Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие вокальных способностей детей дошкольного возраста 5-7 лет через народную песенную традицию

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Детская хоровая школа № 19»

Развитие вокальных способностей детей дошкольного возраста 5-7 лет через народную песенную традицию

Автор: Новгородцева И.В. преподаватель высшей квалификационной категории отделения Народного хорового пения

Новосибирск 2024

План.

- от 1 года до 3 лет.

- от 3 лет до 4 лет.

- от 5 лет до 7 лет.

Я выбрала эту тему, потому что она очень актуальна в нашем мире, где преобладает поп-музыка. Так случилось что в силу исторических и социальных причин в России была разорвана цепочка преемственности, нарушен один из главных принципов фольклора – «народной мудрости» - передача отшлифованного веками народного опыта из поколения в поколение, из уст в уста, от взрослых детям. Городские родители сегодняшних пяти-шестилеток сами были лишены всех ценностей народной культуры, ибо уже несколько поколений россиян были от неё отторгнуты. Между тем во многих европейских странах народная культура составляет необъемлемую часть общего эстетического воспитания детей, так как оторванность от национальной традиции компенсируется только высоким уровнем её значения. Имеющий высочайшую художественную ценность русский фольклор постепенно превращается в искусство элитарное, понятное и нужное. Нельзя забывать о том, что, лишь уважая свою культуру, зная её национальные истоки, наши дети смогут с пониманием относится к культуре других народов. В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальном фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках. С. Миропольский писал: «Почему мы стоим за народную именно песню и в школе, и дома, и вообще в начальном воспитании? Да потому, что мы не желаем уродовать детской природы, потому что желаем быть русскими, потому что не желаем втуне бросать драгоценное наследие нашей прошедшей жизни, потому, наконец, что по силе воспитательного влияния ничто не может сравниваться с родною нам народною песней»1 Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребёнок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Развивая детей через народные традиции нужно учитывать их психофизические особенности. В пяти-семилетнем возрасте ребёнок приближается к возрасту взрослого человека. Потребность быть как взрослый удовлетворяется через народную игру. Ребёнок может успешно освоить небольшие попевки, заклички, пословицы и даже осознанно овладеть певческим дыханием под руководством педагога. Всё это служит началом развития вокальных способностей детей. Для рассмотрения темы: «Развитие вокальных способностей детей дошкольного возраста 5-7 лет через народную песенную традицию» я хочу решить следующие задачи: 1. Рассмотреть психофизиологические особенности детей разных возрастов (от 1 до 7 лет). 2. Изучить игру как символико-моделирующий вид деятельности. 3. Рассмотреть детское творчество и его развитие. 4. Изучить вокально-хоровую работу детей 5-7 лет (научение исполнения песен).

- от 1 года до 3 лет. Психическое развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение психики человека, процесс становления его внутреннего мира. Ранний возраст хронологически охватывает период от 1 года до 3 лет. В этот период происходят фундаментальные изменения в деятельности и сознании ребёнка, формируются важнейшие предпосылки личности. Ранний возраст – возраст овладения предметной деятельностью, сущность которой – действия с предметами в соответствии с их общественно выработанным значением. Предметная деятельность является отдельным видом деятельности – она представляет собой форму активности ребёнка, в которой он овладевает структурой человеческой деятельности, присваивает её. У ребёнка оформляются мотивы деятельности. Овладевая предметной деятельностью, ребёнок психологически входит в мир постоянных предметов, предполагающий определённые способы их употребления. К этому возрасту относится становление целеполагания. От предметной деятельности генетически производны игра и изобразительная деятельность, которые на первых этапах ещё включены в неё. В структуре сознания ведущую роль выполняет восприятие: ребёнок отражает окружающий мир с помощью восприятия, а другие психические функции подчинены последнему. За восприятие непосредственно следуют действия ребёнка с предметами, имеющими для него огромную притягательную силу. С помощью мышления ребёнок устанавливает связи и отношения между наглядно воспринимаемыми предметами. Речь ребёнка развивается в связи с обозначением предметов и действий с ними. Ребёнок может говорить лишь о том, что непосредственно воспринимает. Такие особенности сознания определяют поведение ребёнка раннего возраста, которое преимущественно побуждается наглядной ситуацией и окружающими предметами. В раннем возрасте интенсивно развивается речь. С помощью речи ребёнок усваивает названия предметов, начинает их обобщать. Окружающий мир постепенно воспринимается ребёнком всё более осмысленно, возникает смысловое строение сознания. На третьем году жизни он уже может отрываться от фиксированных значений предмета, действовать с ними произвольно. Это выражение в возникновении символической функции сознания, когда ребёнок использует один предмет вместо другого. Основные изменения в личности ребёнка связаны с открытием своего я. Он психологически отделяет себя от других людей, осознаёт свои действия, чувствуют себя источником действия. Закладываются базовые элементы самосознания. Психологические новообразования раннего возраста приходят в несоответствие с положением ребёнка среди других людей как маленького. Возникает самый яркий кризис развития- кризис 3х лет – симптомами упрямства, негативности, строптивости и др. Разрешается кризис 3х лет переходом к другому положению среди людей, которое достигается путём изменения отношения взрослых к ребёнку. – от 3 до 5 лет. В дошкольном возрасте увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребёнок, усложняется содержание общения ребёнка с окружающими его людьми и расширяется круг этого общения. Важное место в жизни ребёнка начинает занимать сверстник. В этом возрасте сознание приобретает характеристики опосредованности, обобщённости, начинает формироваться его произвольность. Складывается личность ребёнка, т.е. формируется мотивационно-потребностная сфера и самосознание. В дошкольном возрасте развиваются элементы трудовой и учебной деятельности. Однако эти виды деятельности ребёнок ещё не осваивает полностью, так как мотивы, типичные для дошкольника, ещё не соответствуют специфике труда и учения как видов деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Элементы учебной деятельности проявляются в умении ребёнка слышать и слушать взрослого, выполнять его инструкции, действовать по образцу и по правилу, в сознании способов выполнения действий. Элементы учебной деятельности возникают первоначально внутри других видов деятельности, в виде стремления ребёнка чему-то научится. Однако дети ещё не могут отделить учебную задачу от практической, у них нет особого отношения к взрослому как к обучающему человеку. Широта круга видов деятельности ребёнка-дошкольника показывает, что он овладевает разнообразным предметным содержанием. Расширяется и усложняется также сфера общения с взрослыми. Ведущими мотивами общения становятся мотивы познавательный и личностный. Ребёнок обращается к взрослому как к источнику знаний о природном и социальном мире. Дошкольник задаёт взрослым вопросы об окружающем мире, о людях, их отношениях и о самом себе.

- от 5 до 7 лет.

Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребёнка быть как взрослый. Потребность быть как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре – наиболее сложном виде деятельности, который ребёнок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Специфичными для дошкольного возраста являются продуктивные (изобразительные) виды деятельности – рисование, конструирование, аппликация, лепка. В этом возрасте уже формируется система мотивов, т.е. выделяются главные и подчинённые мотивы, и на первый план начинают выдвигаться мотивы более высокого порядка – социально опосредованные. Взрослый предъявляет к ребёнку дошкольного возраста требования морального характера. Ребёнок начинает осваивать сферу нравственности, как на уровне сознания, так и на уровне поведения. Большое значение в этом процессе имеют эмоции и чувства и формирующая оценка себя. Однако в дошкольном возрасте нравственное поведение отстаёт от нравственного сознания, что свидетельствует об усвоении нравственных норм в основном на уровне знаемом. К концу дошкольного возраста формируется конкретная самооценка, ребёнок может вне ситуативно и обоснованно оценить себя. В дошкольном возрасте складываются механизмы управления своим поведением: усвоение и применение норм и правил поведения, соподчинение мотивов, целевая организация деятельности, умение предвидеть последствия поступков. Однако эти психологические образования ещё не выполняют в полной мере своих регулирующих функций, и в этом смысле детям приписывается недостаточность волевого развития. Одно из её проявлений – комфортность детей по отношению ко взрослым и сверстникам, степень которой заметно снижается к концу дошкольного возраста. В этот период происходят значимые изменения в познавательной сфере ребёнка. Он усваивает сенсорные эталоны, через которые воспринимает предметы, их свойства, что позволяет целенаправленно и произвольно обследовать эти предметы. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребёнок устанавливает связи и отношения между предметами прежде всего на основе непосредственных впечатлений. Использование общественного выработанных средств для установления связей и отношений между предметами, усвоение элементарных понятий позволяет ребёнку перейти к определённому познанию окружающего мира. Одна из основных линий развития познавательных процессов в дошкольном возрасте – переход от произвольных психических процессов к произвольным. В дошкольном возрасте развиваются все функции и виды речи. Номинативная функция речи отображает конкретно – образный характер мышления ребёнка, он ещё не может отделить названия предмета от его свойств. Эгоцентричная речь выполняющая планирующую функцию, переходит во внутренний план и становится внутренней речью. Коммуникативную функцию выполняет контекстная и ситуативная речь. Письменная речь возникает из изобразительной деятельности, с помощью которой ребёнок изображает процесс говорения. Итогом развития ребёнка является возникновение фундаментальных психологических образований: внутреннего плана действий, произвольности, воображения, обобщённого вне ситуативного отношения к себе. У ребёнка возникает стремление к выполнению общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности. Ребёнок тяготится своим положением дошкольника. Все эти факты свидетельствуют о том, что ребёнок переживает кризис семи лет. Формирование внутренней позиции по отношению к школьному обучению, направленность на будущее, познавательные интересы, готовность к познанию знаковых систем, достаточный уровень познавательного и эмоционально-волевого развития составляют содержание психологической готовности к школьному обучению. В следствии всех перечисленных выше психофизических особенностей этого периода, возраст детей – дошкольников является благодатным для развития вокальных способностей. Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Согласно Л.С. Выготскому, «процесс психического развития – это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм»2. Игра как символико-моделирующий вид деятельности ребёнка.

Среди исследований всемирно известных учёных, как Дж. Уотсон, В. Штерн,

К. Былер, К. Кофка, К. Левин, А. Валлон, З. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, В. Бехтерев, Д. Узнадзе, С. Рубенштейн, Л. Выготский, А. Лурия, А. Леонтьев и др. прослеживается развитие ребёнка- дошкольника через сюжетно-ролевую игру. Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях «я» и общества. Вместе с тем, его концепция – это концепция детства. Психоисторический метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живёт человек. Основная задача Эриксона состояла в разработке новой психиатрической теории развития личности с учётом конкретной культурной среды. Два понятия концепции Эриксона – «групповая идентичность» и «эгоидентичность». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эгоидентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создаёт у субъекта чувство устойчивости непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Для каждой стадии жизненного пути личности характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Задача игрового возраста – развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания. Модусы вторжения и включения создают новые модальности поведения на инфантильно-генитальной стадии развития личности «Вторжение в пространство по средствам энергетичных перемещений, в другие тела по средством физического нападения, в души других людей по средствам агрессивных звуков, в неизвестное по средствам снедающего любопытства», таков по описанию Эриксона, дошкольник на одном полюсе своих поведенческих реакций, тогда как на другом он восприимчив к окружающему, готов устанавливать нежные и заботливые отношения со сверстниками и маленькими детьми. Ребёнок жадно и активно познаёт окружающий мир, в игре, создавая воображаемые, моделирующие ситуации, ребёнок совместно со сверстниками осваивает «экономический этнос культуры», то есть систему отношений между людьми в процессе производства. В результате этого у ребенка формируется желание включиться в реальное совместною со взрослыми деятельность, выйти из роли маленького. Но взрослые остаются для ребёнка всемогущими и не постижимыми, они могут пристыживать и наказывать. В этом клубке противоречий должны сформироваться качества активной предприимчивости и инициативы. Агрессивное поведение ребёнка неизбежно влечёт за собой ограничение инициативы и появление чувства вины и тревожности. Так, по Э. Эриксону, закладываются новые внутренние инстанции поведения – совесть и моральная ответственность за свои мысли и действия. И именно на этой стадии развития ребёнок готов быстро и жадно учиться. «Он может и хочет совместно действовать, объединяться с другими детьми для цели конструирования и планирования, и он же стремиться извлекать пользу от общения со своим учителем и готов превзойти любой идеальный прототип», - отмечал Э. Эриксон. В игровой период формируется драматический элемент ритуала. В этом возрасте ребёнок готовиться к роли будущего создателя ритуалов. В игре ребёнок способен избежать взрослой ритуализации он может исправить и воссоздать заново прошлый опыт и предвосхитить будущие события. Истинная ритуализация, по Э. Эриксону не возможна в одиночных играх, только игровое общение даёт возможность драматических разработок. Социальный институт, соответствующий драматическому элементу ритуалу, - театр Э. Эриксон считает, что игры детей и театральные постановки имеют общие темы, что побудило З. Фрейда назвать основной комплекс игрового периода именем героя трагедии – Эдипов. Театр, согласно Э. Эриксону, пристанище трагического ритуала, но он не может осуществлять без взаимности и критики так же, как зрелая форма ритуала не может обойтись без элементов драмы.

2) Психическое развитие: обучение по Л. С. Выготскому.

