Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе « Возможности воды»

Расширить знания детей о свойствах воды, природных ресурсах нашего общего дома – Земли. Образовательные задачи - формировать основы экологической культуры - обогащать знания детей о планете Земля - расширить знания детей о свойствах воды, через организацию экспериментальной деятельности Развивающие задачи - развивать познавательный интерес - развивать умения излагать собственные рассуждения, полагаясь на личный опыт - обогащать словарный запас. Воспитательные задачи - Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету, Родину - формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе - способствовать развитию умения работать в коллективе, воспитывать доброжелательность.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект занятия

по исследовательской деятельности в подготовительной группе

«Возможности воды »

Цель: совершенствовать знания детей о свойствах воды, природных ресурсах нашего общего дома – Земли.

Образовательные задачи:

- формировать основы экологической культуры;

- обогащать знания детей о планете Земля ; - расширить знания детей о свойствах воды, через организацию экспериментальной деятельности;

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес; - развивать умения излагать собственные рассуждения, полагаясь на личный опыт; - обогащать словарный запас.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету, Родину;

- формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе:

- способствовать развитию умения работать в коллективе, воспитывать доброжелательность.

Тип занятия: закрепление и усвоение нового материала.

Активизация словаря: крахмал

Используемые средства: аудиозапись шум дождя, пение птиц, песня "Капитошки", Капитошка, тарелочки, соль, яйца, крахмал, гуашь, сахар ,емкость с крышкой, вода.

Форма обучения: фронтальная (педагог и дети)

Формы организации образовательного процесса: совместная, самостоятельная

Виды деятельности: экспериментальная, исследовательская, игровая

Предварительная работа: Беседа о пользе воды, Беседа "Природа - наш общий дом", предварительные "Опыты с водой", Наблюдения за свойствами воды во время прогулки

Литература: интернет

Ход занятия:

Воспитатель: Дети заходят в группу и стают на палас кругом

«Доброе утро» Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро продлится до вечера!

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.

Воспитатель: Молодцы. Предлагаю пройти и присесть. САДИМСЯ КРУЖОЧКОМ НА ПАЛАС

Ребята, сегодня предлагаю вам отправиться в мир природы. Как вы думаете, что это такое? Это мир который нас окружает.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает в природе? (солнце, небо, деревья, птицы, животные, рыбы, насекомые, растения.)

Воспитатель: У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом?

-Земля.

- Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.

Воспитатель: Посмотрите ,что это такое?

- это глобус. (Показ глобуса)

-Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?

ДАВАЙТЕ С ВАМИ ДАДИМ ОПИСАНИЕ НАШЕМУ ГЛОБУСУ

- Она круглая похожа на шар.

- Каким цветом обозначена на глобусе суша?

- Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.

- Много ли на нашей планете воды?

- Воды больше, чем суши.

- Каким цветом она обозначена на глобусе?

- Вода обозначена синим, голубым, белым цветами.

-На плане Земля много разных стран и народов. У каждой страны есть имя.

- Как называется наша страна, самая большая, самая красивая? (Россия).

- В нашей стране очень много лесов, полей, рек, гор. Каждый человек любит свой край, в котором он родился и в котором живет.

Воспитатель: -Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить не возможно.

Скажите без чего на земле никто не сможет прожить?(ответы детей)

Воспитатель: -Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? - Нет.

Воспитатель: - Почему? (ответы детей)

Воспитатель--Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Солнце-главный источник тепла и света. Если не будет солнышка, все погрузится в темноту и жизнь на Земле угаснет. Солнце дарит тепло и жизнь всему миру. Оно – наш главный друг. Его свет несет людям радость, здоровье и красоту.

СЛАЙД СОЛНЫШКО

Воспитатель: - А без воздуха можем мы прожить? - Нет

Воспитатель: Давайте проведём эксперимент: закройте ладошками себе рот и нос, получится ли у вас дышать (Ответы детей) СЛАЙД РЕБЕНОК ЗАКРЫЛ ПАЛЬЦАМИ НОС

Воспитатель: –Почему?

Воспитатель: - Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут. И воздух очень нужен растениям и животным. Всему живому.

СЛАЙД ВОЗДУХ

Воспитатель: А без чего еще не может прожить человек?

Дети: Без воды.

Воспитатель: Какая бывает вода? (питьевая, минеральная, родниковая, морская, водопроводная, газированная). Кому нужна вода? Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

СЛАЙД ВОДА

Звучит аудизапись «Шум дождя»

ЗАТЕМ звучит аудиозапись «Песня Капитошки», в гости «приходит» Капитошка. 

Капитошка: «Здравствуйте! Я капелька воды—Капитошка! Я люблю играть и танцевать, хотите со мной.

Дождик, лей веселей (поднимаем руки вверх)

Тёплых капель не жалей (выставляем ладошки)

Для лесов, для полей (руки вверх-покачали, вниз и в стороны)

И для маленьких детей (присели на корточки)

И для мам, и для пап (встали, потянулись на носочки)

Дождик кап-кап-кап (маршируем)

Капитошка: Какие молодцы! Ребята, я очень маленькая, и о себе еще ничего не знаю, А в детском саду говорят дети много занимаются и все знают. Помогите мне узнать о себе.

