Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья «Создание РППС групп для реализации задач по финансовой грамотности дошкольников»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4»

«Создание РППС групп для реализации задач

по финансовой грамотности дошкольников»

Подготовила: воспитатель

Гришакина Ю.Ф.

Саров, 2024

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

(американский предприниматель, инвестор, писатель и оратор-мотиватор)

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережного отношения к труду и продуктам труда, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально - психологических особенностей личности как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека. Эти качества личности влияют на успешность принимаемых взрослым человеком решений в будущем. С дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества, финансовые отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Занятия по финансовой грамотности могут помочь детям удовлетворить их экономическую любознательность, не утонуть в потоке экономической информации, не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности: - познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами; - заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги; - дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту; стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово-экономического мышления; - сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность; - содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника. В процессе формирования и развития личности ребенка обучение и воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания – важнейшее условие эффективности образовательной деятельности. Поэтому при организации образовательной деятельности обязательно должны ставиться воспитательные задачи. Среди основных воспитательных задач можно выделить: - стимулирование интереса к изучению мира финансов; - активизация коммуникативной деятельности детей; - воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестного отношения к посильному труду, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями; - воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации; - воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам; - побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.

Развитие ребёнка зависит от правильно организованной предметно – пространственной среды. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении того пространства, в котором ребенок живет, развивается, изучает мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.

Образовательная среда в дошкольном образовательном учреждении должна строится на принципе интеграции образовательных областей и соответствовать возрастным возможностям и особенностям детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Предметно-пространственная экономическая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны:

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка азам финансовой грамотности в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов, овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнаёт о труде человека, его потребностях и т.д. Иными словами, среда, обеспечивающая разные виды активности ребенка (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка в мире финансовой грамотности. При этом развивается любознательность, воображение, умственные способности, коммуникативные навыки. Происходит развитие личности. Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребёнка, служить фоном и посредником в личностно – развивающем взаимодействии с взрослыми и с другими детьми.

Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения финансовой грамотности. Общепринято их деление на: демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия); аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.

В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей: чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.); игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда); коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.); двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).

Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения. Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.

Обогащению впечатлений способствует созданный в группе «Центр финансовой грамотности», для погружения детей в мир экономики, способствующий закреплению, уточнению, систематизации полученных экономических представлений в трудовой, познавательной деятельности; формирования умения применять их в самостоятельной и продуктивной деятельности.

Уголок финансовой грамотности в старшей группе включает игровые модули: «Семья», «Супермаркет», «Кафе», «Мастерская», «Парикмахерская», «Автосервис», «Стройка», «Путешествуем по миру», «Я- коллекционер», «Кафе», «Банк», «Разные профессии», художественную литературу С. Михалков «А что у вас?», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», С. Маршак «Откуда стол пришел», «Как печатали книгу», В. Маяковский «Что такое хорошо…», содержит дидактические игры «Подбери спецодежду», «Для чего это нужно», «Кто что производит», «Хорошо-плохо», «Правила экономии», «Хочу и могу», «Как накопить на любимую игрушку», «Профессии», «Подбери витрины магазинов», «Правила поведения», «Обмен», «Что было, когда не было денег», «Собери денежку», «Экономическое домино», интерактивные игры «Карта покупок», «Копилка», «Закрепление правил экономии», «Какие бывают доходы», «Мои хотелки», мастерскую для коллективного труда «Книжная мастерская», «Мастерская оформления к праздникам», тематические альбомы «Деньги разных стран», «Зачем нужны банки», коллекции бумажных купюр с видами российских городов и разного номинала, пластиковых карт

Уголок по финансовой грамотности в подготовительной группе включает в себя: наглядный материал с обучающими карточками; атрибуты для сюжетно-ролевых игр, настольные дидактические игры, экономические сказки, картотеки проблемных ситуаций, физкультминуток, лэпбуки, альбомы с помощью которых дети учатся бережливости, экономности, уважению к труду взрослого, отношение к предметному миру и окружающей действительности и т. д.

Главным атрибутом уголка является банкомат «Сбербанк», который сделали родители для наших ребят. Банкомат предназначен для сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста, направленных на приобретение и развитие знаний из области финансовых категорий. Пособие привлекает внимание яркостью и функциональностью. Так же, мы совместно с детьми придумали героев нашего уголка «Рубль» и «Копеечка», которые активно используются на занятиях по финансовой грамотности.

Так же в группе созданы модули игрового пространства по обучению финансовой грамотности «Школа», «Аптека», «Банк», «Рекламное бюро», «Службы города», «Почта», «Завод», «Пекарня», «Ателье», «Магазин» «Мастерская», «Фабрика игрушек», «Ателье маленькой модницы», «Строительная компания», «Аукцион», подобраны атрибуты для сюжетно-ролевых игр: различные купюры и монеты; банковские карты, буклеты, рекламные брошюры, счеты, копилки, калькуляторы, кассовые аппараты, телефоны и детские компьютеры. Демонстрационные плакаты «Деньги разных стран», «Экскурсия в банк», «Эволюция денег», «Перспективная карта покупок», «Профессии экономической сферы» и наборы дидактических наглядных материалов для финансовой грамотности дошкольников; костюмы, которые связаны с профессиями: банкир, продавец, врач/аптекарь, пожарный, полицейский, инспектор ГИБДД, маски для театрализации мини-спектаклей, которые замечательно обыгрываются детьми в самостоятельной деятельности.