По Л. С. Выготскому, движущая сила психического развития – обучение. По словам Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. «Развитие, - пишет он, - есть процесс формирования человека или личности, совершающиеся путём возникновения на каждый ступеней новых качеств, специфических качеств для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». Обучение, по Л. С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребёнка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создаёт зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребёнка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые в начале для ребёнка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но за тем пронизывая весь ход внутреннего развития – это расстояния между уровнем актуального развития ребёнка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. В моей работе понятие зоны ближайшего развития связано с развитием традиционной культурной среды. Зона ближайшего развития симптом, критерий в диагностике умственного развития ребёнка. Отражая область ещё не созревших, но уже созревающих процессов, зона ближайшего развития даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и практические рекомендации. Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребёнка служит гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении создания и его развития онтогенезе. Выготский считал, что человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает. В дошкольном возрасте в центре сознания находится память. По мнению Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменениями его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений.

Благодаря работам А.Н. Леонтьева ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребёнка. Ведущий вид деятельности дошкольника становится сложно-ролевая игра.

Гипотеза Д. Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так в 7 лет происходит кризис мировоззрения, который открывает ориентацию в мире вещей. Гипотеза Эльконина творческий интеллектуализм его учения о системном и смысловом строении сознания. Она объясняет возникновение и развитие у ребёнка мотивационно-потребностной сферы личности.

Идеальной формой, с которой ребёнок – дошкольник начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л. С. Выготский, это та часть объективной действительности, с которой он вступает в непосредственное взаимоотношение; это та сфера, в которую ребёнок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребёнок взаимодействует, поэтому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в уже смоделированные отношения и действовать внутри этой модели, - это сюжетно-ролевая игра.

Игра –ведущий тип деятельности ребёнка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчёркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционно-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра даёт возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребёнка-дошкольника носят моделирующий характер. Сущность вся того моделирования, считал Эльконин, состоит в создании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д. Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой- настоящей творческой мысли будущего человека». На протяжении своего развития ребёнок постоянно «овладевает» взрослым человеком. Сначала он «овладевает» им как орудием. Необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений.

Игра есть деятельность, в которой ребёнок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – особая форма освоения действительности путём её воспроизведения, моделирования. Игра – это не всеобщая форма жизни для детей, она – образование историческое. Единица, центр игры – роль, которую берёт на себя ребёнок. Взяв на себя функцию взрослого человека, ребёнок воспроизводит его деятельность очень обобщённо, в символическом виде.

3)Народная игра – развивающее пространство ребёнка.

Детская народная культура (детской игры) возникла и развивалась в лоне культуры взрослой. С одной, стороны детский быт и фольклор всегда были связаны с бытом и фольклором взрослых, так как дети являлись полноправными участниками жизни семьи, рода, села. С другой дети по традиции наследовали и удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившегося жизненного строя и обстоятельств, но оставалось практически, эстетически, нравственно притягательным для младших поколений.

Игровые действия – это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой.

Какое значение имеет символика игры?

По мнению Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий даёт возможность смоделировать систему отношений между людьми.

В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку. Последний компонент в структуре игры – правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребёнка – радость от того, что он действует так, как требуют правила.

Игры образы, сюжетное действие, правила поведения в которых унаследованы от древних языческих времён. Многие по своему происхождению связаны с календарными праздниками. Например, игра «Дрёма» восходит к игровой песне, которая исполнялась юношами и девушками в зимние святки, на праздничных посиделках. «В народных формальных ролевых играх без поэтически организованного теста («Лисички и сачки») как правило, в живой образной форме отражены явления повседневной жизни, показаны нравственные и правовые установки в семье и в обществе и т.д. В некоторых народных играх налицо развёрнутое нравоучение («Крынки»). Эти игры имеют определённое значение для нравственного и эстетического воспитания детей»3. В детской народной игре «Кострома» отголоски древнего языческого обрядового игрища в честь Костромы, олицетворяющей весенне-летнее божество. Игры, воспроизводящие серьёзные дела взрослой жизни: «Бобёр и охотник», «Горох», «Мак». С самого нежного возраста ребёнок, играя, постигает мудрость нелёгкого крестьянского труда, приучается ценить и уважать его. Игры доносят до нас и древние формы брака («Горелки»). Многие детские народные игры перекликаются с хороводно-игровыми песнями, которые исполнялись на святки, в весенние гулянья и были связаны с брачной тематикой («Бояре»). Такие игры воспитывают уважение к обычаям, правилам поведения в одной из важнейших сфер жизни человека – семейной, приучая глядеть на брак как кульминацию любви юноши и девушки. Истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия и пения.

Итак, игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребёнка на девятый вал его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. И поэтому в своей работе игры я воплощаю в народной педагогике. «Русские народные игры – не только важное традиционное средство воспитания. Значение их шире – это неотъемлемая часть национальной культуры».4

4)Народная игра и воспитание.

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра – величайшее чудо из чудес, изобретённых человеком сообразно природе. Велико значение народных игр в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр – в развитии в детях ловкости и проворства, кроме того, игры ещё явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребёнку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям. Игры для детей – серьёзные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является её генеральной репетицией, порою сливаются с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, завершающий часть труда. Таким образом, игры готовят к трудовой деятельности, а труд завершается играми, забавами, общим весельем.

Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьёвками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры – уроки жизни, они учат детей общению с другими людьми. Игра – это материализация сказки – мечты, мифов – желаний, фантазий – сновидений, это – драматизации воспоминаний о начале жизненного пути человечества.

В играх достойнейшим образом проявляют себя дети как педагоги: старшие дети воспитатели младших.

В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершённость. И что ещё очень важно – в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели – стихийно. Цели же возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижением.

Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека.

Итак, игры – это первая школа для ребёнка. Не случайно и сегодня представители старшего поколения – бабушки и дедушки, - обладающие большим жизненным опытом предостерегают не в меру строгих родителей: «Не мешайте детям играть!»

Что является песней для ребёнка?

Народные песни сопровождали русского человека всю жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребёнок, и его появление встречали родильными песнями – начинался родильный обряд. Потом под песни младенца крестили – устраивался праздничный крестильный стол. Под колыбельные песни малыш засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя частушки, потешки, прибаутки. Когда ребёнок подрастал, он, общаясь со сверстниками, пел игровые песенные припевы, заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам и насекомым, считалки и дразнилки. Подростком он уже участвовал в молодёжных играх и хороводах, на вечеринках и беседах запевал вместе с другими новые для себя песни: семейные и любовные, шуточные и плясовые. Когда молодые женились, свадьба проходила только под традиционные свадебные песни. Итак, во все дни: будь то время, когда со взгорья закликали песней приход весны с её теплом и появлением первой зелени; или, когда в поле, подрезая стебли золотой пшеницы, пели жнивные песни; или, когда в долгие зимние вечера под жужжание прялки запевали протяжную песню.

