Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа учебной дисциплины СГ.05 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Учебная дисциплина СГ.05 Основы финансовой грамотности является обязательной частью социально-гуманитарного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.20 Прикладная геодезия. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области

«Новочеркасский геологоразведочный колледж»

(ГБПОУ РО «НГК»)

Рабочая программа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГ.05* ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

в рамках программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности

21.02.20 Прикладная геодезия

2023

РАССМОТРЕНА

на заседании ЦК дисциплин

ОГСЭ и права

Протокол № 1

от «31» августа 2023 г.

Председатель ЦК___________Е.А. Стратий

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМР

____________Г.Б. Долгополова

«01» сентября 2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.05* Основы финансовой грамотности является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 21.02.20 Прикладная геодезия и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16 июля 2022 и зарегистрированного в Минюсте России от 31 августа 2022 № 69867 в соответствии с:

- учебным планом специальности, утвержденным «01» сентября 2023 г. с учётом запроса работодателей;

– примерной рабочей программой учебной дисциплины СГ.05*. Основы финансовой грамотности примерной образовательной программы СПО специальности 21.02.20 Прикладная геодезия

- Положением по разработке рабочих программ учебных дисциплин в ГБПОУ РО «НГК».

Организация-разработчик: ГБПОУ РО «Новочеркасский геологоразведочный колледж»

Разработчик:

Седловская Татьяна Александровна, преподаватель ГБПОУ РО «НГК»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

4

6

10

12

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.06. Основы финансовой грамотности

Учебная дисциплина СГ.05* Основы финансовой грамотности является обязательной частью социально-гуманитарного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.20 Прикладная геодезия.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ЦО1ПТ, ЦО2ПТ, ЦО3ПТ, ЦО4ПТ, ЦО1Ц .

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ПК 3.1. Разрабатывать мероприятия и организовывать работы по созданию геодезических, нивелирных сетей и сетей специального назначения, топографическим съемкам, при обработке аэрокосмической информации, геодезическому сопровождению строительства и эксплуатации зданий, и инженерных сооружений.

ПК 3.2. Принимать решения по комплектованию бригад исполнителей и организации работы бригады.

ПК 3.3. Реализовывать мероприятия по повышению эффективности работ, направленных на снижение трудоемкости и повышение производительности труда.

ЦО1ПТ Владеющий комплексом знаний, умений и навыков, качеств личности, обеспечивающих возможность профессионального роста.

ЦО2ПТ Проявляющий уважение к труду, в том числе, к общественно полезному, людям труда, трудовым достижениям, рабочим профессиям, трудовым династиям.

ЦО3ПТ Обладающий основами экономической культуры и финансовой грамотности.

ЦО4ПТ Осознающий тенденции экономического, технологического и гуманитарного развития Ростовской области, проявляющий деятельное участие в нем.

ЦО1Ц Проявляющий интерес к участию в поисковой и исследовательской деятельности, техническому творчеству.

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код

ПК, ОК, ЦО

Умения

Знания

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 09

ПК 3.1

ПК 3.2

ПК 3.3

ЦО1ПТ

ЦО2ПТ

ЦО3ПТ

ЦО4ПТ

ЦО1Ц

У1 Применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

У2 Взаимодействовать в коллективе и работать в команде;

У3 Рационально планировать свои доходы и расходы;

У4 Грамотно применяет полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

У5 Использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с банковскими операциями, рынком ценных бумаг, страховым рынком, фондовой и валютной биржами

У6 Анализирует состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

У7 Определять назначение видов налогов и применять полученные знания для расчёта НДФЛ, налоговых вычетов, заполнения налоговой декларации;

У8 Применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг и выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц;

У9 Планировать и анализировать семейный бюджет и личный финансовый план;

У10 Составлять обоснование бизнес-идеи;

У11 Применять полученные знания для увеличения пенсионных накоплений.

