ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО
Автор: Блинова Юлия Викторовна,
воспитатель
г.о. Серпухов Московской области
Аннотация
Статья посвящена проблеме взаимодействия детского сада с семьями детей старшего дошкольного возраста. Содержит информацию о современных формах взаимодействия детского сада и семьи.
Ключевые слова: взаимодействие, родители, педагоги.
Семья имеет огромное значение в воспитании ребёнка. Так в благополучной семье ребёнок с первых дней жизни развивается под влиянием полноценного общения с родителями, впечатлений, которые получает от окружающего мира. Такое общение создаёт тесный контакт между ребёнком и родителями, воспитывает любовь и привязанность его к родным. Очень рано на поведение ребёнка начинает влиять характер взаимоотношений родителей с окружающими. Родителям необходимо помнить об этом, считаться с тем, что дети легко подражают всему, что видят и слышат. Поэтому отношение личности к окружающему миру, к самому себе и другим людям необходимо формировать со ступени дошкольного детства. Одним из важнейших условий развития личности ребёнка и его социализации в современных условиях является взаимодействие педагогов с семьями воспитанников. Педагог путём взаимодействия должен постараться объяснить родителям, что воспитание – это сложное и ответственное дело, и для получения хороших результатов недостаточно только любить детей, а нужно ещё обладать специальными знаниями.
Современная модель взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй основана на формировании межличностного общения, в результате которого у родителей формируется осознанное отношение к своим взглядам и установкам по воспитанию детей.
Одной из главных целей педагога детского сада является помощь семье в воспитании детей. Необходимо строить работу по взаимодействию с родителями поэтапно:
1) продумать содержание и формы взаимодействия с родителями, основываясь на результатах проведенного анкетирования;
2) установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений, планируя дальнейшее плодотворное взаимодействие;
3) сформировать у родителей более полное представление об образе своего ребёнка, посредством сообщения им информации, которую невозможно получить в семье (как общается со сверстниками, как относится к труду, каких успехов достиг в продуктивных видах деятельности и др.);
4) в беседах с родителями выяснить, какие существуют проблемы в воспитании детей.
Воспитание без активного участия родителей невозможно. Семья и детский сад имеют свои функции и не заменят друг друга, но могут плодотворно взаимодействовать в вопросах развития детей.
Формы взаимодействия педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении
В настоящее время при взаимодействии с родителями целесообразно использовать разнообразные формы. Традиционные формы проверены временем и направлены на педагогическое просвещение родителей. Оно может осуществляться в двух направлениях:
- внутри детского сада (с родителями воспитанников);
- за пределами детского сада (через рекомендации и советы на официальном сайте детского сада, средства массовой информации и др.).
Использование интерактивных форм позволяет установить доверительные отношения с родителями, привлечь их внимание к дошкольному учреждению. При использовании таких форм процесс взаимодействия построен так, что все участники образовательного процесса вовлечены в процесс познания и обсуждения. Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными. Например, обмен опытом семейного воспитания, выработка общего мнения, сплочение группового коллектива (привлечение родителей к изготовлению скворечников и кормушек, атрибутов и костюмов для праздников и спектаклей, озеленению участка группы) и др. Интерактивные формы строятся на основе диалога с семьями воспитанников.
В рамках проекта «Страна взаимопонимания», реализуемого с 2019 года, в детском саду используются новые виртуальные формы взаимодействия с родителями. Достоинством виртуальной среды является экономия времени как родителей воспитанников, так и педагогов. Отсутствие свободного времени для многих родителей является препятствием для сотрудничества с детским садом, поэтому использование ресурсов сети интернет (социальная сеть Вконтакте, мессенджеры) позволяет педагогам быть всегда на связи с родителями.
Виртуальное взаимодействие осуществляется различными способами:
- ознакомление с новостями: просмотр новостной ленты и фотогалерей в закрытых родительских группах позволяет родителям быть всегда в курсе событий, повышает доверие к дошкольному учреждению;
- ознакомление с информационно - консультативным материалом на сайте ДОУ: на виртуальной платформе детского сада размещаются консультации и рекомендации для родителей, например, под рубрикой «Полезные выходные» («Игры с правилами», «Огород на окне», «Экологические игры», «Как воспитать у ребёнка интерес к книге»). Ещё одной формой сотрудничества с родителями стало проведение online мастер – классов на виртуальной образовательной платформе. Мастер – класс позволяет повысить педагогическую компетентность родителей, его можно просмотреть в удобное для родителей время, повторить при необходимости просмотр. Некоторые мастер – классы адресованы для совместного просмотра детей и родителей (мастер – класс «Поздравительная открытка»). Также совместно с учителем – логопедом был проведён мастер – класс «Оказание логопедической помощи в детском саду». Данные материалы могут быть полезны не только родителям детей, посещающих детский сад, но и родителям, чьи дети получают дошкольное образование в семье;
- обсуждение интересующих вопросов на форуме («Роль родителей в речевом развитии детей или пусть этим занимаются профессионалы?»), проведение опросов («Как родители в условиях семьи осуществляют экологическое воспитание ребёнка»), анонсирование мероприятий в детском саду (анонсирование детско – родительского досуга, конкурса, родительского собрания).
Сложившаяся эпидемиологическая ситуация перевела педагогов в новый формат общения с родителями. Когда проведение традиционных родительских собраний стало невозможным, педагоги стали организовывать родительские собрания на цифровой платформе. Родительское собрание в формате видеоконференции даёт возможность не прерывать общение с родителями, принимать общее решение, обсуждать вопросы в режиме реального времени. Во время видеоконференции можно демонстрировать мультимедийные презентации, видеоматериалы. Проведение дистанционных родительских собраний способствует повышению активности родителей, вовлекает их в жизнь детского сада, экономит время. Тем не менее, ничто не заменит непосредственного, живого общения педагога и родителей. Поэтому, как только предоставляется такая возможность, педагоги проводят очные родительские собрания.
В нашем детском саду проходят online - конкурсы детско – родительских поделок («Чудо с грядки», «Что нам осень подарила?», «Зимняя фантазия», «Пасхальные чудеса»). Где победителя выбирают голосованием на сайте сами дети и родители. Такая форма проведения повышает интерес к конкурсу, привлекает все больше участников.
Таким образом, использование в дошкольном учреждении данных форм взаимодействия с родителями дошкольников позволяет повысить родительскую компетенцию, родители принимают активное участие в воспитании и образовании своих детей, не занимают позицию стороннего наблюдателя. Создаются все условия для реализации педагогического и творческого потенциала родителей воспитанников. Такое взаимодействие помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье. Родители в первую очередь должны стать примером для детей, так как они являются главным авторитетом в их жизни.
Список использованных источников
1. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. / Н.В. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е.А. Кудрявцева - Москва, 2015
2. Зенина Т.Н. Экологическая гостиная в ДОУ. Взаимодействие с семьями воспитанников. /Т.Н. Зенина – Москва, 2008
3. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. /Т.Н. Зенина – Москва, 2007
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»