Песни звучали разные, сопровождая людей во всех делах и заботах. Они помогали жить и работать, заряжали энергией, добавляли душевных сил. Так всю свою жизнь проживал человек на Руси под песню.

Богатые песенные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждается в защите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы обедняем в себе человека, теряем нравственную опору, умоляем способность творить.

Чтобы вырастить лес, надо посадить молодые саженцы; чтобы оздоровить реки и пруды, надо расчистить маленькие родники и ключи, их питающие. Чтобы возродить песенные традиции, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребёнок с его чистой душой, девственным слухом и творческим мышлением, обучаясь народной манере пения и воспитываясь по народному календарю, может освоить великую музыкальную культуру – песенную традицию своего народа, развить в себе такой же талант.

Педагогическая ценность песни в том, что перенимание вокального опыта шло от старшего поколения младшему.

Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшее составляющие русской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа.

Особенности культуры этноса в большей степени проявляются именно в звуковых компонентах языка-речи, интонации. А речевые интонации, выраженные через попевки, звуковые образы, - и есть народная манера пения.

На протяжении столетий в России существовали школы мастеров народного пения, которые донесли до нас традиции исполнительства, создали систему жанров, особый тип интонирования, своеобразную звуковую интонационную среду. Каждая школа мастеров имела свои традиции. Четыре поколения Рябининых, М.Д. Кривополенова, Д. В. Сурикова сложили эпическую традицию исполнительства на русском Севере, а выдающаяся русская сказительница И.А. Федосова на основе причитаний создала своеобразные плачи – поэмы, которыми восхищались выдающиеся деятели культуры конца XIX начало XX веков.

Передавая певческий опыт из поколения в поколение, мастера традиционной культуры бережно сохраняли приёмы и способы исполнения народных песен. А разработанную веками терминология народного исполнительства и сейчас фиксируется собирателями фольклора. Народные певцы называют свои песни «растяжными», «голосовыми», «прокладными», напевы «тревожными»5, а голос определяют, как «грудовой» и «горловой».6 О манере громкого пения говорят: петь «в свой рост», а о сдержанном пении – «петь важненько», «для себя».7 нижний голос называют «басом», а верхний, «который тянет». В публикациях фольклористов можно найти очень характерные высказывания народных исполнителей о своём пении, например: «каленами выводить», «за следом петь»;8 «как заиграем хором женщины аж плачут»;9 «в конце беседы кто-нибудь «прокричит» частушку».10 «Она в чём-то и песня, что таким голосом поётся маленько с подзавыванием, они ж все старинные песни такие», - говорит Нина Леонтьевна Коваленко, уроженка села Макаровка Новосибирской области. «…Повыть-то мне, зычну голосу повынести»,11 – просит благословения невеста перед свадьбой.

Важнейшими для традиционного исполнительства являются этнографические обстоятельства пения. Поют в лесу, в поле – «как жито жнуть», когда идут домой с работы, на вечёрках и посиделках в избе, близ реки, «как проталинки сойдут». «Пустимте гулы по чистым полям»,12 – говорят в народе.

Особую обрядовую манеру «кричать» песни, чтобы «гулы раздавались», при пении на горах, сопках отмечает А.М. Мехнецов.13 Эта своеобразная манера пения, выраженная в зове, жалобе-обращении, покликании, требует особых способов звукоизвлечения.14 Е. Линёва – одна из первых учёных-фольклористов – так описывает характерный для народного исполнительства способ звукоизвлечения: «Руку к уху, рот корытцем».15 Таким образом получается свободный открытый звук, что подтверждается практикой пения «на улыбке». «Пой как говоришь», - учил народных певцов профессор Саратовской консерватории Л. Л. Христиансен, утверждая мысль о изначальной разговорной основе народной манере пения.16

«Истоками музыкального языка народных песен мы считаем выразительные свойства речи», - писал Ф. А. Рубцов. Именно из речевых интонаций, выражающих определённые состояния человека, связанные с выполнением им какого-либо действия, ритуала, обряда, рождается народная манера пения, в которой сочетаются фонетические особенности говора с тембровой выразительностью голоса.

Как правило, специальные методы обучения вокалу в традиции отсутствуют. Однако отдельные указания, как именно петь, фиксируются собирателями: «Ты только подымай выше», «у молодых неречисто выходит», «ты грудью бери, а не свистулой», «попрямей говори», «не виляй голосом-то» и прочее.18

Обучение детей пению происходило во время обряда, игры, на спевках и было на подражании взрослым.19 причём начиналось оно в очень раннем возрасте. На принципе подражания построена работа и современных фольклорных коллективов, разучивающих народные песни непосредственно с голоса исполнителя в этнографических экспедициях.

Без знания традиций невозможно обучить мастерству народного пения, а без освоения диалектной фонетики – естественному звукоизвлечению.20

На большей территории России и в Сибири распространён низкий грудной звук или «низкая позиция грудного звука». Именно так поют старообрядцы, переселившиеся в конце XIX начале XX веков из Белоруссии в Сибирь и осевшие в Васюганье (местность на территории Новосибирской области), где до сих пор проживают их потомки. К традициям этих старообрядцев-переселенцев относятся песенно-танцевальный фольклор: хороводные, игровые, плясовые песни, северо-западный стиль гетерофонии с низкой тесситурой пения, крупный зычный звук и фонетические особенности – твёрдое «чэ», замена «а» на «я», огласовка «й» и др.

Народная манера пения (по Калугиной) – это целый комплекс вокально-исполнительских средств и приёмов, сложившихся на основе местных историко-культурных и художественных традиций под воздействием бытовой певческой среды.

Всё свободное время дети играют, это для них потребность и необходимость. Через игру они познают общение и дружбу, развиваются физически и духовно. Играют ли в «Горелки» или в «У медведя во бору», - в каждой игре звучат свои музыкальные песенные припевы. Из этого можно сделать вывод, что игра плавно «перетекает» в пение песенного материала (от игры к серьёзному).

Итак, народная манера пения это важнейшее составляющее русской этнической культуры. В России существовали разные школы мастеров народного пения. Певческий опыт передавался из поколения в поколение. Руководители фольклорных коллективов берут на себя роль передачи народной песенной традиции детям, нашему будущему поколению.

4.1 Распевание

Чтобы обучить детей 5-7 лет сольному и хоровому народному пению, развивать их вокальные возможности, мы сочетаем это с игрой и учитываем при этом возрастные особенности.

Все необходимые вокальные навыки вырабатываются в первую очередь, во время распевания, оно регулярно проводится в начале занятий и помогает быстрой слуховой организации коллектива, сосредоточению внимания певцов, подготавливает голосовой аппарат. Основной материал для распевания – песенный, но могут применяться и специальные упражнения.