З1 Основные понятия финансовой грамотности и основные законодательные акты, регламентирующие ее вопросы;

З2 Виды принятия решений в условиях ограниченности ресурсов;

З3 Основные виды планирования;

З4 Устройство банковской системы, основные виды банков и их операций;

З5 Сущность понятий «депозит» и «кредит», их виды и принципы;

З6 Схемы кредитования физических лиц;

З7 Устройство налоговой системы, виды налогообложения физических лиц;

З8 Признаки финансового мошенничества;

З9 Основные виды ценных бумаг и их доходность;

З10 Формирование инвестиционного портфеля;

З11 Классификацию инвестиций, основные разделы бизнес-плана;

З12 Виды страхования;

З13 Виды пенсий, способы увеличения пенсий.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вид учебной работы

Объем часов в том числев форме пп

Объем образовательной программы учебной дисциплины

32/22пп

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)/ в т.ч. в форме практической подготовки

32/22пп

в том числе:

лабораторные занятия/ в т.ч. в форме практической подготовки

-/-пп

практические занятия/ в т.ч. в форме практической подготовки

24/22пп

контрольные работы/ в т.ч. в форме практической подготовки

-/-пп

курсовая работа (проект) / в т.ч. в форме практической подготовки

-/-пп

самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация в 8 семестре в форме дифференцированного зачета

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины СГ.06. Основы финансовой грамотности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем в часах/ в т.ч. в форме практической подготовки

Коды ОК, ПК, ЦО, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1 Роль и значение финансовой грамотности при принятии стратегических решений в условиях ограниченности ресурсов

1

Тема 1.1

Сущность

финансовой

грамотности населения,

ее цели и задачи

Содержание учебного материала

1

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 06, ОК 09,

ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ЦО1ПТ, ЦО2ПТ, ЦО3ПТ, ЦО4ПТ, ЦО1Ц

1

Сущность понятия финансовой грамотности. Цели и задачи формирования финансовой грамотности. Содержание основных понятий финансовой грамотности: человеческий капитал, потребности, блага и услуги, ресурсы, деньги, финансы, сбережения, кредит, налоги, баланс, активы, пассивы, доходы, расходы, прибыль, выручка, бюджет и его виды, дефицит, профицит.

2

Ограниченность ресурсов и проблема их выбора. Понятие планирования и его виды: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное. SWOT – анализ.

3

Основные законодательные акты, регламентирующие вопросы финансовой грамотности в Российской Федерации. Международный опыт повышения уровня финансовой грамотности населения.

Раздел 2 Место России в международной банковской системе

11/10пп

Тема 2.1 Банковская система Российской Федерации

Содержание учебного материала

1

ОК 01 – ОК 06, ОК 09,

ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ЦО1ПТ, ЦО2ПТ, ЦО3ПТ, ЦО4ПТ, ЦО1Ц

1

История возникновения банков. Роль банков в создании и функционировании рынка капитала. Структура современной банковской системы и ее функции. Виды банковских организаций. Понятие ключевой ставки. Правовые основы банковской деятельности.

2

Депозит и его виды. Экономическая сущность понятий: сбережения, депозитная карта, вкладчик, индекс потребительских цен, инфляция, номинальная и реальная ставки по депозиту, капитализация, ликвидность.

3

Кредит и его виды. Принципы кредитования. Виды схем погашения платежей по кредиту. Содержание основных понятий банковских операций: заемщик, кредитор, кредитная история, кредитный договор, микрофинансовые организации, кредитные риски.

4

Расчетно-кассовые операции и их значение. Виды платежных средств: чеки, электронные деньги, банковская ячейка, денежные переводы, овердрафт. Риски при использовании интернет-банкинга. Финансовое мошенничество и правила личной финансовой безопасности.

Практические занятия

10пп

№1

Проведение SWOT – анализа при принятии решения поступления в среднее профессиональное заведение.

