Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа Юный художник

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Содержание

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка.

1.1.1.Цели и задачи программы. Отличительные особенности программы.

1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы.

1.1.3.Возрастные и психические особенности детей 5-6 лет.

1.1.4.Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы.

2.Содержательный раздел.

2.1.Содержание программы.

2.2.Методы и приемы.

2.3.Работа с родителями.

3.Организационный раздел.

3.1. Методическое обеспечение программы.

3.2. Место программы в режиме дня.

3.3. Материально-техническое обеспечение программы.

3.4. Учебно-тематический план.

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать, а также создавать игрушки, делать из него декор.

Работа кружка строится на нескольких вариантах изготовлении изделий. Это нетрадиционная техника- пластилинография, а так же лепкам объёмных лепных украшений –оформление фоторамок, магнитов, объёмных композиций, создание игрушек,с которыми можно будет играть.

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной. В младшем возрасте дети осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём вливания одного цвета в другой.

Занимаясь пластинографией, дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученные в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Занимаясь пластинографией с дошкольниками, педагог решает не только практические, но и воспитательно- образовательные задачи: ребёнок учится познавать мир и осознавать себя своё место в нём, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

У ребенка появляется возможность сделать картину рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

1.1.1. Цель и задачи программы. Отличительные особенности программы

Цель программы – развитие тонких движений пальцев и всей руки в целом, активизация творческих способностей детей; поиск новых способов художественного выражения. Знакомство и развитие навыков работы с новым лепным материалом-воздушным пластилином «Артифакт».

Программа дополнительного образования рассчитана на 1 год обучения детей 5-6 лет и реализует следующие задачи:

Отличительные особенности программы. В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с пластилином и различной основой для работы с ним, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог. Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой  подход раскрепощает ребенка. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников. Такой  подход раскрепощает ребенка. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников.

1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы.

1.1.3.Возрастные и психические особенности детей 5-6 лет.

В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок. 
К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества от ситуаций, в которых количество или (признак) остались неизменными.
Содействует общему психическому развитию активизация воображения. Воображение - высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Взрослые должны ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы. Формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности. 
Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы,

визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становится линия, форма, цвет сами по себе. Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяют степень заинтересованности ребят самим предметом. 
Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями; В любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса.

1.1.4.Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы.

По итогам освоения программы творческой мастерской дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), создавая при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук. Познакомятся с разными вариантами декора предметов.

2.Содержательный раздел.

2.1.Содержание программы.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждой встрече подобраны соответствующие физкультминутки, пальчиковая гимнастика. Для решения поставленных задач, максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д. Встречи целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

– “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.

 – “Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.

 – “Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.

 – “Познавательные” занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл. А также использовать бросовый материал: колпачки, стержни от шариковых ручек, фломастеров, зубочистки, пуговицы и др.

Пластилиновая картина может состоять из шарообразных или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.

При работе с пластилином предлагается следовать следующим рекомендациям:

В технике пластилинография можно создавать: цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных, жанры живописи и народно – прикладного искусства и многое другое.

Этапы работы.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи.

Подготовительная часть.

Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей).

Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца.

Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии).

Физкультурная пауза.

Основная часть.

Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности).

Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.

2.2.Методы и приёмы.

-показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;

-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;

-игровые приёмы;

-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;

-обследование, рассматривание, наблюдение.

2.3. Работа с родителями.

Тема встречи

Форма проведения встречи

Цель встречи

Время проведения

1

«Умелые пальчики»

Ознакомительная беседа/видеоматериал

Представить родителям программу кружка «Волшебный пластилин».

сентябрь

2

«Мир на кончиках пальцев»

Консультация для родителей  

Рассказать родителям о взаимосвязи развитии мелкой моторики и речи детей.

октябрь

3

 «Это мы умеем»

Фотоотчет для родителей о работе кружка «Волшебный пластилин»

Май

3.Организационный раздел.

3.1.Методическое обеспечение программы.

Список литературы:: парциальная программа по изобразительному творчеству С.В.Погодиной «Шаг в искусство». Методические рекомендации по реализации программы «Шаг в искусство». Тематическое планирование по блокам «Неживая природа», «Животный мир», «Растительный мир», «Мир человека» программы «Шаг в искусство». Авторские разработки педагога, материалы из интернета

3.2. Место программы в режиме дня:

 Программа творческой мастерской составлена с учетом психофизиологических особенностей детей 5 - 6 лет. Встречи проводятся во 2-ой половине дня с группой детей из группы до 10 человек, в не ущерб времени, отведенному на дневной сон и прогулке.

3.3. Материально-техническое обеспечение программы.

3.4. Учебно – тематический план.

№ п/п

Содержание

Количество часов

Октябрь

Панно «Дерево»(столбики)

2

Панно «Подсолнух»(столбики,шар-лепёшка)

2

Фоторамка «Золотая осень»(смешивание цветов, отпечатки листьев, работа с ножницами)

2

Панно «Корзина с рябиной»(работа с проволокой, шарики, столбики, твистер)

2

Ноябрь

Подставка «Дом для карандашей»(облепка основы, создание композиций для оформления)

2

Насадки на карандаши «Насекомые»

2

Украшение-Подвеска с птицой

2

Ожерелье для мамы

2

Декабрь

Оформление подставки под салфетки «Весёлые снеговики»(смешение с блестками)

2

Подсвечник (декор пластиковой баночки)

2

Символ Нового года

2

Украшения на ёлку (облепка шара )

2

Январь

Декор баночки для конфет

2

Панно «Зимующие птицы»

2

Брелок «Пингвин-лыжник»

1

Февраль

Кактус в горшке

2

Влюблённая парочка «Змейки»-игрушки

2

Подарок папе-подвеска в машину «рыбка золотая»

2

Набор Брошка и серёжки для мамы к 8 марта

2

Март

Подарок для бабушек Панно «Букет»

2

Такие разные коты

2

Волшебные зонтики

2

Магнит «Радуга и облака»

2

Апрель

Спящий щенок (игрушка)

2

Солнечная система (планеты в комплексе»

2

Осьминожек на дне морском

2

Веселый клоун – держатель для бумаги

2

Май

Брошь ко Дню Победы

2

Панно «Первоцветы»

2

«Ягодный десерт»композиция в вазочке

2

Лепка по выбору детей

2

Всего часов:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области