На занятиях навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному. Как это принято в народной традиции устной передачи фольклора, разучивание и исполнение песен и упражнений должны происходить на «слух», с голоса руководителя. При таком разучивании и исполнении внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса и звучание партии, ансамбля в целом, развивают свободу вокального интонирования. Фортепиано или баян используются минимально: для настройки, для уточнения трудного места в партитуре. Ввиду специфики народного пения и особенностей детского голоса особо следует рассмотреть методы и приёмы использования в занятиях с детьми специальных вокально-хоровых упражнений. Певческие навыки также формируются и в процессе разучивания песен. В работе над отдельными певческими навыками – дыханием, звуковедением, дикцией, манерой пения – необходимо пользоваться как коллективными, так и индивидуальными методами. Только овладев вокальными навыками, певец получает характерные черты звучания народного голоса – это естественный, «близкий» звук; дикцию, напоминающую разговорную речь; плотное грудное звучание, естественное головное резонирование, без сильного прикрытия голоса. Хороший народный голос всегда отличается ярким, звонким, светлым звучанием.

Вокальные упражнения ГИРТК «Васюганье», руководитель В.И. Байтуганов.

Развитие голоса и манеры следует начинать с песен в пределах традиции, кварты. Большую помощь при этом оказывают распевки, применяемые профессором Л.Л Христиансеном в Саратовской консерватории.

Распевку показывает педагог, поддерживая пение ребёнка, играя на инструменте, постепенно повышая тональность и продвигаясь вверх по полутонам до «си» - 1й «до» -2й октавы, а затем плавно спускаясь вниз до «си» - «ля» малой октавы и снова возвращаясь в начальное звучание.

Распевка детской календарной песни «Ты гудочек, гуда» даёт эффект свободного грудного звука при попадании в примарную зону (наиболее свободно звучание тоны-звуки) исполнителя:

Для высоких голосов это «ми»-«соль-диез», «фа»-«ля», «соль»-«си» 1й октавы; для низких «ре»-«фа-диез», «до»-«ми» 1й октавы. Певец должен почувствовать грудной резонатор, предварительно услышав его без пения. Например, крикнуть «Эй!» делать это надо легко, свободно, не «давя» на связки. Важно, чтобы слоги формировались и в полости рта и «на зубах», в так называемой «разговорной манере». «Положение губ при народной естественно-разговорной манере обеспечивает и нормальное разговорное произношение гласных и согласных звков».21 формирование гласных губами и полостью рта придаёт устойчивость, звонкость, полётность звуку. Важно, чтобы пение было непрерывным, последний звук долго тянулся, а также использовалось певческое произношение текста, в отличии от литературного: «тыэ гуэ доэ чеэ к, гуоэ даэ, преэ леэ ти к нам сюуэ даэ». Ребёнок должен крикнуть эти звуки и потянуть их, как он пел в поле или в лесу.

Разучивание распевок лишь подготавливает будущих певцов к постижению тайн народной манере пения, но не может заменить общения с носителями традиции.

Вторая распевка, удобная для получения грудного звучания – это начало песни «Уж ты, мать моя, мамынька»:

а) б)

Текст должен произносится так же, как и в предыдущем примере: «Уэж тыэ мать, моая маэмыэнь-каэ».

При обучении манере пения старообрядцев Васюганья можно исполтьзовать зачины песен, особенно хоровых, применяя тот же приём певческой огласовки гласных «Паэхаэл муэжиэк оаэгооароэд».

Интересную распевку нашла педагог школы «Васюганье» областного русского фольклора Новосибирска Т.Ю.Мартынова –календарную песню «Жаворонушки»

На этом примере легко проиллюстрировать способ народного звукоизвлечения «руку к уху, рот корытцем» (т.е. пение «на улыбке»).

Рпспевки предлагаемые Московской школой, ярким представителем является Н.К. Мешко:

1.Пение на заданной высоте разных гласных (а, э, и, о, у) следить, чтобы звук тянулся ровно, без толчков. Дыхание показывают жестом руки спокойно. Обращать внимание детей на округление всех гласных, на единую манеру исполнения их. Петь без напряжения:

2.К тем же гласным добавляются согласные, которые помогают активизировать работу артикуляционного аппарата. Вместе с тем нельзя допускать утрированного, нарочитого произношения согласных. Упражнение поётся легко и бодро, по полутонам вверх и вниз в диапазоне голоса:

3.Начинается упражнение с пения закрытым ртом заданного звука. Следить, чтобы зубы при этом не сжимались, звук свободно проходил бы через небольшую щель, образованную между верхним и нижним рядом зубов. Губы мягко сомкнуты. Звук направляется не в «себя», а к передним стенкам зубов. Тогда звук таким образом выстроен. Никто из детей «не жмёт» на звук, он легко и свободно летит. По руке дирижёра все переходят на пение слогов (ма, ме, ми, мо, му). Здесь важно сохранить ту же ровность звука, которая была достигнута при пении закрытым ртом:

4.Небольшая попевка Колыбельной поможет в работе над интонацией в пределах большей терции. Если сначала дыхания не хватает, можно брать дыхание через четыре такта, но постепенно стараться исполнить весь напев на одном дыхании, спокойно, протяжно. Просить детей петь гласные и, е на манер ю, у, которые «собирают» звук:

Лю-ли, лю-ли, лю-ли, при-ле-те-ли гу-ли.

5.Упражнение развивает устойчивое интонирование чистой кварты. Ею можно гармонизовать и исполнять под аккомпанемент. Следить, чтобы при повторном исполнении мелодии интонация первого звука сохранялась чистой. Для этого первый звук надо хорошо слушать, а не «налетать» на него:

6.Так же интонация чистой кварты даётся в обратном, нисходящем движении. Очень важно, чтобы дети чисто попадали на первый, высокий звук и сохраняли высокую позицию пения, не смотря на нисходящие направление мелодии. Добиваться пения всей фразы на одном дыхании:

4.2 Звукообразование.

Мы должны сохранить наши национальные коренные признаки исполнительства:

- открытый (натуральный) способ голосообразования;

- грудное резонирование (плотное, интенсивное);

- разговорная речевая манера интонирования;

- близкая подача звука;

- естественная разговорная артикуляция;

- диафрагмальный тип дыхания (общий).

Народному пению свойственна разговорность. В сочетании разговорно-речевой интонации и кантилены (певческое звуковедение - плавное) звук приобретает специфическую эмоционально-смысловую окраску.

Обучение детей народной манере пения с самого раннего возраста имеет большие преимущества т.к. у детей различия между речевой (разговорной) и вокальной речью очень незначительные. Детская речь во многом исполняет распев. Дети владеют микстовым звучанием – смешанным: головное и грудное. Соединение регистров придаёт голосу акустическую объёмность, сочетание всех возможных обертонов.