2

№2пп

Решение кейса «Выявление целесообразности кредитования в банке на основе расчета аннуитетных платежей».

2пп

№3пп

Определение суммы процентов по вкладам.

2пп

№4пп

Проведение расчетно-кассовых операций.

2пп

№5пп

Решение кейса «Как не стать жертвой финансового мошенника».

2пп

Раздел 3 Налоговая система Российской Федерации

1

Тема 3.1 Система налогообложения физических лиц

Содержание учебного материала

1

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09,

ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ЦО1ПТ, ЦО2ПТ, ЦО3ПТ, ЦО4ПТ, ЦО1Ц

1

Экономическая сущность понятия налог. Субъект, объект и предмет налогообложения. Принципы построения налоговой системы, ее структура и функции. Классификация налогов по уровню управления. Виды налогов для физических лиц. Налоговая декларация. Налоговые льготы и налоговые вычеты для физических лиц.

Раздел 4 Инвестиции: формирование стратегии инвестирования и инструменты для ее реализации

2

Тема 4.1 Формирование стратегии инвестирования.

Содержание учебного материала

1

ОК 01 – ОК 06, ОК 09,

ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ЦО1ПТ, ЦО2ПТ, ЦО3ПТ, ЦО4ПТ, ЦО1Ц

1

Сущность и значение инвестиций. Участники, субъекты и объекты инвестиционного процесса. Реальные и финансовые инвестиции и их классификация. Валютная и фондовая биржи. Инвестиционный портфель. Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) как способ инвестирования денежных средств физических лиц. Финансовые пирамиды. Криптовалюта.

2

Виды ценных бумаг: акции, облигации, векселя. Производные финансовые инструменты: фьючерс, опцион. Понятие доходности ценных бумаг.

Тема 4.2 Способы принятия финансовых решений

Содержание учебного материала

1

ОК 01 – ОК 06, ОК 09,

ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ЦО1ПТ, ЦО2ПТ, ЦО3ПТ, ЦО4ПТ, ЦО1Ц

1

Личное финансовое планирование. Личный и семейный бюджеты. Понятие предпринимательской деятельности. Стартап, бизнес-идея, бизнес-инкубатор. Основные понятия и разделы бизнес-плана. Период окупаемости.

Раздел 5 Страхование

15/14пп

Тема 5.1 Страхование

Содержание учебного материала

1

ОК 01 – ОК 06, ОК 09,

ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ЦО1ПТ, ЦО2ПТ, ЦО3ПТ, ЦО4ПТ, ЦО1Ц

1

Экономическая сущность страхования. Функции и принципы страхования. Основные понятия в страховании: страховщик, страхователь, страховой брокер, страховой агент, договор страхования, страховой случай, страховой взнос, страховая премия, страховые продукты. Виды страхования: страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности. Страховые риски.

2

Государственная пенсионная система в России. Обязательное пенсионное страхование. Государственное пенсионное обеспечение. Пенсионный фонд Российской Федерации, негосударственный пенсионный фонд и их функции. Пенсионные накопления. Страховые взносы. Виды пенсий и инструменты по увеличению пенсионных накоплений.

Практические занятия

14

№6пп

Определение НДФЛ и имущественных налоговых вычетов.

2

№7пп

Решение кейса «Финансист. Покупка ценных бумаг и формирование инвестиционного портфеля».

2

№8пп

Определение степени доходности и риска от вложений в ценные бумаги.

2

№9пп

Составление личного бюджета.

2

№10пп

Деловая игра «Разработка бизнес-идеи и ее финансово-экономическое обоснование».

2

№11пп

Деловая игра «Заключение договора страхования автомобиля».

2

№12пп

Анализ пенсионного обеспечения граждан.

2

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

Объем образовательной программы учебной дисциплины

32/22 пп

3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин».

Оборудование учебного кабинета:рабочее место преподавателя; рабочие места по количеству обучающихся, доска аудиторная.

Технические средства обучения:компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, мультимедийный экран.

