ликвидность. | |||
3 | Кредит и его виды. Принципы кредитования. Виды схем погашения платежей по кредиту. Содержание основных понятий банковских операций: заемщик, кредитор, кредитная история, кредитный договор, микрофинансовые организации, кредитные риски. | |||
4 | Расчетно-кассовые операции и их значение. Виды платежных средств: чеки, электронные деньги, банковская ячейка, денежные переводы, овердрафт. Риски при использовании интернет-банкинга. Финансовое мошенничество и правила личной финансовой безопасности. | |||
Практические занятия | 10пп | |||
№1 | Проведение SWOT – анализа при принятии решения поступления в среднее профессиональное заведение. | 2 | ||
№2пп | Решение кейса «Выявление целесообразности кредитования в банке на основе расчета аннуитетных платежей». | 2пп | ||
№3пп | Определение суммы процентов по вкладам. | 2пп | ||
№4пп | Проведение расчетно-кассовых операций. | 2пп | ||
№5пп | Решение кейса «Как не стать жертвой финансового мошенника». | 2пп | ||
Раздел 3 Налоговая система Российской Федерации | 1 | |||
Тема 3.1 Система налогообложения физических лиц | Содержание учебного материала | 1 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ЦО1ПТ, ЦО2ПТ, ЦО3ПТ, ЦО4ПТ, ЦО1Ц | |
1 | Экономическая сущность понятия налог. Субъект, объект и предмет налогообложения. Принципы построения налоговой системы, ее структура и функции. Классификация налогов по уровню управления. Виды налогов для физических лиц. Налоговая декларация. Налоговые льготы и налоговые вычеты для физических лиц. | |||
Раздел 4 Инвестиции: формирование стратегии инвестирования и инструменты для ее реализации | 2 | |||
Тема 4.1 Формирование стратегии инвестирования. | Содержание учебного материала | 1 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ЦО1ПТ, ЦО2ПТ, ЦО3ПТ, ЦО4ПТ, ЦО1Ц | |
1 | Сущность и значение инвестиций. Участники, субъекты и объекты инвестиционного процесса. Реальные и финансовые инвестиции и их классификация. Валютная и фондовая биржи. Инвестиционный портфель. Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) как способ инвестирования денежных средств физических лиц. Финансовые пирамиды. Криптовалюта. | |||
2 | Виды ценных бумаг: акции, облигации, векселя. Производные финансовые инструменты: фьючерс, опцион. Понятие доходности ценных бумаг. | |||
Тема 4.2 Способы принятия финансовых решений | Содержание учебного материала | 1 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ЦО1ПТ, ЦО2ПТ, ЦО3ПТ, ЦО4ПТ, ЦО1Ц | |
1 | Личное финансовое планирование. Личный и семейный бюджеты. Понятие предпринимательской деятельности. Стартап, бизнес-идея, бизнес-инкубатор. Основные понятия и разделы бизнес-плана. Период окупаемости. | |||
Раздел 5 Страхование | 15/14пп | |||
Тема 5.1 Страхование | Содержание учебного материала | 1 | ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ЦО1ПТ, ЦО2ПТ, ЦО3ПТ, ЦО4ПТ, ЦО1Ц | |
1 | Экономическая сущность страхования. Функции и принципы страхования. Основные понятия в страховании: страховщик, страхователь, страховой брокер, страховой агент, договор страхования, страховой случай, страховой взнос, страховая премия, страховые продукты. Виды страхования: страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности. Страховые риски. | |||
2 | Государственная пенсионная система в России. Обязательное пенсионное страхование. Государственное пенсионное обеспечение. Пенсионный фонд Российской Федерации, негосударственный пенсионный фонд и их функции. Пенсионные накопления. Страховые взносы. Виды пенсий и инструменты по увеличению пенсионных накоплений. | |||
Практические занятия | 14 | |||
№6пп | Определение НДФЛ и имущественных налоговых вычетов. | 2 | ||
№7пп | Решение кейса «Финансист. Покупка ценных бумаг и формирование инвестиционного портфеля». | 2 | ||
№8пп | Определение степени доходности и риска от вложений в ценные бумаги. | 2 | ||
№9пп | Составление личного бюджета. | 2 | ||
№10пп | Деловая игра «Разработка бизнес-идеи и ее финансово-экономическое обоснование». | 2 | ||
№11пп | Деловая игра «Заключение договора страхования автомобиля». | 2 | ||
№12пп | Анализ пенсионного обеспечения граждан. | 2 | ||
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 | |||
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 32/22 пп |
3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:рабочее место преподавателя; рабочие места по количеству обучающихся, доска аудиторная.