Пение закрытым ртом – «мычание» - помогает найти головное резонирование. Чтобы открывался грудной резонатор: нижняя челюсть с языком как бы подаётся чуть-чуть вперёд. Фиксация гласных на кончике языка обеспечивает близкую подачу звука. Грудное резонирование должно быть в высокой певческой позиции, которая достигается при помощи «зевка». В результате «зевка» чуть расширяется глотка, а мягкое нёбо поднимается. В народном пении место «зевка» ближе, чем в академическом.

4.3 Работа над дыханием.

Русские народные песни известны своей распевностью, мелодиями широкого дыхания. «У него душа долгая», - с похвалой говорят в народе о певце, владеющем большим дыханием. В этих словах понятие о дыхании тесно связывается с выразительностью, с выражением «души» в пении. Дыхание используется таким образом, чтобы при общей мягкой вокальной линии звук был гибким, ровным и напевным. Дыхание даёт певцу возможность ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные, свободно и непринуждённо вести мелодическую линию, никогда не теряя звонкости и полётности голоса, проявляя лучшие качества его тембра. От навыков певческого дыхания зависит качество звука, его сила, тембр, длительность, интонационная частота, а в коллективном пении – строй, хоровая звучность.

Наиболее оптимальный тип певческого дыхания – диафрагмальный. Он самый глубокий и является основой, на которой формируется смешанный тип дыхания. Механизм дыхания можно представить так: при вдохе диафрагма (грудобрюшная мышечная перегородка) опускается, давит на внутренности брюшной полости от чего живот выпячивается вперёд. Выдох регулируется брюшным прессом, помогающим удерживать на выдохе дыхательное состояние. Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления и плотности смыкания голосовых связок. Подсвязочное давление регулируется работой дыхательного аппарата и в частности брюшным прессом. Под опорой голоса понимается непрерывное поддерживание во время пения подсвязочного давления. Дыхание берётся через нос (можно делать одновременный вдох носом и ртом). При вдохе носом устанавливается ненапряжённое положение языка и правильное положение гортани.

Укрепление навыков дыхания – одна из основных задач в вокальном воспитании детей, для чего можно использовать как специальные упражнения, так и фрагменты из разучиваемых песен. Техника пользования дыханием – короткий бесшумный вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Брать дыхание, возобновлять его нужно раньше, чем оно израсходовано. Слишком большое количество вдыхаемого воздуха часто приводит к напряжённому звучанию, мешает точности интонации. Чтобы избежать этого, следует добиваться свободы и равномерности в пользовании дыханием. Каждому юному певцу необходимо практически овладеть дыханием и тренировать его при помощи специальных упражнений. Упражнения, предлагаемые Г.М Науменко:

1. Сделать несколько коротких вдохов и продолжительный выдох (при этом фиксируется внимание на работе диафрагмы и мышц живота).
2. Сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через чуть прижатые губы медленно и равномерно выпускать воздух так, чтобы выдох был полный.
3. Сделать умеренный вдох и на разных звуках, в удобном для пения регистре, каждую фразу пропевать на одном выдохе.

Главная техническая задача в этом упражнении естественная разговорная артикуляция, хорошая опора звука, работа грудного и головного резонаторов, а отсюда ровное звучание голосов в соответствующих регистрах и на их соединении.

4. Добиваясь от детей сознательного пения на одном дыхании каждой отдельной музыкальной фразы, следует начинать тренировку с очень простых по мелодическому развитию произведений детского фольклора, с короткими двухтактовыми музыкальными фразами:

Короткая попевка, состоящая из простейшего тетрахорда, должна многократно повторяться, с небольшим звуковысотным варьированием и видоизменением ритмического рисунка. Только в процессе такого пения будут вырабатываться правильные рефлекторные навыки дыхания, будет укрепляться дыхательная мускулатура. Нужно стремиться к тому, чтобы звук не ослабевал к концу фраз. Поэтому последний звук произвольно увеличиваем его длительность.

Поставленная задача заставит ребёнка сосредоточиться на выдохе - моменте расходования дыхания, поможет экономно расходовать дыхание, постепенно приведёт их к приобретению нужного навыка.

После этого перейти к работе над начальной фразой дыхания - моментом вдоха, для чего следует сократить длительность последнего звука фразы и за счёт, образующейся паузы возобновить дыхание.

В этом упражнении певец должен перед каждой новой фразой брать быстрей, но вместе с тем свободный, спокойный и не судорожный вдох, что поможет выработать правильное, естественное дыхание и обеспечит чёткую работу всего дыхательного аппарата.

5. В работе над протяжностью хорового звучания следует добиваться мягкости, напевности, ровности звука при хорошем дыхании. И здесь очень полезными упражнениями могут служить мелодии распевов. В народных песнях встречаются распевы на все гласные, с помощью которых вырабатываются лучшие качества голоса: сила, тембр, регистровая ровность, точность интонации, техника звуковедения, а так же- протяжное дыхание.

Начинать с песен, в которых распеваются только два звука на один слог, как в известных детских игровых песнях «Маки» и «Заинька».

Работая над песней, певцы должны точно и определённо исполнять обе ноты в распевках, пропевать их ритмически ровно, не уменьшая длительности второй ноты за счёт увеличения первой, не затягивая её. Постепенное увеличение звуков в распеве до трёх, четырёх и более поможет добиться широкой напевности, льющегося, протяжного звука.

Многие народные песни можно петь только коллективно- в ансамблевом или хоровом исполнении; как говорят народные певцы, «в одиночку их не вытянешь, духу не хватит». Поэтому поются они на «едином» дыхании, на непрерывности хорового дыхания, которая возникает из-за протяженности музыкальных фраз и распевов. Называется такое исполнение термином «цепное дыхание» и означает попеременное дыхание участников хора. Оно берётся поочерёдно отдельными певцами. «Цепное дыхание» поможет сохранить непрерывность звуковой линии. Его навык вырабатывается путём долгой тренировки, постоянной фиксации внимания.

В русском музыкальном фольклоре много песен, в которых «цепное дыхание» является главным выразительным средством; обычно они принадлежат к жанру хороводных или протяжных. Благодаря этому типу дыхания в народном хоре достигается удивительный эффект при исполнении протяжных, раздольных песен, когда появляется необъятная широта звучания, нескончаемый, беспрерывно льющийся звук, сродни неоглядным, бескрайним русским просторам.