В этом году, специально для обучения детей финансовой грамотности изготовили настольные ширмы, которые прекрасно вписываются в пространство группы и используется детьми в соответствии с игрой. На ширме представлены тематические декорации (салон красоты, отделение банка, автомастерская, зоопарк, почта, пожарная, кафе, космос, поликлиника). В сюжетно-ролевых, дидактических играх и театрализации моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производство и сбыт готовых товаров, взаимодействие между участниками торговых операций, бережливость и экономность, уважение к труду взрослых. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Также для того, чтобы разнообразить, сделать интересными, увлекательными и незабываемыми занятия по финансовой грамотности в нашей группе имеется запись диска с виртуальными экскурсиями: в банк, на предприятия города «Саровский шоколад», «Минеральная вода и напитки», «2 Аякса – рекламное агентство», «Художественная галерея», «Драматический театр», «Кукольный театр «Кузнечик», типография «Полипринт», технопарк «Саров», «Саровский историко-краеведческий музей», «Дивеевская глиняная игрушка», «Дивеевские зори», «Арлэнд» (Молокозавод), «Пищевой комбинат МУП» (Саров), «Метталопласт» (Дивеево), «Пчеловодство «Мёд», «Дивеевский исток» (Производство минеральных вод), «Зерно и где оно используется», «Металлургические профессии», «Ка нефть по миру путешествует», «Добыча нефти и газа», «Нефтеперерабатывающий завод», «Как делают сыр», «Целлюлозно-бумажный комбинат», «Как добывают калийную соль».

Не менее интересными для детей являются интерактивные игры «Все ли можно купить за деньги», «Привычки культурного и рационального поведения в быту», «Копилка», «Основные потребности человека», «От руды до металла», «Мне в кошельке не хватает…», «Дороже – дешевле», «Оцените товар», «Добыча нефти и газа», «Польза полезных ископаемых», «От руды до металла».

Чтение художественной литературы, так же существенно расширяет кругозор детей, и позволяет по-новому взглянуть на известные сюжеты. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Поэтому очень хорошо иметь книги с содержанием на экономические темы, а также фольклор о труде, профессиях, человеческих качествах.

Для этого в группе организовали библиотеку, где поместили сказки с содержанием на экономические темы. Такие как «Муха-цокотуха», «Федорино горе» К.И.Чуковского, «Приключения Буратино» А. Толстого, Ш. Галиев «Три копейки за покупку», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены», «Трое из Простоквашино», С. Михалков «Праздник непослушания», В. Катаев «Цветик-семицветик», русская народная сказка «Волшебное кольцо», Е. Ульева «Откуда берутся деньги». Энциклопедия для детей в сказках, Л. В. Любимова «Открытия Феечки Копеечки», А.Н.Забирова «Как работают деньги? Энциклопедия для детей».

Подобрали познавательные фильмы «История изобретений. Деньги», «Дорогая копейка», «Заработанный рубль», «Азбука денег тетушки Совы», сюжет телепередачи «Галилео» «История изобретений. Деньги», «Дорогая копейка», «Заработанный рубль», после просмотра которых вместе с детьми обсуждаем создавшиеся проблемные ситуации, разрешаем их, ищем выход. Ребята, принимая на себя роль персонажей, хорошо усваивают, что труд лучше, чем лень. Труд важен в нашей жизни, потому что он оплачивается и тем самым мы удовлетворяем свои потребности.

Чтобы наши занятия проходили еще интереснее, пополнили группу додекаэдрами и образовательными вертушками на тему «Профессии». Благодаря пособиям мы организовываем увлекательные квесты, викторины, которые проходят с большей продуктивностью и интересом.

Также с детьми и родителями организовали выставку: «Музей копилок». Для ознакомления дошкольников с валютой - оформили альбом «Деньги разных стран», т. к. деньги являются важнейшим источником информации о государстве, его истории, экономике и искусстве. Пополнили уголок тематическими альбомами «Фабрика Гознака», «Профессии людей, которые участвуют в изготовлении денег», «Деньги разных стран», «Монеты и купюры России», «Деньги бывают разные», «Сувенирные деньги», «Привычки культурного и рационального поведения в быту», «Потребности человека», «Разный хлеб», «Где используют зерно»

Ребята группы создали альбом «Моя любимая профессия», охотно рассказывали о том, кем хотели бы стать в будущем, какой профессии хотели бы научиться и почему; подобрали плакаты «Семейный бюджет моей семьи». По этим плакатам ребята рассказывали и объясняли, на что в первую очередь папа и мама расходуют бюджет, на что тратят потом, и на что откладывают (копят) деньги. Таким образом, мы закрепляли пройденный материал – «Бюджет семьи».

Все мы знаем, что основной формой обучения выступает игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Прежде всего, это дидактические игры. Они направлены на формирование у детей положительного отношения к труду, результатам труда, умение планировать свои покупки, разумно тратить деньги.

С детьми 6-7 лет мы охотно играем в дидактические игры: «Кто что производит», «Составь цепочку» (сырьё-продукт), «Рационально-расточительно», «Мамины помощники», «В доме зарплата», «Запомни ценники», «Рынок товаров и услуг», «Купи другу подарок», «Миллионер», «Моя первая покупка», «Доходы и расходы семьи», «Что нельзя купить?», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Мой маленький бизнес», «Копим и сберегаем», «Русская ярмарка», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы», «Бартер», «Монополия». В данных играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

В нашей группе оформлены лэпбуки по финансовой грамотности «Монеты. Валюты. Деньги», «Юные экономисты», «Финансовая грамотность», «Профессии», «Почта». Одной из задач дидактических пособий является формирование у детей представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, что деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей. К этому интерактивному пособию дети с удовольствием возвращаются снова и снова. Ведь это не просто папка или книжка, а целый микромир экономики внутри.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. Образовательную деятельность по формированию основ финансовой грамотности дошкольников можно разворачивать не только в форме непосредственно - образовательной деятельности, но и продолжать в самостоятельной деятельности детей в специально организованной развивающей предметно-пространственной среде.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области