Технические средства обучения:компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, мультимедийный экран.
Демонстрационные учебно-наглядные пособия: комплект учебно-наглядных пособий, комплект видеофильмов, презентации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Дополнительные источники:
Интернет – ресурсы:
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценкарезультатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, опроса, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения | Основные показатели | Формы и методы контроля и оценки |
У1 Применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни | Текущий контроль Оценка выполнения практической работы № 1пп – 12пп Промежуточная аттестация диф.зачет практическое задание | |
У2 Взаимодействовать в коллективе и работать в команде | Текущий контроль Оценка выполнения практической работы № 1пп ,10пп,11пп,12пп Промежуточная аттестация диф.зачет практическое задание | |
У3 Рационально планировать свои доходы и расходы | Текущий контроль Оценка выполнения практической работы № 2пп ,3пп,4пп,6пп,9пп Промежуточная аттестация диф.зачет практическое задание | |
У4 Грамотно применяет полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина | Текущий контроль Оценка выполнения практической работы № 2пп ,3пп,4пп,6пп,9пп,11пп,12пп Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос | |
У5 Использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с банковскими операциями, рынком ценных бумаг, страховым рынком, фондовой и валютной биржами | Текущий контроль Оценка выполнения практической работы № 2пп ,3пп,4пп,7пп,8пп,11пп,12пп Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос | |
У6 Анализирует состояние финансовых рынков, используя различные источники информации | Текущий контроль Оценка выполнения практической работы № 7пп ,8пп Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос | |
У7 Определять назначение видов налогов и применять полученные знания для расчёта НДФЛ, налоговых вычетов, заполнения налоговой декларации | Текущий контроль Оценка выполнения практической работы № 6пп Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос | |
У8 Применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг и выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц | Текущий контроль Оценка выполнения практической работы № 5пп Промежуточная аттестация диф.зачет Оценка ответа на теоретический вопрос | |
У9 Планировать и анализировать семейный бюджет и личный финансовый план | Текущий контроль Оценка выполнения практической работы № 9пп Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос | |
У10 Составлять обоснование бизнес-идеи | Текущий контроль Оценка выполнения практической работы № 10пп Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос | |
У11 Применять полученные знания для увеличения пенсионных накоплений | Текущий контроль Оценка выполнения практической работы № 12пп Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос | |
З1 Основные понятия финансовой грамотности и основные законодательные акты, регламентирующие ее вопросы | Текущий контроль Устный опрос по теме 1.1 Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос | |
З2 Виды принятия решений в условиях ограниченности ресурсов | Текущий контроль Устный опрос по теме 1.1 Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос | |
З3 Основные виды планирования | Текущий контроль Устный опрос по теме 1.1 Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос | |
З4 Устройство банковской системы, основные виды банков и их операций | Текущий контроль Тестирование по теме 2.1 Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос | |
З5 Сущность понятий «депозит» и «кредит», их виды и принципы | Текущий контроль Тестирование по теме 2.1 Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос | |
З6 Схемы кредитования физических лиц | Текущий контроль Тестирование по теме 2.1 Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос | |
З7 Устройство налоговой системы, виды налогообложения физических лиц | Текущий контроль Тестирование по теме 3.1 Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос | |
З8 Признаки финансового мошенничества | Текущий контроль Тестирование по теме 2.1 Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос | |
З9 Основные виды ценных бумаг и их доходность | Текущий контроль Тестирование по теме 4.1 Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос | |
З10 Формирование инвестиционного портфеля | Текущий контроль Тестирование по теме 4.1 Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос | |
З11 Классификацию инвестиций, основные разделы бизнес-плана | Текущий контроль Тестирование по теме 4.1 Устный опрос по теме 4.2 Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос | |
З12 Виды страхования | Текущий контроль Устный опрос по теме 5.1 Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос | |
З13 Виды пенсий, способы увеличения пенсий | Текущий контроль Устный опрос по теме 5.1 Промежуточная аттестация диф.зачет теоретический вопрос |