Обратимся к песне: «Ой, полно тебе, солнышко, яблоньку сушить»

В этой песне музыкальная фраза довольно продолжительная и спеть её на одном дыхании трудно. Используя же «цепное дыхание», певец может делать вдох в тот момент, когда его сосед ещё продолжает пение: ведь для достижения широкой напевности и устойчивой выразительной интонации необходимо возобновлять дыхание раньше, чем оно полностью израсходовано. Так, в песне «Ой, полно тебе солнышко, яблоньку сушить» в первой музыкальной фразе одной группе певцов предлагаем возобновлять дыхание перед словом «сушить». Главное, чтобы при

возобновлении пения певец незаметно включался в общее звучание, то есть не изменял динамику и характер звукообразования.

Так же важно при использовании в пении «цепного дыхания» научить певцов

делать вдох в середине выдержанного звука.

В песне «Во зелёной рощице» это будет звук соль (половинная длительность). При разучивании группа певцов должна прервать его дыханием в середине звучания.

Детям необходимо понять принцип возобновления дыхания в середине выдержанного звука.

Все песни, независимо от жанра, следует исполнять естественно, свободно и без крика. Когда хор не владеет дыханием, звук получается тусклым.

Для развития нижне-рёберного диафрагмального дыхания я рекомендую следующие упражнения:

1. Вдохнуть так, чтобы плечи не поднимались.

2.Игровые моменты: а) представим, что наш живот «воздушный мир»- образ надувающегося и сдувающегося шарика; б) «расходится» живот как у бегемотика; в) вдыхаешь аромат цветов.

Потом постепенно переходить уже к непосредственному объяснению понятий, сведений т.е. усложнение подачи информации. От игры к серьёзному.

3. Научить детей точно дышать по руке учителя.

4. Приём ребенок-учитель. Когда ребенок чувствует себя

маленьким руководителем.

5. Упражнение на увеличение объема дыхание: игровые упражнения «у кого дольше». Например: сделать вдох и сказать на опоре «Возле ёлки на пригорке

тридцать три сидят Егорки». Затем сделать глубокий вдох, и пока не кончится дыхание перечислять: «Раз Егорка, два Егорка...».

6. Протяженные и короткие звуки на одном дыхании. Игра «Паровоз»: изображаем голосом короткие и длинные звуки-гудки паровоза, по руке учителя.

7. Упражнение на крещендо и диминуэндо. Все оттенки корректируются дыханием.

Игра «Пчелки». Все дети жужжат как пчелки. Когда пчелки «прилетели на цветок» звучание громкое, «улетели»- тихое. Игрой руководит учитель своей рукой.

8. Цепное дыхание «Не вдыхай здесь, а то песня получиться с «дырой»».

4.4. Развитие ритмического чувства.

На начальном этапе для детей существует множество трудностей при восприятии воспроизведение музыки (интонационные, вокальные и т.д.). Эти трудности могут привести к нарушению ритма. Задача педагога не забывать о специальных ритмичных упражнениях. Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым, оно всегда является слухо-двигательным.

Двигательные реакции ребенка могут выражаться в виде: 1) хлопков; 2) притопов; 3) игра на музыкальных, шумовых инструментах; 4) воспроизведения ритма песни; 5) сопровождения песни ритмичной пульсацией(остинато); 6) полиритмического сопровождения несколькими ритмоформулами (шумовые инструменты). Например, на моих уроках при пении распевки:

Дети по цепочке играют в ладошки.

Ритмическое сопровождение в виде притопов, может послужить началом традиционной хореографии. На распевке «Веники» дети делают ритмические задания руками и ногами, чередуя их.

4.5 Работа над дикцией и артикуляцией.

Важный момент в народном вокале- «разговорность» пения. Петь так, как говоришь, - один из принципов народного исполнения. Только тогда возникает ясность и выразительность передачи слова. А единственный способ донесения содержания песни до слушателя - понятные слова. Поэтому дикция должна быть чрезвычайно отчетливой, с таким произведения гласных и согласных, как и в разговорной речи.

Артикуляционный механизм и амплитуда произношения слов остается тем же, что и в разговорной речи, т.е. сохраняется разговорной положение рта и очень экономная артикуляция. Такая же внятная и четкая, мягкая, но не безвольная.

Особенности говоров, своеобразие народной фонетики, влияют на манеру пения, придавая ей красочность и своеобразие.

В русских народных песнях часто встречаются старинные или диалектные формы речи. Их надо неукоснительно соблюдать при исполнении, а подготавливаться на специально речевых упражнениях.

Известно, что плохая, вялая дикция оказывает отрицательное влияние на звукообразование и интонацию. В то же время хорошо и ясно произнесенное слово не только создает предпосылки для выразительного исполнения, но и помогает самому процессу пения. Так, быстрые и легкие перемещения языка, губ сохраняют устойчивое положение гортани. Добиваться же этого следует освобождением, раскрепощением всего артикуляционного аппарата. Требуя от юных певцов четкой и ясной дикции, активной артикуляции, следует обратиться к специальным упражнениям.

1. Проговаривать песенную фразу в разговорной манере, произнося слова естественно, свободно, без напряжения мышц лица и гортани.

2. Произносить песенную фразу нараспев в два-три раза медленнее, следя за артикуляцией рта, соответственно разговорному типу произношения.

3. Произносить ту же фразу нараспев на одной ноте в ритме песни, следя за разговорным, идущим от слова посылом звука.

4.Петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл

звука.

5. Добиваться чёткой дикции в хоре, можно использовать способ произнесения слов и отдельных слогов так, как они поются. Этот способ заключается в перенесении согласных с конца слога к следующему слогу. Как,например, в песне «Подъезжали мы под село»: По-дье- жа-ли мы по-д се-ло, За-и-гра-й ду-до-чка, ве-се-ло...

Это упражнение- прочтение хором текста, разделенного на особые певческие слоги, помогает выработать одновременное произнесение согласных всеми певцами.

6. Наиболее полезными и эффективными для улучшения техники

словопроизнесения являются песни-скороговорки. Они созданы в народе для тренировки дикции и артикуляции. Например, скороговорка: Баран буян залез в бурьян.

При многократном повторении песни- скороговорки необходимо следить за четким и ясным пропеванием каждого звука с утрированным произнесением текста. Подобные упражнения и песни приносят большую пользу каждому певцу и оказывают соответствующее влияние на процесс звукообразования и звуковедения. 4.6 Работа над интонацией.

Знакомство с ладоинтонационным строением русских народных песен начинается с усвоения своеобразных характерных попевок (трихорд в кварте, терцовый лад, квартовый тетрахорд). В основе названных ладовых образований лежат мелодии с ограниченным диапазоном, но отличающиеся мелодическим своеобразием, ярким колоритом. Примером таких типичных для древних русских музыкальных ладо-образований являются песни календарно-земледельческого круга (заклички, колядки, веснянки и т.д).