Воспитатель: Ребята, поможем Капитошке хорошо о себе узнать? Капитошка мы обязательно расскажем тебе какими свойствами ты обладаешь? Мы с ребятами вот что уже знаем о тебе:

Вода жидкая и может течь. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вода не имеет вкуса

Вода прозрачная и бесцветная вода

Вода не имеет цвета, но её можно покрасить

Вода может отражать окружающие предметы

Вода может быть твёрдой? (если её сильно охладить)

Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду

А какими свойствами ты еще обладаешь, мы с ребятами сейчас тебе покажем и сделаем выводы

Для этого мы пройдем в нашу лабораторию.

Воспитатель:

Ты маленькая капелька Живешь среди воды Сегодня приглашаем тебя В чудесный мир воды.

ОПЫТ №1 «Откуда берётся вода?».(воспитатель)

Цель: Познакомить с процессом конденсации.

Материал: Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

ОПЫТ №2 «Можно ли склеить бумагу водой».(самостоятельно)

Цель: Показать, что вода обладает «склеивающим» действием..

Материал: листочки бумаги по два на каждого ребенка, емкость с водой

Возьмём два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону, другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем, пробуем сдвинуть — безуспешно. Вывод: вода обладает склеивающим эффектом.

ОПЫТ №3 «Подводная лодка из яйца». (совместно с воспитателем)

Цель: показать, что при растворении соли в воде ее плотность воды становится больше

Материал: 3 банки: две пол-литровые и одну литровую, три яйца, соль

Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Вывод: Когда мы растворяем соль в воде, плотность воды становится больше плотности яйца и яйцо не тонет.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

ОПЫТ №4 «Твердая жидкость».

 Цель: выяснить, может ли одно и то же, вещество быть одновременно твердым и жидким?

Материал: глубокая тарелка, вода, жидкий краситель, крахмал.

 Получится необычная жидкость, которая легко переливается, но если по такой жидкости резко ударить, то она окажется твердой.

Вывод:  «твердая» жидкость существует и имеет свойства твердого и жидкого тела одновременно.

ОПЫТ №5 «ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ»(самостоятельно)

 Цель: выяснить, что вода является хорошим растворителем.

Материалы: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

ВЫВОД: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне. 

Воспитатель: Вот, Капитошка, мы рассказали тебе о свойствах воды. Теперь ты многое знаешь о себе.

Капитошка: Спасибо, вам ребята, за помощь. Расскажу другим капелькам, своим братьям и сестричкам. Мне пора уходит домой. Но на прощание я хочу поделиться с вами одним секретом Вода «слышит» всё, что мы ей говорим и запоминает. А так как скоро новый год, то она обладает еще и волшебными свойствами. Я для вас приготовил волшебной воды. Возьмите стаканчики с водой и прошепчите ваши пожелания, и выпейте, вода поделиться с вами своими волшебными свойствами и наполнит вас доброй энергией и исполнит ваши желания.

Я ТОЖЕ ЗАГАДАЮ СВОЕ ЖЕЛАНИЕ И ПОМЕЩУ ЕГО В ЭТУ МАЛЕНЬКУЮ КАПЕЛЬКУ, КАК ТОЛЬКО ВАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПОДОЙДЕТ К КОНЦУ - СЛУЧИТСЯ ЧУДО, А КАКОЕ ВЫ УЗНАЕТЕ ПОЗЖЕ.

До свидание, ребята!

Дети: Досвидание, Капитошка!

ШАРИК ЛОПАЕТСЯ И НА СТОЛЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ КОНФЕТЫ

Воспитатель—И так, мы знаем, что не можем жить без воздуха, солнца и воды! Наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом.

Ребята, я знаю, вы очень любите природу и каждый из вас может предложить свой путь к спасению. Давайте же скажем, как сберечь нашу Землю!

Нельзя в реке или озере мыть машины и велосипеды

Нельзя после себя в лесу или на берегу водоемов

Нельзя жечь костры

Нельзя рвать цветы, топтать траву,

Нельзя обрывать с деревьев листву.

В лесу ходить лишь по тропинке,

Не мять зеленую былинку,

Животных надо охранять,

Да гнезда птиц не разорять.

Выслушиваются ответы детей.

Ведь природа все чувствует.

Воспитатель :Молодцы, вы - настоящие друзья природы!

Рефлексия:

Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)

Какие задания мы сегодня выполняли? (ответы детей)

А какое задание вам понравилось больше всего? (ответы детей)

Что нового вы узнали? (ответы детей)

ДЛЯ ЗАНЯТИЯ НАДО:

глобус

аудиозапись «Шум дождя», песня Капитошки

Для опыта №1

железная тарелка (взять у Людмилы Михайловны), две крышки, горячая вода первый стол

Для опыта №2

два листка бумаги разного цвета на каждого ребенка , емкость с водой (ТАЗИК ПЛАСТМАССОВЫЙ) первый стол

Для опыта №3

3 банки: две пол-литровые и одну литровую, три яйца, соль второй стол

Для опыта №4

глубокая тарелка, вода, жидкий краситель, крахмал. третий стол

Для опыта №5

глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды. два стола вместе

Упражнение «Волшебные слова»

стаканчики с водой по количеству детей

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области