Устанина Тамара Аркадьевна,
Воспитатель 1 квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад №99»
Республика Татарстан, г. Казань
8-913-500-80-95
detsad_99@mail.ru
Работа с семьями воспитанников через экологические акции
Человек может развиваться только
в контакте с природой, а не вопреки ей.
В. Бианки
Проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой в современном мире очень актуальны. В природе все взаимосвязано: мы нарушаем равновесие уничтожая или нанося вред природе.
Считаем важно вести планомерно работу по воспитанию экологического сознания и ответственности за состояние окружающей среды в дошкольном возрасте. Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых.
Родители являются важными помощниками в деятельности дошкольного учреждения, поэтому перед собой мы ставим цель активно привлекать семьи в разные направления деятельности детского сада.
Проанализировав участие семей в различных совместных мероприятиях, такие как: творческие выставки, конкурсы, совместные праздники и соревнования, определены интересы семей наших воспитанников и в какие виды деятельности родители включаются с увлечением. Одна из любимых форм взаимодействия для родителей – досуговая. В нашем коллективе воспитатели-дети-родители сложилась традиция - проведение совместных праздников и досугов. Совместными усилиями организуем и проводим праздники и развлечения, такие как - «День рождения группы», «День матери», спортивные развлечения и познавательные викторины; а также праздники к знаменательным датам нашей страны и Республики.Досуговые формы организации общения помогают устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также способствуют установлению более доверительных отношений между родителями и детьми.
Эффективной формой работы является акция. Это одна из наиболее современных форм взаимодействия с родителями. Важные особенности «акции» - ненавязчивость и необычность. Она не мешает жить тем, кто не хочет ее замечать, но и окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции, которые организуем вместе с родителями и детьми, дают определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние, работа детского сада начинает восприниматься как единое целое, а находящиеся в нем люди – близкие и интересные собеседники.
Организуя акции стараемся охватить всех родителей группы учитывая, что акция – групповой метод работы, и в то же время она имеет сугубо индивидуальную направленность.
Традицией нашего детского сада стало проведение различных экологических акций совместно с родителями и детьми на различные темы:
В ходе планомерной работы и зарождении групповых традиций на протяжении 3 лет были получены следующие результаты:
Перспективы на будущее – продолжать развивать компетенции у родителей в вопросах воспитания и обучения детей, формировать у них осознанное понимание ответственности за воспитание детей, раскрывать перед родителями важность доверительного общения со своим ребёнком, а также продолжать активно включать родителей в учебно – воспитательный процесс.
Целенаправленная работа способствует сотрудничеству детского сада и семьи в решении актуальных вопросов экологического воспитания. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в общении родителей с педагогами.
В заключении хотим сказать – взаимодействие семьи и детского сада — это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Но при этом использование в своей работе современных форм работы взаимодействия с родителями, таких как акция, дает определенные результаты. Родители стали активно принимать участие в жизни детского сада и группы, активно откликаются на любые просьбы.
Список литературы:
1.Т.Зенина «Экологические акции в работе с дошкольниками: из опыта работы (Дет.сад №403 г.Москвы)//Дошкольное воспитание. – 2002. - №7. – С.18-21.
2.Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. «Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – СПБ: Детство пресс, 2007.
3.Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Сценарии занятий, - М.: ТЦ Сфера, 2005
4.Корнилова В.М. «Экологическое окно в детском саду. Творческий центр «сфера. Москва, 2008.
5.Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград. Издательство «Учитель», 2009.
6.Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
7.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей». – М.: Академия, 2009.