Поэтому эффективным средством освоения особенностей

мелодического материала является импровизация. На начальном этапе выражена в сочинении новых мелодий на известные слова (на трех показанных нотах). Полезны песни, игры, в текстах которых содержаться сольные реплики (пение по цепочке).

Для достижения чистоты интонирования помогает пение по цепочке (по фразам).

Один из основных приемов в работе над чистотой интонации - пение без сопровождения (в начале с поддержкой голоса педагога, затем уже самостоятельно).

Примерно с 4-х- 5-ти летнего возраста ребята начинают выходить из-под опеки родителей. Они общаются со сверстниками, участвуют в играх, перенимают друг от друга и особенно от детей постарше различные песни и припевки. Так формируется свой собственный репертуар музыкальных произведений, а с ним и новый тип музыкального интонирования.

Именно на второе детство приходится приобретение игрового опыта, осмысление своих творческих способностей.

Если специально «войти» в детский быт, то можно увидеть необыкновенное искусство, творчество, связанное с окружающим детей миром: с лесом и птицами, с полем и речкой, с новым урожаем и старинным обрядом, с временами года и влиянием природы. И всё это охватывает детская поэзия, всё это воспевают звонкие голоса. Ещё только отойдут февральские морозы, а дети уже призывают весну:

Приходит весна, и если зарядят дожди, дети просят дождик не лить:

Сядь на пенёк,

Посвяти весь денёк!

Летом ребята купаются в реке и если увидят улитку, то просят:

Гуляя в лесу, ребята перекликаются с птицами, передразнивая их или подражая их голосам. Из орешника или ивняка вырезают дудочки и играют весёлые наигрыши. Всё в руках у ребят звучит: стебли трубочника и одуванчика, плёнка бересты и стручок гороха и даже простая травинка.

Необычны мелодии этих песен, интонируемых детьми. Складываются они из простейших интонаций, которые дети освоили еще в грудном возрасте, и мелодических интонаций песен, что им пели взрослые, - колыбельных, потешек, прибауток. Если посмотреть напевы колыбельных, потешек, которые исполнялись взрослыми детям, и напевы песен детского фольклорного репертуара, то можно как раз увидеть, что все они, в основном, состоят из пяти тонов. Поэтому они так легко запоминаются и исполняются детьми.

5. Заключение.

5-7 лет благоприятный период для начала развития вокальных способностей детей, в связи с их психофизиологией. Это потребность быть как взрослый, удовлетворяющейся в сюжетно-ролевой игре. В этом возрасте формируется система мотивов, т.е. выделяются главные и подчиненные мотивы, и на первый план выдвигаются мотивы более высокого порядка- социально опосредованные. Формируется конкретная самооценка. Складывается механизмы управления своим поведением: усвоение и применение норм и правил поведения и др. Развитие познавательных психических процессов к произвольным. Итогом развития ребенка является возникновение фундаментальности психологических образований: внутреннего плана действий, произвольности, воображение, обобщенного вне ситуативного отношения к себе.

Самый главный вид действительности дошкольника — это игра. Я думаю, что он полностью реализуется в народном песенном фольклоре.

Чтобы не потерять песенные традиции, надо позаботится о воспитании в этих традициях детей. Только ребенок с его чистой душой, девственным слухом и творческим мышлением, обучаясь народной манере пения и воспитываясь по народному календарю, может освоить великую музыкальную культуру- песенную традицию своего народа.

6. Примечание.

1. Микропольский С. "Народная песня в воспитании"-М.,- Беседа, 1872, No10, с. 273-273.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.3., М., 1983.

3. Мельников М.Н. "Русский детский фольклор": Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987, с.110.

4. Былеев Л.В. "Русские народные игры". Ч.1.- М.: Сов.

Россия, 1988, с.3.

5. Еговатова М.А. Протяжные песни Ульяновского Заволжья. М., 1982, с.5.

6. Там же с.7.

7. Там же с.8.

8. Материалы экспедиции в с. Макаровка Кыштовского р- на, НСО, в августе 1996 г. Записано от Н.Л. Коваленко.

9. Мехнецов А.М, Песни Псковской Земли. Л., 1998. Вып. 1, с.119.

10. Лапин В.А. Музыкально- песенный фольклор. Ленинградской обл. Л., 1989. Вып.2, с.98.

11. Шейн П.В. Великоросс в своих песнях, обрядах, обычиях, верованиях, сказках, легендах и т.п. Т.1. Вып. 2, Спб, 1900, с.652.

12. ГМЭ. ф.7, д. 1404, п.2-3.

13. Мехнецов А.М. Песни Псковской земли. с. 121.

14. Там же с.119.

15. Линева Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 2, Спб, 1909, с.10.

16. Христиансен Л.Л. Работа с народными певцами. Вопросы вок. педагогики. М., 1976, с.19.

17. Рубцов Ф.А. Ладовые основы строения русских народных песен. Статьи по музыкальному фольклору. Д.М., 1973, с.20.

18. Линева Е.Э. Великорусские песни. Вып. 1. Спб, 1904, с.60.

19. Виноградов Г.С. Детский народный календарь. Сибирская живая старина. Иркутск, 1924, с.54-86,

20. Капица О.И. Детский фольклор. Песни, потешки, Дразнилки, сказки, игры. Л., 1928, с.9.

21. Христиансен Л.Л. Работа с народными певцами. c.20,37.

22. Там же с. 36.

7. Приложение

8. Используемая литература.

1.Валитова И.Е. «Психология развития ребенка дошкольного возраста»: Задачи

и упражнения: Учеб.пособие- Мн.: Университецкая, 1997, 160с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. дед. учеб. заведения.- М: Издательский центр «Академия», - 1999,168с.

3. Гиляров Н.Н. «Хрестоматия по русскому народному творчеству» (1-2 год обучения). М.: ООО "Издательство Родникъ" РСЛФА, 1996,58с.

4. Мельников Л.И., Зимина А.Н. «Детский музыкальный фольклор Доу» (на примере земледельческих праздников): пособие для методистов, воспитателей и муз. руководителей. - М.: Гном-Пресс, 2000г,88с.

5. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и в школе». Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. - М.: Линка-Пресс, 2000, 224с.

6. «Раз, два, три, четыре, пять мы с тобой идем играть»: Рус. дет. игровой фольклор: Кн. для учителя и учащихся. (Сост. М.Ю. Новицкая, T.M. Науменко). М.: Просвещение, 1995, 224с.

7. Обухова Л.Ф. «Детская (возрастная) психология» «Роспедагенство»,- М., 1996 г.- 374с.

8. Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь (Сост. В.И. Байтуганов, Т.Ю. Мартынова).- Новосибирск: Книжица, 2001г.- 122c.

9. Шамина Л. «Работа с самодеятельным хоровым коллективом». М.: Музыка, 1988г.-175с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области