Демонстрационные учебно-наглядные пособия: комплект учебно-наглядных пособий, комплект видеофильмов, презентации.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Дополнительные источники:

Интернет – ресурсы:

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контрольи оценкарезультатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, опроса, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

Основные показатели

Формы и методы контроля и оценки

У1 Применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни

Текущий контроль

Оценка выполнения практической работы

№ 1пп – 12пп

Промежуточная аттестация диф.зачет

практическое задание

У2 Взаимодействовать в коллективе и работать в команде

Текущий контроль

Оценка выполнения практической работы

№ 1пп ,10пп,11пп,12пп

Промежуточная аттестация диф.зачет

практическое задание

У3 Рационально планировать свои доходы и расходы

Текущий контроль

Оценка выполнения практической работы

№ 2пп ,3пп,4пп,6пп,9пп

Промежуточная аттестация диф.зачет

практическое задание

У4 Грамотно применяет полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина

Текущий контроль

Оценка выполнения практической работы

№ 2пп ,3пп,4пп,6пп,9пп,11пп,12пп

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

У5 Использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с банковскими операциями, рынком ценных бумаг, страховым рынком, фондовой и валютной биржами

Текущий контроль

Оценка выполнения практической работы

№ 2пп ,3пп,4пп,7пп,8пп,11пп,12пп

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

У6 Анализирует состояние финансовых рынков, используя различные источники информации

Текущий контроль

Оценка выполнения практической работы № 7пп ,8пп

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

У7 Определять назначение видов налогов и применять полученные знания для расчёта НДФЛ, налоговых вычетов, заполнения налоговой декларации

Текущий контроль

Оценка выполнения практической работы № 6пп

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

У8 Применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг и выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц

Текущий контроль

Оценка выполнения практической работы № 5пп

Промежуточная аттестация диф.зачет

Оценка ответа на теоретический вопрос

У9 Планировать и анализировать семейный бюджет и личный финансовый план

Текущий контроль

Оценка выполнения практической работы № 9пп

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

У10 Составлять обоснование бизнес-идеи

Текущий контроль

Оценка выполнения практической работы № 10пп

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

У11 Применять полученные знания для увеличения пенсионных накоплений

Текущий контроль

Оценка выполнения практической работы № 12пп

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

З1 Основные понятия финансовой грамотности и основные законодательные акты, регламентирующие ее вопросы

Текущий контроль

Устный опрос по теме 1.1

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

З2 Виды принятия решений в условиях ограниченности ресурсов

Текущий контроль

Устный опрос по теме 1.1

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

З3 Основные виды планирования

Текущий контроль

Устный опрос по теме 1.1

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

З4 Устройство банковской системы, основные виды банков и их операций

Текущий контроль

Тестирование по теме 2.1

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

З5 Сущность понятий «депозит» и «кредит», их виды и принципы

Текущий контроль

Тестирование по теме 2.1

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

З6 Схемы кредитования физических лиц

Текущий контроль

Тестирование по теме 2.1

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

З7 Устройство налоговой системы, виды налогообложения физических лиц

Текущий контроль

Тестирование по теме 3.1

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

З8 Признаки финансового мошенничества

Текущий контроль

Тестирование по теме 2.1

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

З9 Основные виды ценных бумаг и их доходность

Текущий контроль

Тестирование по теме 4.1

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

З10 Формирование инвестиционного портфеля

Текущий контроль

Тестирование по теме 4.1

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

З11 Классификацию инвестиций, основные разделы бизнес-плана

Текущий контроль

Тестирование по теме 4.1

Устный опрос по теме 4.2

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

З12 Виды страхования

Текущий контроль

Устный опрос по теме 5.1

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

З13 Виды пенсий, способы увеличения пенсий

Текущий контроль

Устный опрос по теме 5.1

Промежуточная аттестация диф.зачет

теоретический вопрос

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области