Скобелева Марина Валерьевна,
Воспитатель, ГБДОУ д/с №4 Петроградского района
«Реализации проектной деятельности про пропаганде противопожарной безопасности «Дети детям!» в ГБДОУ д/с №4 Петроградского района Санкт –Петербурга
Аннотация: По всемирным данным в дошкольных образовательных учреждения возгорания случаются гораздо реже, чем на объектах другого назначения. Статистика пожаров в Российской Федерации, сообщает, что наиболее распространенными причинами пожаров являются:
Вышеприведенные данные говорят о том, что в большинстве случаев причиной пожаров становится человеческий фактор. В результате чего в ГБДОУ д/с №4 Петроградского района организована система работы по противопожарной безопасности в рамках проектной деятельности «Дети детям!»
Ключевые слова: противопожарная безопасность, дошкольный возраст, мероприятия, система работы по противопожарной безопасности.
В настоящее время знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они начинают свое формирование в дошкольном детстве. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить возгорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара[4, 12].
Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны.
Необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации[1,8].
В ГБДОУ детский сад №4 Петроградского района организована работа по следующим направлениям:
(Это обучающие и познавательные мультфильмы, экскурсии в Пожарную часть, информационно –просветительские беседы с детьми и т.д.).
(Создание уголков по противопожарной безопасности на возрастных группах, в холле детского сада, открытие класса ЧС).
(показ открытых занятий, развлечений и досугов), информирование об успехах детей в освоении правил пожарной безопасности. Во всех группах оформлены папки передвижки, стенды, ширмы по данной проблеме).
(Организация конкурсного движения через различные виды деятельности: вокал, хореографию, театральное искусство прозу, декоративное и прикладное искусство).
Даже в ходе такой грамотно организованной системы работы с детьми дошкольного возраста сотрудники детского сада столкнулись с рядом трудностей, а именно:
1.Воспитанники не всегда понимают и принимают материал от взрослого.
2.Воспитанники не всегда доверяют словам взрослого.
3.Воспитаники не всегда считают взрослого авторитетом и не считают необходимым его слушать.
В результате чего в ГБДОУ д/с №4 реализуется проектная деятельность под названием «Дети детям», основная цель, которой внести вклад в социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в вопросах пропаганды безопасного поведения в экстремальных ситуациях, объединив их одной темой «Огонь – это друг и враг». Воспитанники ОО иногда от живого общения с друг другом получают огромный восторг, от совместно прочитанной книги, театрализованной постановки, сделанной поделки или агитационного плаката на конкурс. Особый эффект приобретается в ходе подготовке в постановке музыкально-литературной композиции, театрализованной постановке, спектаклю и т.д.
Совместно дети учатся проживать буйство пламени, в ходе которого формируется чувство боязни, опасности, осторожности в обращения с огнем, проигрывая «слаженные действия» пожарной команды, воспитанники начинают понимать насколько важен, и в тоже время слажен труд всех команды, что именно четкое выполнение инструкций и правил в ходе борьбы с огнем помогает достичь положительного результата.
Рисунок 1. Рисунок 2.
Таблица №1
Выписка из Плана работы в рамках проектной деятельности
«Дети детям» «Огонь это груд и враг!»
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
Младший и средний возраст (3-5) | Старший дошкольный возраст (5 -8 лет) |
«Пожарные», «Самые быстрые и ловкие» «Пожарные на учении» | «Помоги, если друг в беде», «Найди предметы», «Лото осторожностей» «Собери картинку», «Пожарные предметы» |
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
Экскурсия на кухню. Решение проблемных ситуаций «В мире опасных предметов» | |
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |
С.Я. Маршак «Пожар» Б Житков «Дым», Е. Харинская «И папа и мама Серёжу бранят…». Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял» С Шаброва Чтение «Девочка со спичками» |
Изготовление совместно с родителями (законными представителями) и одногруппниками поделок для уголков противопожарной безопасности позволяется укрепить детско-родительские отношения, а так же внутригрупповые отношения и еще раз обговорить плавила поведения при пожаре, действия детей при пожаре и т.д. Ведь именно собственным примером они побуждают друг друга соблюдать основные правила и нормы безопасного поведения.
Рисунок 3. Рисунок 4. Рисунок 5.
Тематические беседы и оформление тематических выставок о профессиональных праздниках сотрудников Пожарной охраны РФ, Дня спасателя МЧС позволяет познакомить с современным арсеналом сотрудников– современная техника, усовершенствованная боевая форма, корабли и катера различного назначения, авиация. Но, как и прежде, из года в год и изо дня в день пожарные заступают на боевое дежурство. И каждый раз они готовы рисковать собой ради жизни и здоровья других людей.
Рисунок 6. Рисунок 7.
Рисунок 8. Рисунок 9.
Рассказывая воспитанникам о том, как меняется техническое оснащение пожарных, на смену конным ходам приходят автомобили, бдительный дозорный на каланче уступает свое место сигнализации и телефонным проводам… Но как и прежде неизменным остается одно – люди, которые посвятили себя этой героической профессии, и сама ее суть – спасти, уберечь, сохранить.
На сегодняшний день работа по обучению мерам пожарной безопасности будет эффективной лишь в том случае, когда воспитывающие взрослые ежедневно реализуют различных формы работы с детьми и применяют различные подходы в организации детской деятельности.
Список использованной литературы