Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Семинар для педагогов «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с использованием русского народного фольклора»

Цель Поделиться опытом своей работы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Семинар для педагогов

«Развитие речи детей раннего и

младшего дошкольного возраста с использованием русского народного фольклора»

Меня зовут Курбатова Наталья Михайловна. Я хочу поделиться опытом

своей работы по развитию речи детей. Почему я выбрала эту тему?

Потому что ,работая больше 10 лет в детском саду , я наблюдала за тем , что с каждым годом все больше приходят детей с нарушениями речи .А так как наш детский сад работает и с детьми раннего возраста, то приходится наблюдать за тем , что приходят и совсем неговорящие дети. Поэтому я считаю, что работа по развитию речи это очень важный компонент в работе с детьми.

Занятие по развитию речи у нас в планах, как правило, один раз в неделю.

Но так как все занятия у нас интегрированные, получается, что на всех занятиях мы используем образовательную область развитие речи.

Работу по развитию речи мы ведем, не только на занятиях ,но и в режимных моментах и конечно же в игре.

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Почему же дети не говорят.? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а наши предки с самого рождения использовали пестушки и потешки. Может быть поэтому раньше дети 1.5 года читали стихи,

Произносили 100слов ,а сейчас несколько слов это норма.

Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Детям родители включают на телефоне и

компьютере яркие мультфильмы и песни, а не русские народные сказки и колыбельные и потешки. Конечно, детям очень нравятся яркие экраны. А родителей подкупает реклама , что этот канал развивающий, и создан для детей от 0 лет.

Поэтому мы решили в своей работе использовать русский народный фольклор. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование малых фольклорных жанров помогает развить речь ребенка, мышление, устанавливать межличностные взаимоотношения, создает доброжелательную атмосферу.

Когда к нам пришли малыши. А у нас был набор детей от1,5 лет. Мы их встречали с прибаутками и потешками.

Потешки- это короткие стишки, предназначенные для развлечения детей и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешек — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние.

С потешками детям было легче заходить в группу.

Потешки мы использовали и при умывании, и при одевании, при приеме пищи и в разные режимные моменты.

Ребенок зашел в группу. надо вымыть руки. Он плачет руки мыть не хочет.

Потешка поможет нам, например такая

Ай лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

При одевании. Можно использовать когда малыши расшумелись в раздревалке. Или кто-то плачет, чтобы отвлечь

.Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.

На прогулке в холодный период , дети очень часто снимают варежки ,а а надевать не дают

Руки спрячем в рукавички —
Разноцветные сестрички.
Сможем дольше мы опять
На морозе погулять!

При приеме пищи или кода ребенок не хочет садится за стол.

Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки.

Потешки нас всегда выручали.

Когда мы заметили интерес детей к потешкам, то поняли ,что они нам помогут «разговорить» малышей.

Мы стали разучивать с малышами потешки. Но так –как в группе были дети которые не говорили , или говорили осень плохо, то к любой потешке мы придумывали движение. К каждой потешке можно придумать движение. У нас получалась пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика – это уникальное средство для развития речи. Так как работает мелкая моторика рук. А , как известно ,развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге.

Малышам нравятся потешные игры с пальчиками.

Так с помощью движений к потешке говорящие дети быстрее запоминали текст, а другие пытались произнести некоторые слова, или окончания слов. Каждый день мы повторяли потешки, и разучивали новые ,так

как и в любой другой деятельности ,результаты работы по развитию мелкой моторики видны только лишь при систематических занятиях.

Пальчиковую игру можно использовать , как физкультминутку во время занятий, а можно ее проводить ,как самостоятельное занятие. Сейчас у нас вторая младшая группа. Мы с ребятами делаем пальчиковую гимнастику по утрам во время утреннего круга, перед занятиями, в паузах на занятии.

Они сами предлагают какую мы сегодня проведем, и конечно разучиваем новые. Как мы этот делаем,

Сначала я сама проговариваю с движением,

Затем обсуждаем текст,

Отрабатываем в месте с детьми отдельные движения,

Помогаем индивидуально тем ,у кого не получается какое либо движение

И поле чего делаем гимнастику с использованием потешки все вместе.

Чаше всего все дети сразу включаются. Но бывает и такое что некоторые дети сначала просто смотрят. Главное не заставлять. Потому что желаемого результата не добиться .Ребенок сам должен проявит интерес

Применяя пальчиковые игры на основе потешек мы выполняем сразу несколько задач:

-Развитие мелкой моторики пальцев рук и активной речи

-Развитие интереса и любовь к фольклору

-Воспитание доброжелательных отношений в общении со сверстниками и взрослыми.

Так же мы разучивали русские народные песни

Все песенки сопровождали движением

«Мишка косолапый»

«Два Веселых гуся»

«Ладушки-Ладушки»

С движение песни запоминались очень легко. Песни ,сопровождающиеся ,жестами ,движениями способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Оригинальные тексты упражнений вызывают у детей интерес ,создают у них радостное настроение, делают их впечатление эмоционально богаче, помогают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения.

Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко ими усваиваются. Была у нас одна девочка которая ходила и напевала «Калина –калинка моя»

С помощью песни значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства». Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.

Колыбельные песни мы использовали ,кода шли на тихий час в спальную комнату. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька». Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.- напевное выделение голосом гласных звуков,- медленный темп,- наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

 Раз мы задумались о том, как стимулировать развитие речи детей с помощью народного фольклора…то обратились за помощью и к народной фольклорной игре. Почему? Потому что, по моему мнению, народная игра представляет собой такой вид деятельности, в которой активно развивается речь. Именно в народной игре я обнаружила неисчерпаемый источник образцов языка самого высокого качества, что, безусловно, необходимо для развития речевой деятельности, в которой происходит гармонизация движений тела, мелкой и крупной моторики, речевого аппарата. Это определяет формирование активной и пассивной речи. Мне кажется, с помощью народной игры можно положительно решить все задачи речевого развития, которыми являются:

- воспитание звуковой культуры речи;

- формирование грамматического строя речи;

- формирование связной речи;

- освоение разговорной речи;

- развитие монологической и диалогической речи.

Наряду со специфическими речевыми задачами, с помощью народных игр решаются задачи по развитию познавательных интересов, любознательности. Фольклорные игры позволяют ребенку соприкоснуться с историческим прошлым народа. У детей формируется представление о жизни наших предков, их культуре и быте.

Мы начинали с простых игр, таких как «Зайка беленький сидит»

«Солнышко и дождик»

Такие игры мы активно используем, как физкультминутка на занятиях.

Поле разучивали «У медведя во бору»,

Очень полюбили дети русский хоровод, ведь это особое действие, которое объединяет и дает возможность каждому ребенку почувствовать себя членом коллектива, . В русской традиции существует огромное количество вариантов хоровода: закрутка и путанка, хоровод с выбором, с бегом, с заменой, с изменением количества участников в круге .Конечно начинали с самых простых

В своей работе я использовала такие хороводные игры, как «Мышеловка», «Ровным кругом»,» «каравай» «Карусели» ,и т.д.

Использование подвижных игр на занятиях по речевому развитию помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Подвижная игра позволяет переключаться с одного вида деятельности на другой. В игре быстрее осуществляются мыслительные процессы.

Мной разработана большая подборка подвижных народных игр, которые легко адаптировать к конкретной лексической теме, что помогает расширять и обогащать словарный запас детей .Например в сентябре у нас был проект «осень» и тематическая неделя «Урожай» , мы с детьми разучили новую хороводную игру «Есть у нас огород»

 Важная функция игры – это социализация детей. Я нередко отмечала, что вовлекаются в игру даже самые малоактивные дети, избегающие коммуникации со сверстниками. Вначале они присматриваются, не проявляя заинтересованности, но постепенно чувствуют себя все увереннее и демонстрируют желание общаться, участвовать в коллективной игре и даже стремятся к победе.

Следующий вид фольклора это сказки ,который мы используем в своей работе. Как же без сказки? Сказки мы о подбирали такие , чтобы были не сокращены ,не изменены. Все книжки подбирали с понятными картинками, яркими картинками. У нас появился в группе хороший книжный уголок, дети проявляют интерес к книге. Рассматривают картинки. Могут по картинке рассказать сказку. Но чтобы добиться такого результата была проведена большая работа. Малыши ,которые к нам пришли не умели слушать сказки. Чтобы вызвать интерес мы в группу вносили сказочного героя. От имени героя читали сказку. Так мы начали в группе оформление театрального уголка.

У нас в группе много видов театра

Бибабо

Пальчиковый

Настольный

И другие.

Дети очень любят смотреть , как мы показываем сказки. Позднее сами их стали вовлекать в театрализацию. Сначала игрушками. Потом сделали маски .Пополнили уголок ряженья.Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

.На данный момент дети знают много сказок. Мы придумали , такую игру

«Узнай сказку», или « узнай героя по описанию».

Пока получается с трудом , так мы формируем навыки отгадывать загадки.

Загадки - это жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ. Как правило, большинство загадок построено на перечислении признаков загаданного предмета. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.

И конечно очень важно в режимных моментах использовать пословицы и поговорки.Пословицы представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой.

Пример: Когда я ем - я глух и нем.

Хлеб всему голова.

Поговорками называются выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность. Пример: Как рак на горе свистнет. Вода камень точит.

Для отработки звуковой стороны речи детей хорошо использовать задания с пословицами и поговорками. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.

Я рекомендую использовать в работе по развитию речи народный фольклор

Он не только развивает речь

Работа с использованием народного фольклора включает интеграцию всех областей: познавательное ,речевое , социально коммуникативное , художественно –эстетическое , физическое.

Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области